История деятельности
Начало создания Калужского областного профсоюза учителей положил Московский съезд учителей, состоявшийся в апреле 1905 года. На съезде в г. Москве присутствовало 70 учителей из других губерний, в том числе из Калужской Н.А.Олисов – учитель 3-классного городского училища. На съезде было провозглашено создание Всероссийского учительского союза – ВУС для объединения всех учителей.
Д.Н. Челищев – почетный дворянин, член губернской земской управы, в 1899 году основал «Общество вспомоществования» для оказания помощи бедным учителям, одиноким, престарелым. В 1904 году городским обществом в Калуге построен «Дом призрения» для проживания нуждающихся учителей – двухэтажное деревянное здание, ныне дом №1 на улице Гоголя.
По примеру всероссийского в Калужской губернии был создан Учительский союз в 1905 году, но просуществовал он недолго при Олисове Николае Алексеевиче.
Летом 1919 года в Москве состоялся второй всероссийский Учредительный съезд, на котором были объединены два союза – просвещения и культуры в один под названием «Союз работников просвещения и социалистической культуры». По этому примеру и в Калуге 19 августа 1919 г. состоялся Первый учредительный съезд профсоюза работников просвещения и соцкультуры. Председателем правления губпрофсоюза был избран Василий Александрович Шемаев, исполнявший и обязанности заведующего социально-культурным отделом Губоно, а с 1921 по 1926 г. стал председателем профсоюза.
Шемаев В.А. родился в 1894 г., окончил Учительскую семинарию в Московской губернии, работал учителем, затем в Облоно. В 1926 г. Шемаев В.А. был переведен на работу директором совпартшколы.
Что наиболее известного, необходимого осуществлено в период правления председателя В.А. Шемаева?
- Созданы профсоюзные организации в каждой школе и других учебных заведениях культуры.
- Число членов профсоюза выросло в два раза и стало составлять 4922 человека против 2461.
- Проведено 8 ежегодных профсоюзных съездов с определением задач и обязанностей перед каждой первичной профорганизацией, созданными городскими профорганизациями.
- Была ликвидирована задолженность по заработной плате учителям, заработок учителя доведен до средней зарплаты квалифицированного рабочего. Учителя, прослужившие 25 лет, обеспечивались пенсией в размере заработка, сельским учителям предоставлялись бесплатные квартиры.
- Принят Устав членов профсоюза и форма членского билета.
В 1926 г. на 8 съезде профсоюза председателем избирается Г.Т. Уткин.
Уткин Георгий Трофимович – уроженец Медынского уезда, учитель, директор Медынской ШКМ, после окончанияМосковского Университета получил звание профессора. После возвращения в г. Медынь в 1919 г. был избран председателем горкома профсоюза учителей, а с 1926 по 1929 г. работал председателем правления губернского учительского профсоюза до реорганизации Калужской губернии в 1929 г.
В период своей трехлетней деятельности организовал проведение трех профсоюзных съездов, много внимания уделял повышению педагогического творчества и результатам работы института народного образования, педагогических техникумов по подготовке учителей. На съезде в 1928 г. был заслушан Отчет представителя ЦК профсоюза «О ходе культурной революции на местах», принято Постановление об активном участии Калужских просвещенцев в ликвидации неграмотности взрослого населения до 50-летнего возраста, осуществлены всеобщего начального бесплатного обучения детей.
После восстановления Калужской области в 1944 г. на первой профсоюзной конференции председателем областного комитета профсоюза работников начальной средней школы была избрана Соколова Вера Алексеевна.
В.А. Соколова родилась в 1920 г. в Юхновском районе, окончила Калужское педучилище, Московский пединститут. В годы ВОВ работала в Омской области заведующей районо до возвращения в Калужскую область в 1944 году.
Работая председателем обкома профсоюза с 1944 по 1961 годы, вместе с Облоно направляла деятельность профорганизаций на мобилизацию предприятий, колхозов на восстановление школ, укомплектование учителями, организовывала соревнование «За лучшую подготовку школ к учебному году», заботилась об обеспечении учителей, учащихся, студентов летним отдыхом, отстояла Дом учителя от передачи здания в управление торговли. В.А. Соколова избиралась членом президиума Облсовпрофа, депутатом облсовета депутатов трудящихся, членом Обкома партии, ЦК профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР (фото чл. билета).
В связи с уходом на заслуженный отдых Соколовой В.А. непродолжительный период работает председателем обкома профсоюза инспектор Облоно В.Г. Сухоцкий (1961-1963 гг.), исполняя намеченные ею планы и задания. После разделения области на промышленные и сельские районы председателем обкома профсоюза учителей сельских районов была избрана инспектор Гороно, председатель Горкома профсоюза Россман Екатерина Ивановна (1963 – 1966 гг.). В 1965 году деление районов устраняется и председателем обкома профсоюза избирается Савонин Г.Д. (фото).
Григорий Дмитриевич Савонин уроженец Мещовского района, окончил педагогический техникум, работал директором Мещовской семилетки, секретарем РК комсомола, участник ВОВ, награжден многими орденами и медалями. После войны заочно окончил Пединститут, работал заведющим Калужским гороно, председателем райисполкома, с 1957 по 1965 годы – заведующим Облоно. С 1965 по 1968 годы – председателем Обкома профсоюза.
В эти годы при содействии обкома профсоюза и лично Савонина Г.Д. впервые в области была проведена областная конференция на тему «Научная организация труда в школе», Учительский съезд с целью решения главной задачи «О переходе ко всеобщему среднему обучению молодежи в области».
В 1970-е годы успешное решение этой главной задачи, стоявшей и перед профсоюзными организациями, выпало и на долю председателя обкома профсоюза Л.П. Коноваловой, (р.1937 в г. Калуге). Главными задачами были строительство домов для учителей в сельской местности, льготные путевки в санатории, дома отдыха, открытие пансионата при Спас-Суходревской СШ Малоярославецкого района для учителей-ветеранов и пионерского лагеря.
Лидия Петровна Коновалова, работая инспектором облоно, хорошо изучила деятельность многих учительских коллективов, профорганизаций школ, чтобы направить их работу на решение стоявших задач.
Продолжение ее профсоюзной деятельности перешло к Василию Дмитриевичу Лагутину.
Лагутин В.Д. – уроженец Мещовского района, окончил Мещовский педагогический техникум, Смоленский пединститут, работал директором школ, заведующим районо и заместителем заведующего Облоно с 1967 по 1974 г.
В 1974 г. Василий Дмитриевич был избран председателем обкома профсоюза работников народного образования и просвещения и проработал 10 лет до 1984 года.
Главными задачами, которые предстояло решать вместе с органами народного образования – это осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи, привлечение к решению школьных задач базовых предприятий, повышение творческой деятельности педагогических коллективов и профсоюзных организаций, обобщение передового опыта, обеспечение учителей путевками в санатории, дома отдыха, экскурсии на льготных условиях, а учащихся путевками в пионерские лагеря, детские площадки, открытие пионерского лагеря «Зайка» в с. Лев-Толстое в 1980 г., участие в 10 Республиканской конференции профсоюзных работников.
Для более успешного решения этих и других задач работники образования, профсоюза впервые вступили в соревнование с соседней Тульской областью за лучшую подготовку школ и других детских учреждений к 1974-1975 учебному году. По ряду показателей наша область заняла ведущее место. Это прием в 9 кл. средних школ – 100%, число учащихся в группах продленного дня – 102%, прием в детские сады, строительство сельских школ. Малоярославецкий районо на материале своих школ подготовил «Обращение ко всем работникам просвещения области» по подготовке школ и дошкольных учреждений к 1979-1980 учебному году, отпечатал специальной брошюрой в количестве 600 экземпляров. Пример совместной работы школы с местным колхозом им. Орджоникидзе показала Дешовская 8-летняя школа Козельского района по выполнению обязательства о совместной работе профсоюзных организаций.
Обком профсоюза специально подготовил и отпечатал брошюру «Рекомендации по организации соревнования» и издал в Калужской типографии 1500 экземпляров в 1981 году. В 1984 г. предоставлено санаторных путевок – 433, в дома отдыха – 354, в пансионаты – 64, турпутевок – 106.
В результате активной деятельности органов народного образования, профсоюзных организаций, при содействии органов власти, разных общественных организаций Калужской области в 1983 году в числе передовых областей страны наша область осуществила полный переход по всеобщему среднему образованию молодежи.
12 апреля 1984 года Верховный совет страны вводит новую школьную реформу.
Поставленные реформой новые направления в развитии образования, воспитания молодежи предстояло решать вновь избранному в 1984 г. председателю Обкома профсоюза Маргарите Петровне Пономаревой.
Маргарита Петровна Пономарева родилась в 1943 г. в Мещовском районе, окончила Мещовское педучилище, Калужский педагогический институт, работала преподавателем. В 1965 году Пономарева М.П. была избрана секретарем Калужского горкома комсомола, а через 4 года, в 1969 году, была назначена на работу инструктором, затем секретарем Калужского обкома комсомола.
Успешно проработав 8 лет в Обкоме комсомола М.П. Пономарева была переведена на новую, более ответственную должность в 1976 г. – инструктора Областного комитета партии. Через 5 лет работы инструктором Маргарита Петровна назначена на должность заместителя председателя Октябрьского райисполкома г. Калуги и работает до избрания в 1984 г. на должность председателя Обкома профсоюза, работников народного образования и просвещения вместо Лагутина В.Д.
На период работы председателем обкома профсоюза М.П. Пономаревой выпали самые тяжелые годы перестройки страны в экономике, социальном положении, образовании, профсоюзах, но она настойчиво защищает права членов профсоюза, добивается улучшения материального положения учителей, студентов, повышения роли профсоюзных организаций в учебных заведениях. Отмечено 100-летие образования Учительского профсоюза, 75-летие Калужского Учительского профсоюза.
Из истории профсоюзного движения
Профсоюз работников народного образования берёт своё начало с 1899 года, когда в Калуге было создано Общество взаимовспомоществования, основателем которого был Челищев Дмитрий Николаевич.
Существовало оно за счёт пожертвований и членских взносов, помогало нуждающимся учителям и детям сельских учителей. В 1904 году появилось первое собственное здание учительского дома. (Это здание сохранилось в Калуге до сих пор по улице Гоголя, 1).
В 1905 году был создан Калужский Учительский союз, а в 1919 году - губернский профессиональный союз работников просвещения и социалистической культуры.
Первым председателем правления был Шемаев Василий Александрович.
В 20-е годы XX века под председательством Уткина Георгия Трофимовича в профсоюзное движение вовлекается молодёжь.
После образования Калужской области в 1944 году был избран Калужский обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, который возглавила Соколова Вера Алексеевна.
В 50-60 годы в области осуществлялось всеобщее семилетнее, затем восьмилетнее образование, строились типовые школы, создавались лагеря труда и отдыха для детей в каникулярный период. Председателями обкома Профсоюза были: Владимир Григорьевич Сухоцкий, Екатерина Ивановна Россман, Григорий Дмитриевич Савонин.
В 70–е годы активизируется деятельность профсоюзных организаций на решение предстоящих задач по осуществлению всеобщего среднего образования молодёжи, созданию необходимой материальной базы, повышению квалификации учителей. В районах области было построено 20 типовых зданий для сельских школ, 20 интернатов, 23 дома для учителей на 104 квартиры, к 1983 году был завершён переход ко всеобщему среднему образованию молодёжи, а обком профсоюза работников образования возглавляла Лидия Петровна Коновалова. В 1974 году на областной конференции работников просвещения, высшей школы и научных учреждений председателем был избран Лагутин Василий Дмитриевич.
Этот период был одним из напряжённых в работе профсоюзных организаций школ, средних и высших учебных заведений. Надо было привлечь шефствующие предприятия и их профсоюзные организации к дополнительному строительству типовых зданий школ, особенно в сельской местности, организации бесплатного подвоза учеников к отдалённым средним школам и горячего питания, а так же предоставление бесплатных учебников для нуждающихся учеников, вовлечение учителей, не имеющих высшего педагогического образования на заочную форму обучения в педагогические институты.
Для оздоровления учителей, студентов профсоюзными комитетами ежегодно выделялось более 600 льготных путёвок, 300 – в дома отдыха и 100 туристических путёвок по стране и за границу. Для учителей – ветеранов был открыт лечебный пансионат на базе санатория «Воробьёво». Однако, не все вопросы в профсоюзной деятельности обкома решались успешно. Многих членов Профсоюза не удовлетворял уровень заработной платы, оставались проблемы с коммунальными услугами.
Решение этих и других задач, определённых школьной реформой 1984 года, перешли в ведение нового председателя обкома Профсоюза – Пономаревой Маргариты Петровны.
На период её деятельности выпали годы перестройки экономики, культуры, образования.