Главная / Важные документы / На профсоюзный стенд

Какова готовность к внедрению профессионального стандарта "Педагог?"

Пресс-служба Профсоюза. 15.05.2016
Печать

16-17 мая в Алтайском крае работает комиссия Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования по изучению опыта подготовки к внедрению профессионального стандарта "Педагог". Ей предстоит познакомиться с опытом пилотных площадок по данному сложнейшему направлению работы, выявить на месте риски внедрения стандарта для педагогов, определить степень готовности. Возглавляет комиссию заместитель председателя Профсоюза Татьяна Куприянова.

16 мая члены комиссии в составе Татьяны Куприяновой, а также заведующей отделом по вопросам общего образования Татьяны Алёшиной и эксперта ЦС Профсоюза Евгения Романенкова работают в АКИПКРО с представителями Главного упралвения образования, института повышения квалификации и пилотных образовательных организаций, а 17 мая выезжают в Тальменский район, где познакомятся с опытом работы Тальменской СОШ № 6 - пилотной площадки по внедрению профстандарта. По итогам работы ЦС Профсоюза будут выработаны рекомендациив  адрес Министерства образования и науки Российской Федерации.

С 2014 года Алтайская краевая организация Профсоюза принимает участие в мероприятиях по внедрению профессионального стандарта «Педагог» в образовательных организациях Алтайского края. До этого профсоюзные организации активно участвовали в обсуждении проекта профстандарта на информационном портале Минобрнауки и в ходе совещаний и семинаров, проводимых АКИПКРО.

Основными формами участия краевого комитета, местных и первичных организаций при подготовке к внедрению стандарта в регионе являются экспертиза и согласование проектов документов, а также общественное обсуждение по направлениям:

1. «Формирование кадрового потенциала и управление персоналом» - внесение изменений в коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; локальные правовые актов по вопросам разрешения трудовых споров в организации, должностные инструкции работников.

2. «Установление новых систем оплаты труда» в части изменений Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (учреждений), реализующих образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

По направлению 1. «Формирование кадрового потенциала и управление персоналом» крайкомом Профсоюза в 2014 г. согласован подготовленный Главным управлением образования и молодёжной политики совместно с АКИПКРО Региональный план подготовки к введению профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании на 2014-2015 гг.

В соответствии с планом, в 2014-15 гг. должны были быть выработаны согласованные с краевым комитетом Профсоюза Методические рекомендации по осуществлению правового регулирования (регламентации) профессиональной деятельности учителей (воспитателей) в образовательных организациях, в том числе примерных форм:

- коллективного договора,

‑ правил внутреннего трудового распорядка,

- должностной инструкции учителя (воспитателя)

- трудового договора с учителем (воспитателем)

- локальных нормативных актов, устанавливающих нормы профессиональной этики педагогических работников

- локального нормативного акта, определяющего соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года

- локальных правовых актов по вопросам разрешения трудовых споров в организации.

Однако, ввиду перенесения сроков внедрения профстандарта и неразработанности нормативно-правовой базы на федеральном уровне, данные документы на сегодняшний день не подготовлены.

В апреле 2016 г. в краевой комитет Профсоюза поступили на согласование следующие проекты документов (проходят экспертизу):

- методические рекомендации «Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности»;

- методические рекомендации «Проектирование дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций».

По направлению 2. «Установление новых систем оплаты труда» с учётом норм и принципов профессионального стандарта «Педагог» в 2015 году с учётом замечаний крайкома Профсоюза принят Примерный порядок присвоения статусных званий педагогическим работникам на основе дифференцированной оценки уровня их профессионального развития. Он определяет правила, основные задачи проведения дифференцированной оценки уровня профессионального развития педагогов и присвоения на этой основе статусных званий педагогическим работникам, профессиональная деятельность которых соответствует содержательным характеристикам званий«педагог–наставник», «педагог–методист», «педагог–мастер», «педагог–исследователь» в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Для этого выделены уровни профессионального развития педагогов и определено соответствие трудовых действий выделенным уровням.

АКИПКРО совместно с краевым управлением образования определены 30 образовательных организаций края – базовых площадок для участия в апробации разработок по профилям «аттестация педагогов с учетом требований стандарта» и «повышение квалификации педагогических работников». В них к работе по апробации привлекаются в рамках компетенции первичные профсоюзные организации.

По согласованию с крайкомом Профсоюза в критерии оценки регионального этапа профессионального конкурса «Учитель года Алтая – 2015» внесены изменения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

С целью общественного обсуждения рисков и сложностей внедрения профессионального стандарта, специалисты краевого комитета Профсоюза, председатели местных организаций приняли участие в следующих мероприятиях:

- дискуссионная площадка «Профессиональный стандарт педагога» Титовских педагогических чтений (2014 г.);

- окружные семинары в августе 2014 г., в рамках которых, обсуждался региональный план по внедрению профессионального стандарта «Педагог»;

- на секции «Профессиональный стандарт педагога – вектор качества работы учителя» VI межрегиональной научно-практической конференции «От качества образования – к качеству жизни» (декабрь 2014) выступила председатель Барнаульской городской организации Профсоюза Т.Н. Лесовых по теме: «Ожидания и риски при введении Профессионального стандарта «Педагог»;

- семинар «Участие профессионально-общественных объединений педагогов в аттестации педагогических работников в условиях введения профессионального стандарта «Педагог» (2015 г.);

- секция краевой августовской конференции по вопросам внедрения профстандарта (2015 г.);

- общественные слушания в образовательных округах края с отдельной профсоюзной секцией (октябрь 2015 г.).

Профсоюзными лидерами в ходе данных мероприятий неоднократно указывалось, что вся сложность перехода на профессиональные стандарты ляжет на плечи самого педагога, которому необходимо разработать    индивидуальный образовательный маршрут собственного профессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей.

Всё это повышает и без того высокий уровень бюрократической загруженности и документооборота в образовательных учреждениях: так, в марте-апреле 2016 г. педагоги Барнаула массово возмущались необходимостью заполнения многостраничных листов самоанализа профессиональной компетентности на соответствие требованиям профессионального стандарта с целью выявления дефицитов.

С учётом этого, профсоюзным организациям всех уровней ещё предстоит большая работа по сопровождению внедрения профессионального стандарта «Педагог», которая сегодня, к сожалению, стопорится отсутствием необходимого уровня разработанности сопутствующей нормативной правовой базы на федеральном уровне. 

Служба информации крайкома Профсоюза

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо