Главная / Деятельность / Консультации юриста

Осень 2017 года.Памятка учителя.

Пресс-служба Профсоюза. 05.09.2017
Печать

Памятка для школ

Порядок установления платы за продленку

Законодательство разрешает взимать плату за пребывание в группе продленного дня (ГПД) и при этом не гарантирует какие-либо льготы определенным категориям (например, многодетным или малоимущим).

Согласно ч. 8 ст. 66 Закона об образовании*(1) учредитель школы (то есть, в большинстве случаев, местный департамент или управление образования) вправе устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД и определять ее размер. Он может (но вовсе не обязан) также установить скидки или вообще не взимать такую плату с определенных категорий родителей (например, малоимущих).

Документ о введении платы за ГПД и о размере этой платы обязательно должен быть опубликован на сайте школы (п. 4.1 ч. 2 и ч. 3 ст. 29 Закона об образовании) в течение десяти дней после его утверждения.

Обратит внимание на то, что согласно п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании  документ о введении платы за ГПД и о размере этой платы должен быть доступен для родителей.

В этом документе должен быть и расчет родительской платы. Обратите внимание, что в этот расчет нельзя включать расходы на реализацию основной образовательной программы и расходы на содержание здания школы, в том числе на ремонт и коммунальные расходы (ч. 9 ст. 66 Закона об образовании, письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346).

В школе также обязательно должны быть документы, определяющие перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, методику расчета платы, перечень льготных категорий (если они есть) и образец договора между школой и родителями о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346).

Размер платы за ГПД должен обеспечивать всего лишь возмещение школьных расходов на организацию ГПД и не больше. Государственные и муниципальные школы не вправе извлекать прибыль из родительской платы (письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346), так как являются некоммерческими организациями.

Режим работы ГПД школа устанавливает самостоятельно (см. письмо Минобрнауки РФ от 14.11.2014 N 08-ПГ-МОН-35967). Этот режим должен обязательно предусматривать питание (двухразовое - обед и полдник), прогулку на свежем воздухе (не менее двух часов), дневной сон для первоклашек (не менее часа), выполнение домашних заданий, общественно-полезный труд, кружки и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10). Домашние задания ученики выполняют сами - воспитатель ГПД должен только организовать их выполнение.

Сбор денег на ремонт и уборку

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий - это исключительно забота муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Поэтому незаконно требовать с родителей деньги на проведение ремонта в здании школы, обновление забора или асфальта вокруг нее, а также иные подобные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ. Это прямо противоречит законодательству (письмо Минобранауки РФ от 09.09.2015 N ВК-2227/08).

Кроме того, все используемые при ремонте строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей (п. 4.31 СанПиН 2.4.2.2821-10), чего, как правило, "народный" ремонт обеспечить не в состоянии.

Качественная проверка Роспотребнадзором результатов такого стихийного ремонта может обернуться штрафом по ст. 6.7 КоАП РФ (Нарушение санэпидтребований к условиям воспитания и обучения детей).

Вышесказанное относится и к требованию денег "на уборку класса" - эти траты и без участия родителей должны быть заложены в бюджет школы.

Школа обязана создавать условия для охраны здоровья учеников (п. 15 ч. 3 ст. 28 Закон об образовании), в том числе соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). А эти нормы предписывают школам проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих средств, а влажная уборка туалетов, вестибюлей и рекреаций должна проводиться после каждой перемены (п. 12.3 СанПИН 2.4.2.2821-10). Не реже раза в месяц должна проводиться генеральная уборка (п. 12.6 СанПИН 2.4.2.2821-10). Эти мероприятия являются частью содержания школы (так называемое санитарное содержание, см. раздел XII СанПИН 2.4.2.2821-10), а финансовое обеспечение являются обязательством муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Охрана

Встречаются ситуации, когда школы просят (а в некоторых случаях и требуют) у родителей деньги и на охрану. Подобные требования не основаны на законе.

Школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании) и создавать безопасные условия обучения, а главное - делать это в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учеников и работников школы (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании).

В частности, в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1 ч. 13 ст. 30 Техрегламента о безопасности зданий), а на первом этаже школ следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы Росгвардии или Службу 112 (п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения"). И все эти мероприятия финансируются из бюджета муниципалитета, который, во-первых, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании), а во-вторых, занимается профилактикой проявлений терроризма и экстремизма на своей территории (п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении).

В то же время, если у родителей есть желание дополнительно усилить охрану, которая оплачивается школой, то они вправе это сделать за счет собственных средств. Однако привлечение таких пожертвований может быть только сугубо добровольным (ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Необходимо обратить внимание на то, что о нарушении принципа добровольности при оказании финансовой помощи школе свидетельствуют фиксирование для всех обучающихся суммы пожертвований, определенная периодичность их внесения, а также и встречающиеся иногда штрафные санкции за несвоевременные платежи (письмо Минобразования РФ от 14.05.2001 N 22-06-648).

Помимо финансовых, часто возникают и иные вопросы к школьной охране, и касаются они полномочий частных охранников, например:

- Вправе ли охранник не пустить школьника внутрь здания школы, если тот забыл пропуск? Вообще-то охранник обязан обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим, а стало быть, вправе осуществлять допуск лиц, в том числе школьников, только при предъявлении ими документов, дающих право на вход (п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).

С другой стороны, охрана, даже при обеспечении пропускного режима, обязана соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц (п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). Недопуск ученика на урок только по причине забывчивости можно расценить как нарушение конституционного права ребенка на общедоступность школьного образования (ст. 43 Конституции РФ). Таким образом, если охранник не пропускает ребенка внутрь только потому, что ребенок опоздал, забыл пропуск или не надел школьную форму, он (охранник) нарушает закон.

Соответственно, в школе должны быть установлены свои собственные Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, для урегулирования подобных ситуаций. Если же нет - школа может по просьбе родителей дополнить эти Правила режимов, которые, не должны противоречить законодательству РФ (п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).

Вышеуказанная ситуация относится и к педагогам: если учитель не допускает опоздавшего ученика к занятию, то тем самым попирает право ученика на получение образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании). Другое дело, что и ученик обязан добросовестно осваивать учебную программу и посещать учебные занятия (ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), однако недопуск на урок в качестве наказания законом не предусмотрен (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).

- Вправе ли охранник в школе потребовать от учеников открыть портфель и проверить его содержимое? Закон разрешает службе охраны - при обеспечении пропускного режима - проводить осмотр вносимого в школу и выносимого оттуда имущества, разумеется, в присутствии владельца (п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). Однако это касается только случаев входа-выхода. Проводить осмотры содержимого портфелей в других ситуациях (например, с целью обнаружения наркотиков или краденного) сотрудники ЧОП не имеют права - такие мероприятия должны проводиться по процедурам УПК РФ или КоАП РФ, и проводить их вправе только сотрудники уполномоченных госорганов (например, полицейские).

- Может ли школьный охранник применить в отношении учеников физическую силу? Закон разрешает частным охранникам применять физическую силу в отношении детей только в двух случаях:

- оказания детьми вооруженного сопротивления (что, согласитесь, сложно представить в обычной муниципальной школе);

- совершения несовершеннолетними группового либо иного нападения, и если оно при этом угрожает жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Закона об охранной деятельности). Получается, что если ребенок не вооружен и если нет группового или вооруженного нападения, да еще с угрозой жизни или здоровью, охранник применять физическую силу (то есть побить) не вправе (ст. 16.1 Закона об охранной деятельности).

- Может ли охранник не пропустить родителей в школу, законно ли это?

Законно если это установлено локальными актами Школы.

Как правило, охрана не пропускает родителей (и других родственников), потому что это запрещено внутренними документами школы - например, уставом или правилами внутреннего распорядка. Родители обязаны соблюдать такие правила (п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а придумывает их школа самостоятельно (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, см. также Апелляционное определение Астраханского облсуда от 12.08.2015 по делу N 33-2400/2015).

Отметим, что в законодательстве нет отдельной нормы, которая давала бы родителям право на беспрепятственный проход в образовательное учреждение. Рассерженные родители часто ссылаются на ст. 64 СК РФ: родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий.

Однако из права выступать в защиту своих детей не вытекает безусловное право доступа в здание школы.

А вот школа, напротив, обладает автономией, то есть самостоятельна в своей образовательной, административной, финансово-экономической деятельности (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании) и в присутствии родителей во время образовательного процесса, не нуждается.

Отмечаем, что локальными актами школы должен быть установлен порядок и правила прохода на территорию школы родителей, которые желают знакомиться с образовательными технологиями и методиками, а также с оценками своих детей (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), и в рамках этого знакомства общаться с учителями или руководством

Важно знать, что родителей нарушающих установленный Школой порядок и жаждущих прорваться в школьный коридор для осуществления контроля за школьной администрацией и педагогами охранник может не пропустить. Так как, родители вправе заниматься подобным контролем в рамках, очерченных внутришкольными документами правил, например, через совет родителей (ч. 6 ст. 26, п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), в том числе влиять на правила и условия прохода родителей в школу (ч. 3 ст. 30 Закона об образовании).

Организация питания школьников

Муниципальная школа обязана организовать питание школьников (ч. 1 ст. 37 Закона об образовании), в том числе, составить такое школьное расписание, чтобы ученики за время перемены успевали поесть (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании).

В муниципальных школах школьные завтраки и обеды оплачивает муниципалитет (ч. 4 ст. 37 Закона об образовании), иногда какие-то деньги на еду могут выделяться из регионального бюджета (ч. 2 ст. 8 Закона об образовании). Поэтому именно муниципальными и/или региональными актами могут быть установлены категории учеников, которым питание предоставляется бесплатно или по льготным ценам.

При этом ученики с ограниченными возможностями здоровья (то есть с недостатками в физическом или психическом развитии) обязательно обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании).

Завтраки, обеды и полдники остальных обучающихся, не охваченных региональными или местными льготами, оплачиваются их родителями.

Рационы школьных столовых и буфетов регламентированы СанПиН 2.4.5.2409-08: этот документ устанавливает требования и к калорийности, и к соотношению белков, жиров и углеводов, и к примерному меню, и даже к ассортименту продуктов в школьном буфете (те, которые не входят в обед или завтрак).

Например, салаты нельзя заправлять сметаной и майонезом (п. 8.28 СанПиН 2.4.5.2409-08), а в буфете категорически нельзя продавать пирожные с кремом, карамель и леденцы, кофе (можно только кофейный напиток, например, из цикория), картофель-фри, квас, газировку, жевательную резинку и некоторые другие продукты (п.п. 13, 33, 26, 22, 18, 29, 31 Приложения 7 и п. 6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08). А вот шоколад, ириски и зефир в школе допускаются (п. 12 приложения N 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Разрешается устанавливать торговые автоматы - но только для продажи соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков в упаковке не более 350 мл, а также бутилированной негазированной воды объемом до полулитра (п. 4.2 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Необходимо обратить особое внимание на то, что ассортимент буфета утверждается директором школы перед началом учебного года и согласовывается с Роспотребнадзором (п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08). Соответственно, претензии к ассортименту школьного буфета должны быть доведены до администрации школы, которая в состоянии изменить и улучшить этот ассортимент.

Для завтрака и обеда выделяется перемена продолжительностью не менее 20 минут (п. 7.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Перед едой необходимо мыть руки, и при обеденном зале должны быть умывальники (из расчета 1 кран на 20 посадочных мест) и электросушки для рук или одноразовые полотенца (п. 3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08). Кстати, старших школьников (тех, которым уже есть 14 лет) можно привлекать к сервировке столов в школьной столовой, а младшие ученики накрывать столы не должны (п. 7.3 СанПиН 2.4.5.2409-08). При этом дети не могут раздавать готовую пищу, нарезать хлеб и убирать помещение столовой (п. 7.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Что касается утоления жажды: школа обязана организовать питьевой режим либо в виде питьевых фонтанчиков, либо в виде кулеров (п. 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Гигиенические требования к такой воде самые простые - те же самые, что и к качеству обычной водопроводной воды (п. 10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Школьная форма

Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму (ч. 1 ст. 38 Закона об образовании), а государственные и муниципальные школы при этом обязаны руководствоваться региональными типовыми требованиями (ч. 2 ст. 38 Закона об образовании).

Локальным актом администрация может устанавливать требования к школьной форме (цвет, фасон, эмблемы, правила ношения). Однако школа не должна решать за родителей, где, у какого изготовителя или продавца и по какой цене им приобретать такую форму - такого рода требования выходят за рамки полномочий школы (см. ч. 1 ст. 38 Закона об образовании, разъяснения ФАС РФ).

Кроме того, при введении формы школа обязана принимать во внимание интересы малообеспеченных и многодетных семей - другими словами, вводить дорогую и роскошную форму школа не может (письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 N ДЛ-65/08, см. также мнение ФАС РФ).

Ответственность учеников отказывающихся носить школьную форму зависит от требований локальных актов образовательной организации и от возраста ученика.

В частности, если школьное положение о форме одежды носит рекомендательный характер, то об ответственности обучающегося не может быть и речи.

Однако если устав (или правила внутреннего распорядка, или иные внутренние акты школы) обязывает учеников посещать занятия исключительно в школьной форме (уроки физкультуры - в спортивной), то закон разрешает применять меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор и отчисление из школы - за неисполнение положений устава и прочих локальных актов (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании). Так как все ученики обязаны выполнять требования устава и других внутренних документов школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании).

Следует учесть, что младших школьников наказывать категорически запрещено (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании), а отчисление возможно только в отношении учеников старше 15 лет, которым уже объявляли и замечания и выговор, и только за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, и только если дальнейшее пребывание такого ученика в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников и нарушает их права и права учителей, а также нормальное функционирование школы (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании).

Процедура привлечения школьников к ответственности (в т.ч. исключения из школы) достаточно сложна и необходимо руководствоваться приказом Минобрануки РФ от 15.03.2013 N 185 (ч.ч. 9-11 ст. 43 Закона об образовании).

На часто задаваемый администрацией школ и учителями вопрос: Можно ли не пустить ученика на урок, если он не в школьной форме?

Ответ однозначный, конечно, НЕТ, независимо от причин, по которым ребенок надел другую одежду. Так как, даже за умышленное нарушение устава школы предусмотрены только замечание и выговор, которые не предполагают никакого недопуска на занятия. Следовательно, пока ребенок является учеником конкретной школы, то - в форме он или без - школа не вправе отказать ему в посещении уроков из-за его одежды. Если такого ученика не пускают в класс, то его конституционное право на получение общего образования грубо нарушается (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании).

 

Требования к макияжу, прическе и украшениям

Установление в уставах, ПВТР и других локальных актах Школы ограничений, запретов и иных требований к внешнему виду учеников являются незаконными.

Так, закон разрешает школам устанавливать требования именно к одежде учеников (конкретно к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения (ст. 38 Закона об образовании). А макияж, прическа, сумки не являются одеждой и не имеют к ней отношения. Следовательно, подобные ограничения, установленные школой, выходят за пределы школьной компетенции, установленные законом. Школа не вправе включать такие положения в устав школы или иные локальные акты: все они принимаются строго в соответствии с законодательством РФ (абз. 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 30 Закона об образовании). Подобные положения нельзя даже включать в договор об образовании, заключаемый между родителями, учеником и школой, поскольку они снижают уровень гарантий, предоставленных ученику законодательством об образовании (ч. 6 ст. 54 Закона об образовании).

Соответственно, при возникновении подобной спорной ситуации, рекомендуем администрации школы и учителям при работе с учениками и родителями руководствоваться нормами этикета, морали и нравственности, при этом соблюдая педагогическую этику.

 

Наполняемость классов

Вопрос: Сколько детей может учиться в одном классе?

Ответ: Расчетное количество учеников определяется исходя из расчета площади учебного кабинета на одного ребенка и расстановки мебели (абз. 5 п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10). При этом на одного ученика должно приходиться не менее двух с половиной квадратных метров площади, не занятой мебелью для хранения учебных пособий и оборудования (п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Например, если площадь кабинета составляет 60 кв. м., при этом шкафы для книг отнимают 10 кв. м, то на учеников приходится 50 кв. м, следовательно, на такой площади допускается разместить не более 20 детей. Кроме того, каждый ученик должен быть обеспечен рабочим местом, подходящим ему по росту (п. 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), при этом скамейки и табуретки вместо стульев использовать нельзя (п. 5.2 СанПиН 2.4.2.2821-10). Следовательно, если в кабинете с расчетной вместимостью 20 учеников помещаются только 9 парт и 18 стульев, то вместимость класса, который будет заниматься в этом кабинете, не может быть больше 18 человек.

Кроме того, при расстановке парт необходимо учитывать дополнительные требования п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10): например, в первом климатическом районе парты должны находиться не ближе 1 метра от наружной стены здания (абз. 13 п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Существуют и специальные правила рассадки учеников: учащихся с нарушениями зрения нужно усаживать поближе к доске, деток с нарушением слуха - на первую парту, детей повыше рассаживают дальше от доски, а часто болеющих простудами учеников нельзя усаживать близко к наружным стенам (п. 5.4 СанПиН 2.4.2.2821-10). 

Организация медицинской помощи.

Вопрос постоянного присутствия в муниципальной школе врача или медсестры не зависит от самой школы.

Оказание медицинской помощи, диспансеризацию и медосмотры учеников проводят учреждения здравоохранения, а не образования (ч. 2 ст. 41 Закона об образовании), а порядок оказания первичной медико-санитарной помощи ученикам устанавливается актами субъекта РФ (ч. 3 ст. 41 Закона об образовании). Если региональные власти распорядятся, чтобы в школах постоянно работал врач или медсестра, то школа обязана будет выделить для них кабинет, а дети получат доступ к медицинской помощи.

Если же в субъекте подобного распоряжения не издано, то за медпомощью ученики должны обращаться только в поликлинику (см. также определение Верховного Суда РФ от 14.12.2016 N 56-КГ16-26).

Если несчастный случай произошел с ребенком прямо в школе где нет медработников, то первую помощь пострадавшему должен оказать педагог, прошедший соответствующую подготовку (п. 11 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании).

Первая помощь - не медицинская, она оказывается до приезда врача при отравлениях, травмах, несчастных случаях и т.п. (ст. 31 Закона об охране здоровья и сводится к проведению искусственного дыхания, остановке кровотечения, промыванию желудка, наложению шины на сломанную конечность и другим подобным мероприятиям (см. приказ Минздрава России от 04.05.2012 N 477н).

Причины отсутствия на уроке.

Независимо от того, имеется ли в школе медсестра или нет, школы ревностно следят за тем, чтобы о днях болезни ученика был представлен оправдательный документ, лучше всего справка из медучреждения с печатью.

Школы обязаны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья учеников (п. 1 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). Соответственно, закон обязывает школу выяснить состояние здоровья ребенка. Предоставлять именно медицинскую справку, в принципе, необязательно, - можно представить записку от родителей о том, что в такие-то дни ребенок отсутствовал на занятиях в связи с недомоганием.

Кроме того, школы обязаны выявлять детей, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, и передавать такие сведения в органы управления образованием (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Оттуда эти сведения попадут в иные органы (соцзащиты, опеки, полиции и т.д.), задача которых - бороться с детской безнадзорностью. Эти органы, в свою очередь, тоже вправе выявлять, проверять, пресекать, устранять, принимать меры и т.п.

Следовательно, отсутствие медсправок, оправдывающих длительные или частые пропуски занятий в школе, чревато неприятным столкновением родителей с системой ювенальной юстиции.

Именно такие разъяснения следует давать родителям учеников, которые не выполняют требования школьной администрации о предоставлении оправдательных документов уважительности причины пропуска обучающимися учебных занятий. Так как выставление школой требования о предоставлении справка от врача не имеют отношения ни к медицине, ни к школьному образованию. Однако выполнять эти требования в интересах, прежде всего, самих родителей.

Следует отметить, что охрана здоровья учеников обязательно включает в себя и определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий (п. 3 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании).

Расписание уроков должны составляться с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Для обучающихся

- 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке;

- 2-х классов - 4-х классов - на 2-3-м уроках;

- для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2-4-м уроках (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Чтобы дети не переутомлялись и сохраняли оптимальный уровень работоспособности в течение недели, четверг или пятница должны быть облегченным учебным днем (п. 10.11, абз. 3 п. 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали во 2 - 3 классах - 1,5 астрономических часа, в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).

 

Должны ли школьники мыть полы в классе, убирать школьную территорию? Обязаны ли школьники отрабатывать летнюю практику в школе?

Если этот труд (уборка, дежурство, практика и т.п.) прямо предусмотрен образовательной программой начального (основного, среднего) общего образования, - то школьники должны им заниматься.

Если же мытье полов и прочее в образовательную программу не входят, то школьники мыть (убирать, чинить, белить, копать, красить и т.п.) не должны.

При этом, если и школьники, и их родители не против такого труда, то заниматься им ученикам не возбраняется (ч. 4 ст. 34 Закона об образовании). Такое согласие родителей и учеников может быть оформлено отдельным документом или "вписано" в договор, заключенный между школой и родителями (письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32).

Важно знать, что детей нельзя привлекать к целому ряду работ, поименованных в специальном Перечне работ, при выполнении которых запрещен труд несовершеннолетних, и иных нормативных документах, в частности:

работы, связанные с ручным подъемом и перемещением тяжести более 2-3 кг (конкретные значения меняются в зависимости от возраста и пола, см. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную). Следовательно, полоскать и выжимать тряпку, а также возить шваброй по полу - можно, а перетаскивать по классу ведро с водой должен взрослый. Нельзя также детям перетаскивать парты и доски (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);

- работы в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог (письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);

- работы внутри теплиц;

- мытье окон (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);

- приготовление пищи, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба, мытье посуды, уборка помещений кухни и столовой (п. 7.4 СанПиН 2.4.5.2409-08);

покраска деревянных поверхностей антисептиками и огнезащитными составами;

покраска лакокрасочными материалами, которые содержат вредные вещества 1-3 классов опасности, и иные работы с такими средствами. К ним, например, относят ацетон, уайт-спирит, скипидар, сольвент;

уборка туалетов и мест общего пользования (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- уборка снега с крыш (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- участие в генеральной уборке здания (п. 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- уборка с применением дезинфицирующих средств (абз. 6 п. 12.3, п. 12.4, п. 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Если такой труд не упоминается в образовательной программе, добровольное согласие от школьника и его родителей не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ, запрещен.

Соответственно, школа не вправе наказать школьника за отказ участвовать в таком труде. За нарушение указанных положений предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ - Нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся (решение Грайворонского райсуда от 12.07.2016 по делу N 12-19/2016).

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо