Главная / Деятельность / Вести с мест

И защита, и забота

Пресс-служба Профсоюза. 17.03.2017
Печать

Людмила Геннадьевна Карамова более 10 лет стоит у руля одной из крупнейших организаций Приморского Профсоюза образования - Владивостокской городской организации. Учитель русского языка и литературы, она всю свою трудовую жизнь была связана с Профсоюзом. Молодым специалистом добросовестно выполняла поручения профкома, позднее, оперившись на педагогическом поприще, сама начала ставить перед администрацией вопросы, связанные с улучшением условий труда педагогов. В какой-то момент опытные профсоюзные лидеры заметили активную жизненную позицию Людмилы и привлекли ее к управленческой работе в Профсоюзе. Сначала председатель первички, потом специалист городского комитета Профсоюза, а с 2005 года - председатель организации.

- Людмила Геннадьевна, легко ли быть профсоюзным лидером в современных условиях? И какими качествами надо обладать современному профсоюзному лидеру?

- Быть лидером всегда трудно, а в общественной организации - особенно. К счастью, мне досталось хорошее наследство. Мой предшественник на посту председателя, друг и наставник Алевтина Григорьевна Белик, выстроила добротную систему управления городским Профсоюзом, удачно соединив в ней требования современности с традициями прошлых лет. Но жизнь не стоит на месте, и мы, чтобы не упустить то новое, что происходит в образовании, проводим постоянную корректировку своей деятельности. С этой целью проводим ежегодные Пленумы, которые, благодаря насыщенной повестке дня с актуальной тематикой, всегда становятся ярким запоминающимся событием в жизни нашего Профсоюза.

Традиционно в работе наших Пленумов принимают активное участие социальные партнеры, которые рассказывают о выполнении взятых на себя обязательств в рамках отраслевого трехстороннего соглашения. Сначала это были заместители начальника управления образованием, но постепенно постоянными гостями стали заместитель главы города, курирующий вопросы образования Наталья Васильевна Мальцева, а также начальник Управления образования, представители Централизованной бухгалтерии. Таким образом, наш Пленум стал площадкой, на которой можно обсуждать самые острые вопросы практической работы педагогов. Время сейчас непростое, ситуация в образовании напряженная, поэтому руководители системы образования города охотно идут на контакт с Профсоюзом, стремясь получить от председателей первичек достоверную и детальную информацию о проблемах, существующих в отрасли. Это очень правильно. Тесное деловое сотрудничество с социальными партнерами и есть первое условие успешного управления профсоюзной структурой городского масштаба.

В период оптимизации, когда денег ни на что не хватало, в системе образования было очень много острых вопросов, которые могли привести к социальным взрывам: это и сокращение работников (поваров, медиков), ликвидация групп продленного дня, вечерних школ и тому подобное. Чтобы этого не произошло, шли постоянные консультации Профсоюза с администрацией города, Управлением образования, проводились регулярные (3 - 4 раза в год) круглые столы, на которых ситуации разбирались, предлагались варианты их решения, объяснялось, как будем восполнять выпавшее звено. Мне кажется, что именно благодаря грамотным совместным действиям удалось сохранить стабильную, результативную систему образования города.
Поэтому современный профсоюзный лидер должен уметь договариваться, прежде всего,  с местной властью через заключение отраслевых соглашений, коллективных договоров, проведение консультаций. Это трудно, не всегда получается, но к этому надо стремиться.

- А что под вторым номером?

- Профсоюзная учеба, регулярное проведение семинаров по различным темам в разных районах города с разными категориями работников. Это позволяет нам держать в курсе всех изменений, происходящих в законодательстве, председателей первичек, их замов, молодежь, профсоюзных активистов. В последнее время мы стараемся охватить профсоюзной учебой как можно больше членов Профсоюза. На это есть свои основания. Председатель первичной профсоюзной организации, имеющий большую педагогическую нагрузку, как правило, уделяет общественной работе незначительную часть своего времени. Ему нужны помощники, люди, имеющее полное представление о профсоюзной работе. Вот мы и стараемся их обучить.

- Как строится система управления городскими организациями?

- Вряд ли у нас есть что-то такое в системе управления, чего нет у других местных организаций Профсоюза.  Кроме Пленумов, ежеквартально проводим Президиум. Для повышения оперативности управления стараемся использовать информационные технологии. Недавно мы внедрили у себя опыт уссурийских коллег - создали группу в социальной сети WatsApp. Теперь одним нажатием на экран мобильного телефона можно оперативно донести информацию до всего профсоюзного актива. Группа пользуется популярностью и даже пришлось вводить ограничения на публикации, чтобы больше писали по делу и меньше допускали лирических отступлений. Наши активисты привлекаются к текущей работе, например, недавно участвовали в проведении конкурса профсоюзных уголков. Мы принимаем участие во всех массовых мероприятиях, которые проводят вышестоящие организации - шествиях, митингах, демонстрациях, всевозможных акциях, конкурсах, спартакиадах. И это тоже служит укреплению дисциплины, сплочению наших активистов в единый организм и оптимизации механизма управления.

- 7 февраля вы провели во Владивостоке очередной, третий по счету, Пленум, который, по общему мнению, "получился". Расскажите о нем подробнее.

- Мы подняли на пленуме те проблемы, которые нас волновали и, как мне кажется, нас услышали. В повестке дня - выполнение в 2016 году отраслевого соглашения по муниципальным учреждениям системы образования Владивостока на 2014 – 2017 годы, утверждение открытого (публичного) отчета городской организации по итогам работы за 2016 год, сметы расходов и доходов, организационные вопросы. На пленуме присутствовал новый начальник управления образования администрации города Марина Фролова, ее заместитель Роман Сигида, начальник отдела педагогических кадров департамента образования и науки Приморского края Ольга Лейбольт, представители краевой организации Профсоюза образования.

Ольга Лейбольт и Роман Сигида выступили с развернутыми докладами, причем последний показал участникам пленума информационно насыщенную презентацию о работе городского управления образования по выполнению трехстороннего соглашения. Директор школы № 52 Дмитриенко Елена Владимировна представила интересный доклад о распределении стимулирующего фонда школы совместно с Профсоюзом. Опыт этой школы заслуживает массового распространения, по сути дела, это идеальная модель распределения стимулирующего фонда. В принципе эта схема закреплена в нашем трехстороннем соглашении, и мы стремимся, чтобы она применялась во всех образовательных учреждениях. Не всегда это получается. Как пообещала начальник управления образования администрации города Марина Фролова, с этим опытом познакомят всех руководителей образовательных организаций на городском совещании.

- Какой вопрос, по вашему мнению, стал «краеугольным камнем» Пленума?

- Пожалуй, это вопрос внедрения профессионального стандарта «педагог». Проблема внедрения профстандарта - одна их наиболее острых в педагогической среде. Дело тут доходило до абсурда, когда опытным преподавателям просто предлагали уволиться из-за несоответствия их образования профилю преподаваемого предмета. Хотя у работодателя была возможность избежать такой постановки вопроса, четко спланировав работу по переподготовке кадров. Этой теме было посвящено выступление начальника отдела педагогических кадров департамента образования и науки Приморского края Ольги Лейбольт. Она подробно рассказала об особенностях введения профессионального стандарта «педагог» в Приморье, о порядке прохождения аттестации, переподготовки и повышения квалификации работников образования, о возможностях профессионального роста педагога. Сегодня, в переходный период введения профстандартов в образовании, в каждом учреждении должен быть детальный план-график переподготовки людей, не имеющих должной квалификации, и повышения квалификации.

В 2016 году четкого понимания ситуации с профстандартами не было ни у специалистов департамента образования, ни у работников управления образованием, ни у Профсоюза. Мы постоянно делали запросы то в Минтруда, то в Минобразования, чтобы прояснить ситуацию. Там, где люди получали уведомления, что с 1 января с ними будут прекращены трудовые отношения, мы разбирались персонально и находили компромиссные решения. Но, с другой стороны, у членов Профсоюза и всех педагогических работников должно быть четкое понимание того, что время требует непрерывного продолжения образования, что переподготовка и повышение квалификации становятся необходимостью.

- Какие еще острые проблемы затронули на Пленуме?

- Вопрос избыточной отчетности. Чиновники постоянно констатируют, что не загружают педагогов избыточной отчетностью. А с мест говорят другое: что педагоги фактически вынуждены вести «двойную бухгалтерию», заполняя классные журналы и дневники учащихся на бумаге и в Интернете. А ведь главная задача учителя - вести уроки. Очень важный вопрос - оплата работы педагогов во время проведения Единого государственного экзамена. Часто ее просто поручают учителям, не обсуждая возможность оплаты. Профсоюз настаивает на том, что эта работа не входит в обязанности педагога и подлежит дополнительной оплате. Мы с трибуны Пленума говорили об этом: руководители должны задуматься, как организовать работу по приему ЕГЭ, не нарушая трудовое законодательство. Конечно, этот вопрос требует решения не только на уровне учреждения. Прежде всего, он должен быть рассмотрен краевыми властями. В заключительном слове начальник управления образования администрации города Марина Фролова, присутствовавшая на заседании, прокомментировала поступившие во время пленума вопросы и отметила пользу таких встреч.

- Дает ли обсуждение проблем на Пленуме какой-то реальный положительный эффект?

- Я думаю, что да. На прошлом, II Пленуме, мы говорили о введении эффективных контрактов и связанных с этим нарушениях прав работников. После Пленума горком обратился в управление образованием по этой проблеме. За подписью начальника Управления руководителям всех образовательных учреждений города были направлены письма, в которых четко прописали, что в эффективных контрактах должностные обязанности работников не должны расширяться и выходить за границы, предусмотренные Единым тарифно-квалификационным справочником. На II Пленуме также поднимался вопрос платных образовательных услуг, стоимость которых контролируется администрацией города. Стоимость была очень маленький, и педагоги не были заинтересованы в этой работе. Сейчас принято новое положение о платных образовательных услугах, размер оплаты увеличен. Были и вопросы по несвоевременной оплате данного вида образовательных услуг, которые в настоящее время практически сняты.

- Вы показали на Пленуме презентацию о работе городской профсоюзной организации. Создание презентаций для вас знакомое дело?

- Профсоюзу всегда хочется быть на высоте, но пока мы отстаем от наших социальных партнеров по уровню подачи материала. Профсоюзом делается много, но рассказ об этом не всегда получается достаточно ярким. Специалисты управления образования, как правило, выступают на наших форумах с очень качественными презентациями. Мы тоже традиционно готовим для Пленумов презентации, хотя специальных навыков по их изготовлению пока не хватает. Будем учиться, ведь презентация, не повторяя дословно содержание доклада, прекрасно дополняет и оживляет его.

- Кем вы ощущаете себя на должности председателя городской организации? Начальником, партнером, соратником?

- Начальником я никак не могу себя ощущать, потому что у нас работают общественники, не получающие зарплату от Профсоюза. Это люди, которые переживают за производство, у них обостренное чувство справедливости, и быть для них начальником невозможно. Только равным членом Профсоюза, наделенным чуть большими полномочиями в организационном плане. Общественная организация нашла человека, которого посчитала достойным для выполнения управленческой функции, поручила ему выполнение определенных обязанностей – и все. Председатель не «рулит» направо и налево, не поучает с высоты своего положения, а добросовестно выполняет поручения Профсоюза и постоянно корректирует свою точку зрения с точкой зрения коллектива. Да, он вкладывает в дело что-то свое, личное, но прислушиваются к его мнению или нет -  это зависит от того, что это за человек и как он зарекомендовал себя в повседневной работе. У нас нет механизма наказания, и в этом мы отчасти уязвимы. Хотя, с другой стороны, это хорошо, потому что по доброй воле человек делает больше и лучше. А если не захочет, никаким кнутом и пряником не заставишь. Поэтому мы стараемся хоть как-то поощрять людей, награждать их.  Например, за два последних года мы подготовили документы о награждении четырех профсоюзных лидеров грамотами Законодательного собрания Приморского края. Они такие грамоты получили и теперь могут претендовать на почетное звание «Ветеран труда Приморского края».

- Вы считаете одной из задач Профсоюза предотвращение социального взрыва. А может, наоборот, надо подтолкнуть людей к протесту, ведь поводов достаточно?

- Мы видим, как происходят социальные взрывы и к чему они приводят, и эти примеры убеждают, что нам это не нужно. Как говорится в пословице, худой мир лучше доброй ссоры, и это правильно. Хотя мы очень озабочены ситуацией в образовательной среде и видим ее напряженность. Третий год у педагогов не повышается зарплата. Все закономерно: в стагнации экономика и, соответственно, заработная плата. Пока нам говорят о трудностях в стране, причина понятна. Но когда мы видим, как разворовывают миллиарды бюджетных средств, понимание куда-то исчезает.  Нет порядка в стране, в умах, в документах. Все это отражается на рядовом труженике.

Презентацию, подготовленную для участников III Пленума Владивостоксой городской организации Общероссийского Прфосоюза образования, можно скачать здесь.

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо