Чувашская республиканская организация
Главная / Вопросы заработной платы

Профсоюз образования выступает за сохранение льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг

Пресс-служба Профсоюза. 21.12.2015 Печать

Государственный Совет Чувашской Республики рассматривает проект Закона Чувашской Республики «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики», касающийся внесения изменений в Закон Чувашской Республики от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг». Законопроект содержит изменения порядка и размера денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг «сельским» педагогическим работникам.

Чувашская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ не согласна с рядом положений законопроекта и направила письменное обращение в Государственный Совет Чувашской Республики с замечаниями и предложениями.

22 декабря 2015 г. законопроект будет рассмотрен Комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике и национальным вопросам. Профсоюз до конца будет отстаивать позицию сохранения объема законно установленных «сельским» педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

 

Публикуем текст обращения к Председателю Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике и национальным вопросам Краснову П.С (скачать в формате PDF).

Уважаемый Петр Степанович!

Чувашская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации ( далее «Организация профсоюза») направляет Вам  свои замечания к проекту Закона Чувашской Республики «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики», касающемуся внесения изменений в Закон Чувашской Республики от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в части педагогических работников.

Организация профсоюза  возражает против принятия указанного проекта закона в предлагаемой редакции, поскольку считает, что он снижает существующий уровень социальной поддержки педагогических работников по оплате жилищно-коммунальных услуг и содержит нормы, ограничивающие права педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по сравнению с действующим законодательством.

Организация профсоюза не согласна со следующими положениями указанного  проекта  закона:

1.Предлагаемая редакция законопроекта первого абзаца статьи 1 Закона Чувашской Республики  от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» устанавливает исключение из числа категории граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, педагогических работников, проживающих и работающих  в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), работающих по трудовым договорам по совместительству или даже по основной работе, но на условиях срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

Данное исключение противоречит пункту 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Названный Федеральный закон предоставляет педагогическим работникам, проживающим и работающим в  сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от условий трудового договора (основная работа или по совместительству, на определенный срок или на неопределенный срок). Для получения компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения Федеральный закон установил следующие условия: 1) быть педагогическим работником, 2) работать в  сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), 3) проживать в  сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В противном случае действует федеральный закон (части 2и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

2.Предлагаемая редакция законопроекта части 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики  от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в части установления ежемесячной компенсации расходов :

- на оплату теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления  ограничивает компенсацию расходов только поставкой твердого топлива.  Поставка — это доставка твердого топлива. В ныне действующей редакции Закона Чувашской Республики «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» педагогическим работникам компенсируется не только доставка, но и приобретение топлива.

- со слов «в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики или органами местного самоуправления» ссужает право педагогических работников на  компенсацию указанных расходов  по сравнению с действующим Законом Чувашской Республики «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг». Согласно статье 2 Закона Чувашской Республики «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» размер ежемесячной денежной компенсации расходов исчисляется исходя из фактически произведенных расходов без каких либо ограничений.

3.В редакцию предлагаемого  законопроекта части 4 и 5 статьи 1 Закона Чувашской Республики  от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» во избежания споров, могущих возникнуть в процессе реализации закона, предлагаем после слов «коммунальных услуг» дополнить словами «а также по приобретению и доставке твердого топлива при наличии печного отопления».

4.Предлагаемая редакция законопроекта абзаца четвертого статьи 2 Закона Чувашской Республики  от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в части установления размера  ежемесячной компенсации расходов в сумме 1055 руб. снижает объем мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в  сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по сравнению с действующим законодательством. В соответствии с действующим сегодня законом «сельские» педагогические работники имеют право на полное  (фактическое) возмещение расходов, без ограничения какими-либо суммами.

5.Второе предложение статьи 3.1, дополняющей Закон Чувашской Республики  от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», и статья 4 рассматриваемого законопроекта о внесении изменений в Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55,  исключают из числа граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по данному закону, педагогических работников, проработавших не менее 10 лет в  сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), одновременно проживая в них, и  вышедших на пенсию в период работы в сельских образовательных организациях после 31 января 2016 г.

6. Предлагаемая редакция законопроекта дополняет  абзацем  статью 5 Закона Чувашской Республики  от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» следующего содержания: «В случае если два или несколько членов семьи имеют право на ежемесячную компенсацию в соответствии с настоящим Законом в размере 1055 рублей, она предоставляется только одному из них».

Данная норма отсутствует не только в Законе Чувашской Республики  от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», но и в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Пункт 8 статьи 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право на компенсацию расходов  по оплате жилых помещений, отопления и освещения всем педагогическим работникам, проживающим и работающим в  сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), без ограничений одной семьей. Сам факт занятия педагогической должности в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) при условии проживания в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), дает право на компенсацию.

7.Предлагаемая законопроектом формулировка  дополнительной статьи 5.1 об индексации ежемесячной компенсации  дает право Кабинету Министров решать: индексировать или не индексировать ежемесячную компенсацию. Полагаем, что вопрос об индексации должен быть решен Законом Чувашской Республики. То есть, следует изменить формулировку, установив, что ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг индексируется ежегодно, а процент индексации, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики исходя из роста цен и инфляции.

8.С учетом замечания, данного в п.5 настоящего обращения, следует изменить редакцию дополнительного абзаца пункта 3 части 1 статьи 17 Закона Чувашской республики № 55 от 30 ноября 2006 г. «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», исключив  слова «у которых право на указанную меру социальной поддержки возникло по состоянию на 31 января 2016 года».

В обоснование своих замечаний и предложений Организация профсоюза приводит следующие доводы.

Предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать порядок, условия  и размеры обеспечения педагогических работников компенсацией расходов на оплату  жилых помещений, отопления и освещения, не наделяет их полномочием снижать объем законно установленных  «сельским» педагогическим работникам мер социальной поддержки.

Такой вывод следует из сопоставления норм федерального законодательства.

В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ).

С 1 сентября 2013 года Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно статье 47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть8).

Из части 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки по  оплате жилых помещений, отопления и освещения. Наделение органов государственной власти субъекта Российской Федерации правом регулировать условия, порядок и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствуют о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.

Сопоставление содержания нормы части 8 статьи 47 действующего Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с положениями статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в последней редакции, также предусматривающей право названной категории педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и предписывающей устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование прав и свобод педагогических работников, гарантий их реализации в целом осталось прежним.

Такая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 09 сентября 2015 г. по делу № 92-АПГ15-8.

Прошу рассмотреть на Комитете Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике и национальным вопросам  настоящее обращение и учесть замечания и предложения Организации профсоюза по проекту Закона Чувашской Республики «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики», касающемуся внесения изменений в Закон Чувашской Республики от 08 февраля 2005 г. № 1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» и Закона Чувашской республики № 55 от 30 ноября 2006 г. «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской республике отдельными государственными полномочиями».

 

Председатель

Степанова З. Н.

428013, г. Чебоксары, ул. Калинина, 66

(8352) 63-21-64