Главная / Актуально

О практике реализации права педагогических работников на досрочное назначение страховой пенсии

Пресс-служба Профсоюза. 11.05.2023
Печать

Информация о практике реализации права педагогических работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости и деятельности областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ по защите пенсионных прав и интересов педагогических работников

За последние годы пенсионное законодательство претерпело значительные изменения, включая и особенности назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. До 2001 года работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских образовательных учреждениях, назначалась пенсия по выслуге лет (на основании Закона РСФСР № 340-I от 20.11.90 г., действовавшего с 1992 по 2001 гг., и более раннего Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.59 г.). Для получения пенсии преподаватель, учитель, воспитатель или иной работник сферы образования должен был иметь стаж просветительской деятельности не менее 25 лет. В 2001 году в связи с введением обязательного пенсионного страхования, пенсии по выслуге лет фактически были упразднены. Им на смену пришли льготные трудовые пенсии, исчисляемые уже по новым правилам.

Современная пенсионная реформа, коренным образом изменившая действующее пенсионное законодательство, затронула все категории граждан, включая и педагогических работников. Законодатель сохранил за педагогическими работниками право на досрочное пенсионное обеспечение на тех же основаниях, но существенно изменил условия назначения страховой пенсии.

Согласно пункта 19 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом обязательным условием назначения пенсии для педагогических работников, является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Таким образом, осуществление педагогической деятельности не менее 25 лет и установленный законом минимальный индивидуальный пенсионный коэффициент являлись безусловными основаниями возникновения у педагогических работников права на страховую пенсию, реализация которого в дальнейшем состояла в обращении за указанной пенсией в территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ. Страховая пенсия назначалась со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который существенно изменил редакцию пункта 19 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Новеллой пенсионного законодательства для педагогических работников является включение с 1 января 2019 года в статью 30 закона «О страховых пенсиях» пункта 1.1, согласно которому страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, назначается не ранее сроков, течение которых начинается со дня возникновения соответствующего права на страховую пенсию, соответственно момент возникновения права на страховую пенсию и момент ее назначения в отношении педагогических работников отделены установленными законодательством сроками.

Изменения в пенсионном законодательстве предусматривают установление и поэтапное увеличение срока назначения пенсии в отношении педагогических работников, начиная с 2019 года.

Так, педагогическим работникам, которые в 2019г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости назначается не раньше, чем через 6 месяцев со дня возникновения права на нее; в 2020 году - не ранее, чем через 18 месяцев со дня возникновения соответствующего права; в 2021 году - не ранее, чем через 36 месяцев; в 2022 году - не ранее, чем через 48 месяцев; в 2023 году и в последующие годы - не ранее, чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Несмотря на то, что согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии установленного стажа сохраняется за педагогическими работниками, иные условия выхода их на пенсию существенно ухудшили пенсионное обеспечение педагогов, в целом.

Для того, чтобы педагогу воспользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, требуется соблюдение следующих требований подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ №400 от 29.12.13г.:

-Наличие 25 лет стажа в учреждениях детского образования и минимального в году выхода на пенсию индивидуального пенсионного коэффициента.

-Соответствие должности и места работы утвержденным государственным спискам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения применяются:
-Для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства");
-Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно-список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463;

-Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно -список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067;

- Для учета соответствующей деятельности, в период с 2002г. по настоящее время-список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
К сожалению, не все категории педагогических работников имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основано на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Определение, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Анализ решений пенсионных органов об отказе в назначении страховой пенсии по старости показывает, что права педагогических работников ущемляются в вопросах пенсионного обеспечения. Принимаемые решения ухудшают многолетнее право на досрочную пенсию, носят формальный характер и не учитывают особенностей профессиональной деятельности. Данные решения не только не снижают психофизиологические нагрузки, но и приводят к негативным последствиям.

Многолетняя практика работы областной организации Профсоюза по защите пенсионных прав и интересов членов Профсоюза показывает, что споры с пенсионными органами по вопросам отказа а назначении льготной пенсии решаются в индивидуальном порядке с учетом действующих требований и особенностей профессиональной деятельности педагогических работников.

По-прежнему основной формой защиты пенсионных прав является обращение в судебные органы. Обращения связаны с отказами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в досрочном назначении страховой пенсии по старости всвязи с отсутствием необходимого стажа работы. Пенсионные органы не включают стаж следующие периоды когда:

-наименование должности педагогического работника или наименование образовательной организации не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений;

-не выполняется норма рабочего времени (это характерно для работников организаций, расположенных в сельской местности);

-осуществлялась работа в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;

-педагоги получали дополнительное профессиональное образование или обучались в организациях высшего образования;

-осуществлялась работа по должностям вожатый (старший вожатый), старший воспитатель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре (ДОУ);

-служба в армии;

-нахождение в вынужденных отпусках, отпусках по уходу за ребенком.

Специалисты областной организации Профсоюза, при поступлении обращения от члена профсоюза, изучают документы и дополнительные материалы, оказывают консультативную и адресную юридическую помощь по подготовке исковых заявлений и при необходимости представляют интересы члена Профсоюза в судах. Только в период с 2019-2023 год оказана помощь более 100 обратившимся.

Яркими примерами оказания персонифицированной помощи по восстановлению пенсионных прав педагогических работников могут служить:

-Подготовка документов в суд и оказание консультативной помощи педагогам, работающим в должности, старший воспитатель. В 2020 году ПФР не включил педагогам в стаж периода работы по указанной должности (у одного 10 лет у второго 9 лет). Специалисты областной организации подготовили исковые заявления и оказали помощь в сборе необходимых документов. Суды в разных муниципалитетах вынесли противоположные решения (Коркинский городской суд -дело № 2-1098/2020 от 05.11.2020 года и Металлургический районный суд- дело 2-4262/2020 от 23.11.2020г.). Одному педагогу данный период был включен с стаж, второму нет. После этого было подано 2 апелляционные жалобы в Судебную Коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда. Одна со стороны ПФР вторая подготовлена обкомом профсоюза и направлена на защиту интересов работника, которому в стаж не включили спорный период. 25.01.2021 года состоялось заседание по апелляции поданной ПФР и решение городского суда оставлено в силе в части включения в льготный стаж периода работы в должности Старшего воспитателя (Апелляционное определение, дело 11-1040/2021 от 25.01.2021года). Второе заседание (по апелляции подготовленной обкомом) состоялось в марте текущего года (Апелляционное определение, дело 11-3054/2021 от 25.03.2021 года) и принято решение о включении спорного периода в стаж.

-Подготовка документов в суд и оказание юридической помощи педагогическим работникам по включению в стаж периодов работы, дающий право на назначение досрочной пенсии в должности учителя в республике Казахстан и периодов повышения квалификации. Подготовленно исковое заявление, оказана юридическая и консультативная поддержка и в соответствии с решением суда (Варненский районный суд, дело 2-36/2021 от 26.03.2021года) спорные периоды работы включены в льготный стаж (5 лет).

-Подготовка документов в суд и оказание юридической помощи педагогу по включению в стаж периодов работы, дающий право на назначение досрочной пенсии в качестве старшей пионервожатой в детском туберкулезном санатории, учителя начальных классов в социально-педагогическом учебно-воспитательном комплексе, периоды прохождения курсов повышения квалификации, в должности учителя начальных классов на неполную нагрузку. Решением суда (Ленинский районный суд г. Магнитогорска, Дело № 2-1896/2020) указанные периоды включены в льготный стаж (более 8 лет).

-Оказание юридической помощи по включению в стаж периодов работы, дающий право на назначение досрочной пенсии в качестве старшей пионервожатой, воспитателя группы продленного дня, учителя, а также период обучения и периоды нахождения на курсах повышения. Специалисты обкома подготовили исковое заявление, оказали полную юридическую поддержку и в соответствии с решением суда (Ленинский районный суд г. Челябинска, дело 2-820/2020 от 14.07.2020года) спорные периоды включены в стаж (6 лет).

- В рамках оказания адресной правозащитной помощи членам профсоюза спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках решением судов включаются в льготный педагогический стаж (Решение Миасского городского суда, дело 2-1043/2021 от 11.05.2021г., Решение Ашинского городского суда, дело 2-306/21 от 21.05.2021года)

- Оказание юридической помощи по включению в льготный стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости в должностях музыкального работника-воспитателя в детском саду и

в должности старший вожатый. Направленно исковое заявление в суд, который принял решение о включении более 3 лет в специальный стаж (Ленинский районный суд г. Магнитогорска, дело 2-1657/2021 от 29.09.2021 года). Апелляционная инстанция оставила в силе решение районного суда.

-оказание адресной правовой помощи в подготовке искового заявления по вопросу отказа ПФР во включении в спец стаж периодов нахождения в учебных отпусках. В соответствии с решением суда (Троицкий городской суд Челябинской области. Решение от 07.04.2022г. дело № 2-415/2022) спорные периоды работы включены в льготный стаж. Включение данных периодов позволило изменить дату выработки необходимого стажа и заявителю выплачена недополученная пенсия в объеме 121 тысячи рублей.

- оказание адресной правовой помощи в подготовке искового заявления по вопросу отказа ПФР во включении в спец стаж периодов работы в должности музыкальный работник-воспитатель в детском саду и работа в должности старший вожатый. Иск в суд первой инстанции был подан в 2021 году. Решением суда указанные периоды включены в льготный стаж. ПФР подал апелляционную жалобу в Судебную Коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда. Апелляционным определением от 18 января 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. ПФР далее подает кассационную жалобу в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Кассационным определением от 26 апреля 2022 года решения суда первой инстанции и судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда оставлены без изменения. Включение данных периодов позволило изменить дату выработки необходимого стажа и заявителю выплачена недополученная пенсия в объеме 508 тысяч рублей.

В 2021-22 г. состоялись рабочие встречи с Сенатором Российской Федерации от Челябинской области М.Н. Павловой по вопросу реализации права педагогических работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Основной темой встреч является оказание совместной помощи педагогическому работнику по включению спорных периодов работы в должности старшей пионервожатой в льготный стаж. На 2022г. исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты (от районного суда до Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации). Специалисты областной организации подготовили жалобу в Конституционный суд РФ.

Экономический эффект правозащитной деятельности областной организации в части защиты пенсионных интересов и прав работников за период с 2019 по 2023гг. составил более 4 млн. рублей. В большей степени это суммы недополученной пенсии, полученные членами Профсоюза по итогам положительных решений судов. Общий период, включенный в стаж работникам, по результатам судебных решений и с участием Профсоюза, составил более 100 лет. На сегодняшний момент в судах рассматривается 6 дел и в работе специалистов областной организации находится 8 отказов пенсионных органов.

К сожалению, необходимо отметить, что педагогическим работникам по-прежнему будут отказывать в зачёте отдельных периодов их трудовой деятельности в стаж для досрочного назначения пенсии, поэтому право на зачёт этих периодов в специальный стаж необходимо устанавливать в судебном порядке. Областная организация Профсоюза продолжает активную работу по защите пенсионных прав и интересов членов Профсоюза, включая и оказание адресной правовой помощи по подготовки исковых заявлений и представления интересов членов Профсоюза в судах. Именно судебное решение будет являться юридическим основанием для досрочного назначения пенсии.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо