Тестовый режим
Общероссийский Профсоюз образования
Главная / Права и интересы / Кадры и аттестация педагогов

Профсоюз – за современные нормы профессиональной этики педагога!

Пресс-служба Профсоюза. 22.08.2019 Печать

20 августа в субъекты Российской Федерации было направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования "О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников". В связи с этим на вопросы корреспондента газеты "Мой Профсоюз" ответила Председатель Профсоюза Галина Меркулова.

Галина Ивановна, с какой с целью Профсоюз принял участие в подготовке примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников?

Галина Меркулова: К сожалению, минувший учебный год был отмечен целым рядом резонансных дел, связанных с обвинением учителей (в частности, популяризирующих спорт и здоровый образ жизни) в нарушении ими норм профессиональной этики. Эти частные истории не могли остаться без внимания со стороны Профсоюза и Минпросвещения России. Мы попытались привести нормы этики в созвучие со временем, отбросив в сторону устаревшие представления, и выработать механизм защиты педагога от произвольных нападок. 

А от каких устаревших норм этики теперь предлагается отказаться?

Галина Меркулова: Примерное положение разработано взамен Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников, подготовленного в 2014 году. Во-первых, будучи "пробой пера" в новом жанре, документ содержал множество громоздких, размытых и вызывавших произвольное толкование положений. Так, педагогам предписывалось "воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей". Мы постарались исключить в новом документе подобный субъективизм. Во-вторых, некоторые прежние нормы (например, требования к внешнему виду педагога) были попросту переписаны из Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Так, Модельный кодекс указывал педагогам на необходимость во что бы то ни стало "соответствовать общепринятому деловому стилю", что было лишено здравого смысла в отношении тех же учителей физкультуры во время спортивных занятий или педагогов, привлекаемых к работе в качестве руководителей походов. Учитывая многообразие педагогических ситуаций, в новой редакции документа требования такого рода заменены на более гибкую норму о соблюдении "внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы".

Распространяются ли требования к педагогам на их поведение в сети "Интернет"?

Галина Меркулова: Данный вопрос не был урегулирован в упомянутом Модельном кодексе, что вызывало трудности в трактовке недопустимого поведения учителя, скажем, в социальных сетях. Новый документ отвечает вызовам цифровой среды, но ориентирован не на запретительные меры или вмешательство в частную жизнь педагога, а на установление единственного ограничения – воздержания от размещения в сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Почему выбрана именно такая формулировка? Дело в том, что виды данной информации очень чётко определены в специальном законеК примеру, в нём указано, что относится к информации порнографического характера, и это отнюдь не изображение в купальнике. Понятно, что Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" регулирует деятельность СМИ, а не педагогов. Однако отсылка к используемым в нём понятиям позволит, с одной стороны, сформировать у педагога конкретное представление о границах допустимых действий в общедоступном информационном пространстве, с другой – оградить его от возможных несправедливых обвинений. Мы считаем, что требования к поведению учителя в доступных для детей местах в сети "Интернет" не могут быть более строгими, чем, скажем, к федеральному телеканалу.

А как быть, если родители обучающихся жалуются на нарушение норм этики?

Галина Меркулова: Это ключевой вопрос. Модельный кодекс содержал раздел с грозным названием "Ответственность за нарушение положений Кодекса", который распространялся даже на сферу аттестации педагогов. Вместо этого в новом документе появился раздел, посвящённый реализации права педагогов на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. В целях создания условий для реализации этого права Профсоюз и Минпросвещения России готовят в настоящее время примерное положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

С примерным положением о нормах профессиональной этики педагогических работников можно ознакомиться здесь.

Другие публикации по теме:

Профсоюз и Центр толерантности - в помощь школьникам и педагогам / 20 ноября 2019
Система подготовки педагогических кадров должна отвечать вызовам времени, считают в Совете Федерации РФ / 7 ноября 2019
Заседание Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям / 26 сентября 2019
Михаил Авдеенко в прямом радиоэфире ещё раз озвучил позицию Профсоюза по нормам поведения учителей в Интернете и соцсетях / 29 августа 2019
Общероссийский Профсоюз образования добивается защиты учителей от претензий к постам в социальных сетях / 28 августа 2019
Учителю будущего - компетенции будущего / 23 июля 2019
Министерство и Профсоюз актуализируют Модельный кодекс профессиональной этики педагогов / 8 июля 2019
Об итогах участия Профсоюза в Российской психолого-педагогической олимпиаде школьников имени К.Д. Ушинского и о заключении Соглашения Профсоюза с департаментом образования Ярославской области о взаимодействии в реализации данного проекта / 28 июня 2019
В "Смену" с профессиональным союзом / 1 июня 2019
В Абазинском муниципальном районе состоялся обучающий семинар по охране труда / 29 апреля 2019

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

+7 495 134-33-30