Алтайские депутаты вместе с профсоюзами обсудили бюджет края и зарплаты педагогов
В преддверии рассмотрения проекта бюджета Алтайского края на 2020 год и плановый период в Алтайском краевом Законодательном Собрании прошла встреча профсоюзных лидеров Алтайского крайсовпрофа с руководством и депутатами краевого парламента.
Открыл встречу председатель АКЗС Александр Романенко, который отметил важность взаимодействия депутатов с профсоюзами и предложил сделать такие расширенные встречи более регулярными. Сами профсоюзные организации регулярно в рабочем порядке взаимодействуют с депутатами и фракциями Заксобрания, общая же встреча проводится впервые.
Иван Панов, председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов, подчеркнул, что профсоюзная сторона высоко заинтересована в эффективном взаимодействии с законодательной властью края, поскольку именно на краевом уровне решается большая часть вопросов, наиболее близких конкретному человеку и жизненно важных для граждан. Председатель Крайсовпрофа выделил наиболее значимые вопросы, которые поднимают в ходе встреч в городах и районах члены профсоюзов:
- обеспечение кадрами учреждений образования, культуры, здравоохранения, привлечение и закрепление молодых специалистов;
- компенсация коммунальных услуг работникам бюджетной сферы, проживающим в сельской местности (своевременная индексация, выравнивание разницы между педагогами, врачами и работниками культуры);
- достаточность заложенных в бюджет средств на обеспечение повышения с 1 января 2020 года минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Спикер регионального парламента Александр Романенко охарактеризовал в общих чертах параметры наиболее значимых статей Закона о бюджете Алатйского края на следующий год, отдельно остановившись на том, что фонды оплаты труда работников бюджетной сферы буду увеличены на 8%, в т.ч. будут выделены средства на повышение МРОТ.
Председатель Алтайской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Абдуллаев поблагодарил руководство АКЗС и депутатов за своевременное внесение поправок в бюджет региона, позволивших увеличить фонды оплаты труда общеобразовательных организаций на 15% (вместо планируемых изначально 8%), а дошкольных организаций - даже на 19%.
Путь повышения на уровне края базовой части оклада хоть и не решает всех проблем, но наиболее результативный, уверен профсоюзный лидер учителей. Он назвал этот год прорывным: наконец-то зарплата учителя перестала зависеть от количества учеников в классе и выросла базовая часть: "Уже есть хорошие результаты, которые говорят, что, например, хотели уйти молодые специалисты, но они остались. Была проблема в том же Романовском районе, когда из крупной школы не хотели ездить учителя в малокомплектные школы, чтобы часть уроков вести, потому что там оплачивалось это меньше в два раза. Сегодня они ездят, все часы разобраны, и учителя работают.
При этом зарплата учителей да и остальных бюджетников продолжает оставаться очень низкой. В сравнении с прошлым годом рост вроде бы есть, а если сравнить цифры за последние 7-8 лет, то инфляция съела не только всё повышение, но даже больше. Таковы официальные данные Росстата. Профсоюз учителей признаёт: резервы региона исчерпаны полностью. Поэтому в Москву - в Государственную Думу и ПРавительство РФ мы уже направили обращения от профсоюзных активистов – пора установить базовые ставки для бюджетных отраслей, единые по всей стране!".
СМОТРЕТЬ ВИДЕОСЮЖЕТ "ВЕСТИ-АЛТАЙ" по данной теме.
Обращаясь к депутатам, профсоюзный лидер поднял перед членами регионального парламента следующие вопросы, поступившие от профактивистов с мест:
1. Заложена ли в проекте бюджета Алтайского края на 2020 год индексация выплат компенсаций за коммунальные услуги сельским педагогам?
2. С учётом важности развития социального партнёрства предлагаем депутатам АКЗС внести изменения в краевое законодательство, регламентирующее предоставление звания «Ветеран труда Алтайского края», предусматривающие присвоение данного звания при наличии Почётной грамоты Алтайского крайсовпрофа и краевых объединений работодателей. Ввести ежегодные квоты для каждой стороны с учётом возможностей краевого бюджета. На сегодняшний день из трёх сторон социального партнёрства учитываются только награды стороны власти (Правительства края и АКЗС), но не учитываются награды двух других сторон, без которых соцпартнёрство невозможно, и которые, собственно, и являются главными представителями человека труда.
3. Большинство наших школ 60-70-х годов постройки, в ходе проверок Рособрнадзор требуют неукоснительного выполнения требований по оснащению их, как к новым современным проектам: кабинеты кулинарии, химкабинеты и физики со специализированной мебелью, оснащенность лабораторным оборудованием и т.п. У школ отзывают аккредитации - но ведь это не вина школы, это вина учредителя, т.е. государства в лице муниципальной власти. Что планируется предпринять для более полного обеспечения учреждений образования в соответствии с требованиями стандарта?
3. Планируется ли выделение из краевого бюджета средств (софинансирование) на содержание дорожного фонда в населенных пунктах, т. к. состояние дорог негативно сказывается на эксплуатации транспортных средств школ и осуществления подвоза?
4. Из-за скудости бюджетов муниципалитетов сегодня наблюдается серьезный дисбаланс в оплате труда между работниками одного и того же учреждения: воспитатели получают зарплату из краевого бюджета, а заведующие и прочий персонал - из муниципального. Что предлагается предприниять для выравнивания ситуации?
5. Какие жилищные программы предусматриваются сегодня и на перспективу для решения кадрового вопроса работников бюджетной сферы – учителей, воспитателей, тренеров? В ряде регионов действуют программы по выделению служебного жилья, компенсации арендной платы, активно развивается социальный найм и т.п.).
6. Планируются ли программы поддержки молодых специалистов учреждений высшего образования, молодых учёных? Их учредителем являются федеральные ведомства, однако живут и работают они у нас в крае и создают его инновационный потенциал и интеллектуальную гордость. При этом на них не распространяются краевые формы поддержки. Отсюда – кадровый голод и нехватка молодых в вузах – большинство стремится уехать в Новосибирск, Томск, Санкт-Петербург, Москву.
Татьяна Ильюченко, председатель комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания, проинформировала в порядке ответа на первый вопрос, что в 2020 году будут проиндексированы выплаты компенсации за коммунальные услуги сельским педагогам - на процент официальной инфляции. "В момент перехода на фиксированные выплаты (2017 г.) мы взяли на себя обязательство ежегодной индексации выплат - это было одним из требований крайкома Профсоюза образования - и мы этому обещанию неукоснительно следуем. С 1 января 2020 года размер ежемесячной выплаты составит 2080 рублей".
Отвечая на третий вопрос, Татьяна Викторовна сообщила, что в бюджете 2020 года также заложены средства на оснащение школ оборудованием, введение в строй новых мест в школах и детских садах, организацию передвижных кванториумов и, что особенно важно - на обязательное бесплатное питание всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе встречи выступили также и представители профсоюзов жилищно-коммунального хозяйства, горно-металлургической, лесной промышленности, поднявшие животрепещущие вопросы отраслей.
Завершая встречу, спикер Заксобрания Александр Романенко заключил: "Надо чаще встречаться, потому что комплекс вопросов, поднятый профсоюзами - от заработной платы до ЖКХ и иных - затрагивает всё население Алтайского и их решение очень важно для граждан.
Служба информации комитета Алтайской краевой организации Профсоюза