Главная / Мнения, статьи, аналитика

Профсоюз инициировал конференцию «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».

Пресс-служба Профсоюза. 06.04.2018
Печать

4 апреля в Москве по инициативе Общероссийского Профсоюза образования прошла совместная с Министерством образования и науки Российской Федерации конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». В конференции приняли участие представители власти, родительской и ученической общественности, общественных организаций, органов управления образования, министерства внутренних дел; учёные, психологи, педагоги, руководители образовательных организаций, средства массовой информации. Конференция прошла в формате общественного обсуждения.

От Чувашской республиканской организации Профсоюза образования в работе конференции приняла участие ведущий специалист по связам с общественностью Альбина Волкова.

Конференцию открыла председатель Профсоюза Галина Меркулова. Галина Ивановна пожелала конструктивного разговора с тем, чтобы иметь результат от обсуждения заявленной темы. «Сама система должна помочь учителю. С проблемой насилия в одиночку ни психолог, ни педагог не справится. Мы создадим общественное объединение. Сегодня должны быть конкретные дела. В каждом субъекте будет инициировано подобное сегодняшнему обсуждение», - сказала Галина Ивановна.
Заместитель директора Департамента Минобра РФ Лариса Фальковская говорила о том, что назрела необходимость выстроить иное образовательное пространство с учетом заявленной проблемы. И Лариса Павловна, и Сьюзан Флокен обратили внимание конференции на организацию психологической поддержки, повышения квалификации и подготовку педагога. Сьюзан Флокен, директор Европейского комитета профсоюзов образования, заявила о наличии у Интернационала образования плана борьбы с насилием в образовании, в котором важное место занимает подготовка учителя.

В чем видится причина насилия в школе? Как отметила в своем выступлении Сьюзан Флокен, это - личная неприязнь, конфликт интересов, эгоистичность. Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве, видит эту причину в  противоречии «я» и «другой», а в современной России это противоречие возникает еще и по имущественному и социальному принципу. Индивидуализация образования приводит к демонстративному поведению подростков. Образование увлеклось рейтинговыми показателями в ущерб духовно-нравственным отношениям.

Приводя результаты анкетирования, президент – главный редактор ЗАО «Издательский дом «Учительская газета»» Петр Положевец, привел такую цифру, как: в России отец уделяет ребенку в сутки в среднем 7 минут, а Александр Милкус, корреспондент газеты «Комсомольская правда», член Общественного совета при Минобрнауки России, сообщил, что 70% учителей в нашей стране хотя бы раз подверглись травле, а 15% - подвергаются систематически. Насилие - это также способ быть услышанными (Римма Чиркина, МГППУ), недостаток эмоционального взаимодействия (Татьяна Сахарова, МПГУ). Татьяна Сахарова, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, на конференции сделала интересное сообщение о современных детях: современные дети асоциально и антисоциально мобилизованы, они не хотят взрослеть и быть похожими на маму, у которой все время болит голова, и на папу, у которого постоянно проблемы. Наши дети «живут» в гибридном пространстве, где нет границ между реальным и виртуальным мирами. Они цифровые мигранты -  хотят быть постоянно на связи и в разных пространствах. Для них ценностью являются личный успех и образованность. Много различных парадоксов имеем мы на сегодня, один из них – высокий интеллект и инфантильность молодежи. Стало много детей пограничных, поведение которых находится между нормой и ненормой. Современные дети имеют клиповое сознание, просматривая большие объемы информации, не вникают в смысл и не умеют его извлекать. Вопрос современных детей «зачем?», а не «почему?»: «Мне это зачем?».

Как избавиться от агрессии, в которой мы очутились? Рецепт от директора Федерального института развития образования, заведующего кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора, доктора психологических наук, обладателя многих других должностных и почетных регалий Александра Григорьевича Асмолова следующий: «Постичь азбуку улыбкотерапии, в школу должна вернуться сказка, фантастика. Другой рецепт - увлечь учителя поэзией педагогики, чтобы он стал мастером коммуникации. Все в общении, в осмысленной совместной деятельности. Не искать козла отпущения в лице Интернета - давайте станем друзьями нашим детям».

Смысл всех выступлений на конференции, в целом, сводился к тому, что бороться с насилием, агрессией (буллингом!) в образовании можно только совместными усилиями участников образовательного процесса, общественности и власти.

 

 

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо