Главная / Направления работы / Правовая Инспекция

Людмила ШУШПАНОВА: Правозащитная работа Профсоюза – одна из приоритетных в системе образования

Пресс-служба Профсоюза. 14.02.2013
Печать

В Чувашской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ правовая инспекция состоит из 1 штатного главного правового инспектора труда в аппарате рескома и 23 внештатных правовых инспекторов. Об их работе в 2012 году нам рассказала главный правовой инспектор труда Людмила Юрьевна ШУШПАНОВА.

Внештатные правовые инспекторы избираются районными (городскими) профсоюзными организациями (их всего 25) с предоставлением в Чувашский реском поофсоюза выписки из протоколов заседаний президиумов, пояснила Людмила Юрьевна. 13 сентября 2012 г. внештатные правовые инспекторы принимали участие во встрече с заместителем председателя Общероссийского профсоюза Т.В. Куприяновой, работниками правового отдела аппарата Центрального совета Общероссийского профсоюза и членами правового совета при Центральном совете.



В течение 2012 года нами было проверено 150 работодателей в ходе 52 комплексных проверок, 7 работодателей – в рамках республиканской тематической проверки, 91 работодатель — в результате тематических местных проверок.

В числе комплексных и тематических местных проверок проведены проверки совместно с органами управления образованием в ряде районов и городов республики (9 и 41). Так, например, с участием специалистов отдела образования и молодежной политики были проведены комплексные проверки в образовательных учреждениях Батыревского, Шемуршинского районов и ряда образовательных учреждений г. Чебоксары.

Республиканская тематическая проверка проведена по теме «Осуществление компенсационных выплат работникам образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и молодежной политики ЧР» в 7 образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и молодежной политики ЧР. Проверка одного из республиканских образовательных учреждений (коррекционной школы-интерната), проведенной в 2011 г., выявила нарушения в части осуществления компенсационных выплат за работу в коррекционном образовательном учреждении (вместо повышение оклада (ставки) применялась доплата) и за работу в ночное время (вместо 35 % по отраслевому соглашению выплачивалось 20 %), в результате работникам начислялась заработная плата в меньшем размере.

Материалы проверки были направлены в Министерство образования и молодежной политики ЧР для принятия мер. Министерство образования и молодежной политики ЧР сообщило о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.



Районные (городские) профсоюзные организации с участием внештатных правовых инспекторов труда проводили на местах тематические проверки (91). Например, Цивильской районной организацией проверены 5 работодателей по вопросу оформления трудовых книжек (статьи 66, 84 ТК РФ) и личных дел работников. Урмарской районной организацией проверены 11 работодателей совместно с отделом образования и молодежной политики администрации Урмарского района по вопросу «Нарушения в области ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соблюдения условий коллективного договора в образовательных учреждениях». Местные тематические проверки проведены практически во всех муниципалитетах республики.

В ходе проверок выявлено 634 нарушения трудового законодательства. Ряд замечаний устранялся сразу в ходе проверок. По другим — руководителями образовательных учреждений представлена информация о принятых мерах. Всего было устранено 498 нарушений. Процент устранения выявленных нарушений по материалам профсоюзных проверок составляет 78 %, что на 8% выше, чем в 2011 г. (1191 нарушений, 838 – устранено).

Анализ выявленных в ходе проверок нарушений трудового законодательства показывает, что большее их количество связано с вопросами оплаты труда. При принятии и реализации локальных нормативных правовых актов (НПА), регулирующих вопросы оплаты труда. Так, например, при комплексной проверке одной из школ Алатырского района в части стимулирующих выплат установлено, что расчет надбавки за качество выполняемых работ производится централизованной бухгалтерией без утверждения стоимости 1 балла (денежного веса 1 балла), что противоречит скандальным Положениям о порядке распределения стимулирующей части оплаты труда.

Установлены случаи, когда руководители образовательных учреждений при наличии собственной бухгалтерии произвольно устанавливают надбавки за качество выполняемых работ с нарушением порядка, установленного локальными НПА.

Так, в ходе выездной проверки по жалобе учителя технологии одной из школ г. Канаша выявлено, что ряду работников установлено количество баллов, превышающих максимально допустимое количество по утвержденным критериям и показателям результативности и эффективности работы. Например, главному бухгалтеру установлено 70 баллов при максимально возможных для работников бухгалтерии 21,0, заместителю директора по административно-хозяйственной части 70 баллов при максимально возможных – 4,0 баллах. Другим заместителям директора по 70 баллов при отсутствии критерий по данным должностям (при проверке комиссии представлены не были). При этом определение денежного веса 1 балла произведено не отдельно по группам работников школы 1 (педработники) и 2 (другие), как предусмотрено локальным НПА, а установлена общая для всех работников стоимость 1 балла (в размере 120 рублей). Соответственно, размер надбавки за качество выполненных работ определен исходя из общей для всех работников (без разделения на педагогических и других работников) стоимости 1 балла (за минусом руководителя школы). В результате, педагогическим работникам фактически уменьшили заработную плату за счет уменьшения надбавки за качество выполняемых работ.

При установлении надбавок (доплат) за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: отсутствие выплат заместителям директоров за исполнение обязанностей директоров школ г. Чебоксары, отсутствие выплат за сверхурочную работу за переработку нормы рабочего времени сторожам одной из школ Комсомольского района, неправильное оформление выполнения работ по внутреннему совместительству с установлением доплаты, а не исчислением заработной платы одной из школ Комсомольского района и др.

Даны замечания по реализации нормативных правовых актов, принятых в республике и связанных с увеличением уровня оплаты труда педагогических и других работников дошкольного образования.

Так, приняты документы: с сентября 2011 г. об увеличении стимулирующей части фонда оплаты труда на 14,7 %, с 01 января 2012 г. об увеличении оплаты труда на 15 %. В ходе комплексных проверок выяснялось, что в ряде муниципалитетах при увеличении оплаты труда на 15 % не сохраняли увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда на 14,7 % (Алатырский район), увеличение оплаты труда на 15 % производилось без учета стимулирующих выплат (г. Чебоксары).

По выявленным в 2012 году нарушениям в адрес работодателей направлено соответственно 148 представлений об их устранении.

В 2012 году продолжалась работа правовых инспекторов труда образования совместно с органами прокуратуры Чувашской Республики.

По результатам рассмотрения наших обращений органами прокуратуры привлечены к административной ответственности 3 руководителя образовательных учреждений.

Людмила Юрьевна отметила, что членами профсоюза активно используется возможность получить бесплатную правовую помощь. В то же время отрадно, что увеличивается участие территориальных профсоюзных организаций по разработке коллективных договоров (296).

Судебные иски касаются обжалования решений пенсионных органов об отказе в предоставлении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Пенсионные дела, в основном, связаны с невключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации, отпусков по уходу за ребенком, учебных отпусков, периода службы в рядах Советской Армии, периодов работы в партийных органах, штатными пионервожатыми, тренером-преподавателем в ДЮСШ, работы организатором общественно полезного и производительного труда, работа в учебно-воспитательном комплексе, работы в педагогических должностях в яслях-садах, принадлежавших ранее совхозам и птицефабрикам, работа на неполную ставку в школе, расположенной в поселке городского типа. Все подготовленные иски были удовлетворены.

В 2012 году с участием представителей профсоюзных организаций было рассмотрено 14 дел в судах, из них 1 по восстановлению на работе. Участие в судах и представительство работников — членов профсоюза осуществлялось по искам по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Коллективных трудовых споров в 2012 году не было.

Экономический эффект правовой инспекции труда республиканской организации Профсоюза составил 22 412 000 рублей. За этой цифрой стоит огромная цифра правозащитников!

Как видим, правовой инспекцией труда республиканской организации профсоюза работников образования и науки РФ в 2012 году проделана большая работа по защите законных прав и интересов членов профсоюза. Такая же активная работа продолжается сначала 2013 года.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо