Главная / Деятельность / Правовая работа

Профсоюз к вопросу о правовых основаниях и условиях участия учителей в профессиональном тестировании

Пресс-служба Профсоюза. 21.08.2017
Печать

Обязанности педагогических работников установлены статьёй 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273) и не содержат участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Конкретные же должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (часть 6 статьи 47 Закона № 273), а основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей педагогических работников, по-прежнему служат квалификационные характеристики (пункт 3 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (с учётом изменений) (далее – раздел ЕКС)).
При этом в перечне возможных должностных обязанностей учителей, содержащемся в квалификационной характеристике этой должности, в том числе должности «учитель» (подраздел III раздела ЕКС), также отсутствует обязанность по участию в профессиональном тестировании в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Следовательно, правовые основания для включения данного вида деятельности в прямые должностные обязанности учителей отсутствуют.

Обязательное участие учителей и других педагогических работников в тестировании допускается законодательством Российской Федерации лишь в следующих случаях:
– в ходе проверки знаний и навыков в области охраны труда, так как на основании пункта 10 части 1 статьи 48 Закона № 273 педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённый постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, не исключает возможность проверки знаний требований охраны труда в форме тестирования;
– в рамках освоения дополнительных профессиональных программ, поскольку частью 5 статьи 12 Закона № 273 установлено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом № 273 не установлено иное, а согласно пункту 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, структура дополнительной профессиональной программы включает, в частности, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
В части, касающейся тестирования учителей при проведении их аттестации в целях установления квалификационной категории, необходимо иметь в виду, что порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4 статьи 49 Закона № 273). В связи с этим был издан приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации), являющийся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Исчерпывающий перечень оснований для установления педагогическим работникам (включая учителей) первой и высшей квалификационных категорий содержится в пунктах 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации и не предполагает какое-либо тестирование.
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и (или) аттестационные комиссии не вправе устанавливать иные дополнительные правила проведения аттестации (например, обязанность участия в тестировании), а также отказывать в приёме заявления о её проведении и (или) в установлении квалификационной категории, если педагогический работник не предъявил документ об итогах тестирования, так как на основании части 5 статьи 111 Закона № 273 со дня вступления в силу Закона № 273 нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 273 или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации (в данном случае – Порядку аттестации). Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают только квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

В ходе селекторного совещания 22 декабря 2015 г. с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросам оптимизации правоприменения Порядка аттестации Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России отметил как нарушение Порядка аттестации требование к педагогическим работникам об указании непосредственно в заявлении о проведении аттестации информации, не предусмотренной Порядком аттестации, а также о представлении обязательных приложений к заявлению . Кроме того, в пункте 5 раздела IX («Прохождение аттестации») дополнительных разъяснений по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (Куприянова Т.В., письмо Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 г. № 323, направленное в адрес руководителей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, было рекомендовано отменить сбор «портфолио», включая представление, в частности, копий документов и справок, видеозаписей уроков, а также иных документов и материалов. В свою очередь, в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (Мануйлова И.В.) от 21 марта 2017 г. № 08-554, направленном в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, указано на то, что «данные дополнительные разъяснения могут быть использованы в регионах на всех уровнях управления в сфере образования».

Таким образом, участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, может осуществляться учителями исключительно на добровольных началах и не является в настоящее время основанием для их аттестации в целях установления квалификационной категории.

Другие публикации по темам:

Закон об образовании в РФ

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо