
Ценность Профсоюза — благополучие педагога
17—18 октября Российская академия образования совместно с отделением психологии и возрастной физиологии Уральского государственного педагогического университета провели международную научно-практическую конференцию «Эмоциональное благополучие субъектов образовательной среды».
На конференции в очном и дистанционном форматах обсуждались основные научно-методологические подходы к изучению эмоционального благополучия личности, результаты эмпирических исследований субъектов образовательной среды, а также практики (методы, инструменты, приёмы) по созданию условий педагогического взаимодействия, способствующих психологическому благополучию педагогов, обучающихся и их родителей.
Программа конференции была богатой и насыщенной. Одна из дискуссионных площадок называлась «Роль профессиональных сообществ в социально-профессиональном самочувствии педагогических работников». Её модераторы — заведующая кафедрой педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета Юлия Галагузова и заведующий Лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров Центра развития педагогического образования Российской академии образования, научный руководитель Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин.
Дискуссия касалась деятельности профессиональных сообществ, педагогических объединений, профсоюзных организаций, спикеры говорили о способах профессионально-личностного развития педагога и факторах профессиональной удовлетворенности педагогической деятельностью, а также о стимулах, мотивах и приоритетах её развития.
Открывая разговор, научный руководитель Лаборатории проблем непрерывного развития педагогических кадров Центра развития педагогического образования Российской академии образования Александр Савенков сказал в частности: «Социально-профессиональное благополучие, эмоциональное благополучие — всё это вписывается в общий психологический термин "субъективное благополучие личности". В народе это называется счастьем. Проблема изучения счастья стала актуальна на рубеже XX—XXI веков. Сейчас люди стали задумываться не только о том, как нам произвести как можно больше угля и руды, а о том, чтобы в процессе не потерять смысла собственной жизни». Он анализировал деятельность профессиональных сообществ с научной точки зрения — их конструкты, ценности, функции, капитал.
Тему с акцентом на формальное и неформальное повышение квалификации продолжил ведущий аналитик Лаборатории социологических исследований в образовании Российской академии образования Дмитрий Адамчук.
Одно из направлений развития профессиональных сообществ, точнее, один из новых типов таких объединений, — сообщества обучения, участники которых поставили перед собой задачу помогать друг другу в профессиональном росте и развитии. Об этом говорила проректор Корпоративного университета развития образования (Московская область) Ирина Салыгина.
Взгляд с точки зрения чиновника — начальник управления образованием Асбестовского городского округа Свердловской области Светлана Богданова обобщила и проанализировала существующие практические способы профессионально-личностного развития педагога.
Директор Международного образовательного комплекса «Гармония» (город Ижевск, Удмуртская республика), президент Ассоциации лучших школ Ахтам Чугалаев рассказал об объединении, в которое на сегодня входят 127 авангардных школ из 31 субъекта страны и о конкурсе «Педагогический дебют», инициированный ассоциацией. Состязание для начинающих свой путь в качестве педагогов, руководителей школ, детских садов, других специалистов (самых разных возрастов) проходит при поддержке Государственной думы Российской Федерации, Совета Федерации Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Общероссийского Профсоюза образования и других партнёров.
В последние годы Общероссийский Профсоюз образования многое делает для того, чтобы человек почувствовал себя участником не только профессионального союза, но и профессионального сообщества. «Профсоюзная деятельность как профессиональная ценность» — так назывался доклад секретаря Центрального Совета Профсоюза по Центральному федеральному округу Марины Ивановой, в котором она поделилась опытом Московской городской организации Профсоюза. Что же делает Профсоюз для благополучия педагога? «Профсоюз по своим уставным требованиям в первую очередь заботится о том, чтобы учитель был защищен в трудовом плане, чтобы у него были условия для работы и отдыха и чтобы, самое главное, учитель был удовлетворен теми процессами, которые идут в его профессиональной жизни», — отметила Марина Иванова.
Председатель Совета молодых педагогов при Центральном Совете Профсоюза Максим Гришин рассказал о молодёжном педагогическом движении Профсоюза — проектах и программах профессионального развития молодых педагогов, в том числе о двух главных кластерах движения — Совете молодых педагогов при ЦС Профсоюза и клубе «Наставник» Профсоюза, о крупнейших федеральных форумных событиях — Всероссийской педагогической школе Профсоюза и Всероссийском тренинг-лагере «Мастерская успеха». Он сделал вывод: «Самый главный посыл молодёжного педагогического движения Профсоюза в том, что молодые педагоги приходят в профессию, они понимают, что в образовании сегодня можно работать, развиваться».
Об Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», которая объединила тех, кто прошёл через старейший в стране педагогический конкурс, рассказала её председатель, директор гимназии № 3 городского округа Самары Светлана Ильина. Она поведала, как возникла организация, кто стал её учредителем (в том числе Общероссийский Профсоюз образования), о том, что представительства организации сегодня существуют уже в 74 субъектах страны. Масштабное событие среди многих региональных и межрегиональных проектов организации — международная конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы» — также не осталось без её внимания.
Видеозапись трансляции доступна для просмотра — rutube.ru/video/634b1db3fb0e58be5e802ea651207000/.