Главная / Из территориальных организаций / Октябрьская РО

Чокан Валиханов и Григорий Потанин – дружба длиною в жизнь

Пресс-служба Профсоюза. 30.10.2018
Печать

 Многие века русские и казахи жили бок о бок. Общеизвестен вклад россиян в становление и развитие казахстанской экономики, науки, культуры, буквально всех сфер жизни. Как показывает многовековой опыт, важно продолжать дружеские отношения, и в первую очередь, со странами-соседями. Знать и понимать друг друга - вот самая прочная основа для взаимного учета интересов государств-соседей. Об этих и других сторонах межнациональных отношений в канун праздника – Дня народного единства размышляет учитель истории и обществознания Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73» Денис Толкачев.

 

– Вот уже несколько лет в нашей стране отмечается День народного единства. Актуальность дружественных межнациональных отношений для омского региона, где проживают представители разных национальностей и этносов, сложно переоценить. Но не менее важно помнить тех, кто еще до нас создал образец межкультурного диалога. Примеров в нашем общем прошлом достаточно. Один из них – история дружбы двух выдающихся сынов своих народов, которая стала длиною в жизнь.  

Чокан Валиханов и Григорий Потанин познакомились во время учебы в Омском кадетском корпусе в пятидесятые годы XIX века. В начале учебы в Омске Чокан не знал русского языка, и на первых порах ему помогал Григорий, ставший затем его верным соратником. «Дружба двух мальчиков 12 лет не могла начаться по приказу или доброму пожеланию взрослого... Потомок аристократа степи и сын казачьего офицера сблизились на почве любви к родному краю, неземной страсти к знаниям, искренней веры во всемогущество просвещения, которое, по их мнению, только и способно принести счастье народам», – пишет в своей книге Ирина Стрелкова «Валиханов». В своих воспоминаниях Потанин отмечал, что 15-летнему Валиханову начальство кадетского корпуса пророчило будущее крупного исследователя и даже учёного.

Об этом же в книге «Григорий Николаевич Потанин» писал академик Владимир Обручев: «...Обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников... Совершенно не зная русского языка, он чувствовал себя первое время одиноким. То же самое испытывал и сын казачьего хорунжего Николая Потанина – Григорий. Увлечение книгами и рисованием сближает мальчиков, делает их друзьями».

По воспоминаниям Потанина, именно Чокан заразил его страстью к истории, путешествиям и исследованиям. В кадетском корпусе друзья изучили много книг о казахской истории и географии. Первые произведения были написаны ими вместе: когда Валиханов и Потанин учились на старших курсах кадетского корпуса. Увлеклись географией и этнографией казахской степи, Валиханов рассказывал и рисовал, а Потанин записывал очерки о жизни, традициях, обычаях казахского народа. В своих воспоминаниях Георгий Потанин отмечает, что Валиханов имел глубокие знания, был всесторонне образованным человеком, в его библиотеке было собрано буквально все, что печаталось о казахах и 12 редких изданий по истории Казахстана.

В кадетском корпусе друзья проштудировали книги «Описания киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» Левшина, «Покорение Сибири» и «Очерки торговли России со Средней Азией» Небольсина, «История первых четырех ханов из дома Чингизова отца Иакинфа», «История Сибири» Мил­лера, «Историческая карта Азии» Клапрота, труды Гумбольдта и Ремюза.

 «На последних курсах кадетского корпуса, – вспоминал позже Потанин, – география и этнография казахской степи сделались для меня любимым занятием, и Чокан помогал мне наполнять тетради своими рассказами. Мы занесли в тетрадь обстоятельное описание соколиной охоты у казахов. Чокан, должно быть, еще с раннего детства увлекался картинами этого казахского удовольствия и отлично знал подробности ухода за соколами и вообще охоту у казахов. Он рассказывал, я записывал, а он потом иллюстрировал мой текст рисунками натрусом соколиных наглазников (тома-га), соколиных постаментов (тугур), барабанов (даулпаз), пороховниц, ружей и пр.».

После окончания кадетского корпуса в 1852 году Потанин уехал на службу в Семипалатинск, откуда затем отправился в поход. Валиханов вышел из корпуса в чине корнета и был определен в шестой полк Сибирского казачьего войска.

Друзья используют каждую возможность, чтобы увидеться и обменяться этнографическими материалами, ведут активную научную переписку.

Постепенно в их портфелях накопилось много общих текстов, в частности, пословиц, собранных и переведенных. В 1856 году, когда Потанина переводят в Омск, он, по просьбе Чокана, выписывает для него из Омского областного архива сведения об отношениях русских пограничных начальников с князьями соседнего Джунгарского ханства, о торговле между Сибирью и городами Восточного Туркестана. Друзья встречаются в Петербурге во время учебы Потанина в университете. Они вместе пишут статью «Отрывок из письма к издателю» по материалам поездки Потанина на западную границу казахских степей, под Уральск, которая в 1862 году была напечатана в «Колоколе».

В 1863 году в Омске дороги Георгия Потанина и Чокана Валиханова, который был причастен к делам Петербургского политического «Сибирского кружка», боровшегося против власти самодержавия, снова пересеклись. В 1864 году уже тяжело больной Чокан вновь приезжает в Омск. Видится он с Потаниным недолго. Они обмениваются материалами казахской народной поэзии.

В бумагах Чокана впоследствии была обнаружена рукопись Потанина, где упоминаются эпос «Козы-Корпеш» и сказака «Итыгиль», которую Потанин записал на Тарбагатае. Георгий Потанин оставил трогательное воспоминание об одной из встреч с Чоканом: «Всю ночь мы просидели не ложась, говорили, говорили. Чокан должен был на другой же день уехать – так сложились его служебные дела. И когда он уехал, я, поверите ли, заплакал как ребенок. Словно солнышко закатилось».  

Чокан Валиханов подружился с Сергеем Дуровым, политическим ссыльным, освободившимся из Омской каторжной тюрьмы. Под его воздействием Чокан преодолевал провинциальную замкнутость. Дуров пытался убедить его, что коренными вопросами всей России являются ликвидация крепостного строя и его оплота – самодержавия и освобождение народов России от гнета царизма. Вооруженный демократическими идеями, Валиханов стремился в свою очередь воздействовать на своего друга Потанина, чтобы, как отмечал академик Обручев, «пробудить в нем отрицательное отношение к Николаю и критическое отношение к царизму вообще».

В своих воспоминаниях Г. Потанин отмечал: «Каждый раз после встречи с Чоканом я уходил от него разобиженным, потому что чувствовал себя всегда побитым на всех пунктах, но разубедить меня Чокан все-таки не мог. Я все-таки думал, что моя сторона правая, только я не имею ни тех знаний, ни того искус­ства, какие были у Чокана, чтобы спорить с ним».

Желая расширить политический кругозор своего друга, Чокан свел его с Дуровым. Об этой встрече Потанин вспоминал в двух своих работах. В статье «Встреча с С.Ф. Дуровым» он писал: «Я провел у Дурова целый вечер... Ни один человек так сильно не действовал на меня прежде. Более всего он произвел на меня впечатление своей верой в будущее России и в прогресс человечества. Я ушел от него единомышленником Чокана и споры между нами прекратились». Из статьи «Биографические сведения о Чокане Валиханове»:
« ...Теперь, в конце нашей беседы с Дуровым, я легко перешел в другую веру... Со мной со­вершился переворот. Я ушел от Дурова тем, до чего хотел меня довести мой друг Чокан».

В промежутках между тремя экспедициями (1876–1880 гг.) в Монголию Григорий Николаевич находит время для посещения Сырымбета, чтобы отдать последний долг незабываемому другу Чокану, скончавшемуся в 1865 году и встретиться с его родственниками. Об этой поездке он рассказал в очерке «В юрте последнего киргизского царевича», который завершается следующими знаменательными словами: «Наступил день расставания. Когда все было готово к отъезду, я вошел в юрту султана Чингиса проститься с ним. Чингис Валиевич встал со своего места, взял меня за бороду, и мы поцеловались. Вероятно, по-киргизски это был знак особенного дружелюбия. В моем лице он хотел обласкать друга сына Чокана».

Судьба отмерила друзьям неодинаковый жизненный путь: Потанин прожил долгую жизнь, Валиханов умер в самом расцвете сил, но их творческий и духовный контакт был очень тесен. 

В мае 1894 года по случаю приезда в Омск уже известного путешественника Г.Н. Потанина было созвано чрезвычайное общее собрание Западно-Сибирского отдела Географического общества, на котором он сказал: «Омск – это моя духовная родина. Здесь я когда-то с моим покойным другом Чоканом Валихановым впервые начал мечтать о тех трудах, выполнить которые пришлось мне одному, так как бедный друг мой скоро умер. Но я уверен, что при исполнении тех задач, которые мы себе намечали, он мог бы создать себе громадное имя. Что касается меня, я сделал все, что мог, не отступая от тех предначертаний, которые мы себе когда-то вместе составили».

Потанин знал отца Валиханова, с его уст он записал огромное множество казахских легенд и приданий. Всю свою жизнь он посвятил изучению духовно-исторического наследия казахского народа. Григорий Николаевич принял самое активное участие в подготовке и издании сборника сочинений Чокана Валиханова, благодаря которым мы узнали факты его биографии, собрал все рукописи, расшифровал записи.   Григорию Николаевичу пришлось преодолеть немало сложностей, но дружеский долг был сильнее.

В 1904 году первое издание сочинений Ч. Валиханова под редакцией Н. Веселовского вышло в свет в 29-м томе «Записок РГО». Этому событию Г. Потанин был беспредельно рад. Свершилось то, о чем в эти годы он мечтал, чего настойчиво добивался. «Чокан Валиханов принадлежит к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь... Он имел нежное сердце и острый ум», – писал о своем друге и соратнике Потанин.

Удивительно взаимное национальное проникновение великих ученых: Валиханов познал русскую речь, Потанин овладел языком казахского народа.  

Григория Николаевича иногда называют «русским сыном казахского народа», так как это был уникальный человек, которому была небезразлична судьба казахского народа. Он сумел найти путь к сердцу народа, а свое сердце он навсегда подарил братскому народу и родной казахской земле.

Григорий Николаевич Потанин внес огромный вклад в исследование жизни казахского народа: географические описания, исторические заметки и этнографические труды. На сегодняшний день ученым известно более шестисот его исследовательских работ, являющиеся богатством казахстанской науки.  Алашордынцы уважительно называли его «почетным сибирским аксакалом».

Великий ученый никогда не забывал о своей родной земле.  Исследованию родного края он уделял пристальное внимание, и неспроста областной краеведческий музей города и средняя школа в Павлодарской области носят имя великого русского ученого.

А в 2012 году в Павлодаре был установлен памятник двум ученым с мировым именем. Этот памятник является образом верной дружбы между казахским и русским народами.

     Дружеские отношения Потанина с Валихановым – особая страница в истории наших народов. Это образ верной дружбы, продолжения укрепленных временем традиций добрососедства между Россией и Казахстаном.

Сегодня культурное наследие и научное завещание Потанина и Валиханова становятся еще более актуальными и востребованными. В России и Казахстане проведена систематизация материалов и изданы научные труды Григория Николаевича и Чокана Валиханова. Память о деятельности этих ученых сближает два великих народа, два братских государства.

Их гражданская позиция – позиция гуманистов и интернационалистов является важной и необходимой современному человеку.  Это пример сегодняшнему подрастающему поколению казахстанцев и россиян.  

Они опередили свое время, культивируя еще в XIX веке популярный сегодня принцип во взаимоотношениях между народами – толерантность.        

Мои выдающиеся земляки Чокан Валиханов и Григорий Потанин были убеждены, что главной силой, двигателем развития народов является их национальная культура, знание языков, постижение тайн своей истории и ментальности народа. До конца своих дней они сохранили трепетные и очень нежные чувства друг к другу, к своим народам.

Память о великом сыне казахского народа живет в Омском регионе. Рядом со зданием Консульства Республики Казахстан, на улице, носящей его имя, установлен памятник Чокану Валиханову. В год 550-летия Казахского ханства эта улица была признана одной из лучших в Российской Федерации. А на стене здания Омского кадетского корпуса размещена памятная мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь учился Чокан Валиханов.

Дружба замечательных представителей двух народов – Георгия Потанина и Чокана Валиханова – явилась примером того, как союз просвещенного казаха со свободомыслящим русским интеллигентом способствовал изучению казахской народности «не только для пополнения европейского знания, но и в целях пробуждения самосознания казахского народа».    

В документальном фильме «Президент» глава Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «Говорят же, что врагов и друзей выбираем сами, а сосед от Бога. Мы значит Богом данные друг другу соседи. Я думаю, что столь близких добрососедских союзнических отношений, как между Россией и Казахстаном ни у кого нет. Это объективно, пусть никто не обижается, но мы самые близкие страны».

На примере такой великой дружбы мы обязаны воспитывать молодежь наших стран. Это особенно актуально сейчас, когда понятиям дружбы и солидарности народов уделяется огромное внимание в наших многонациональных государствах. Мы должны рассказывать подрастающему поколению о делах, идеях, чистоте помыслов, щедрости души, открытых сердцах таких людей, как Григорий Потанин и Чокан Валиханов, ибо они являются истинным примером искренней дружбы между нашими народами.

Я убежден, что именно такие люди, как Валиханов и Потанин, Иван Поддубный и Кажымукан Мунайтпасов своими братскими отношениями заложили прочный фундамент вековой, а точнее вечной исторической дружбы двух братских государств. Результатом этого является: единое экономическое пространство, отсутствие территориальных претензий, а общая национальная ментальность, отсутствие языкового барьера, совпадение взглядов и подходов на решение глобальных мировых проблем, делают наши государства образцом внешнеполитического сотрудничества в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо