Главная / Деятельность / Общие вопросы

Губернатор Сергей Морозов выступил с докладом перед депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области

Пресс-служба Профсоюза. 30.05.2018
Печать

30.05.2018 г. Отчет в ЗСО

 

 

Уважаемый Анатолий Александрович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые коллеги!

Дорогие ульяновцы!

 

 

В соответствии с Уставом Ульяновской области представляю вам ежегодный отчет о результатах деятельности регионального Правительства в 2017 году.

Почти на протяжении 3-х месяцев в регионе продолжался отчетный период. Каждый член правительства подробно отчитался либо перед депутатским корпусом, либо на площадке Общественной палаты. Подготовлен и передан в Законодательное Собрание большой письменный отчёт за 2017 год.

Хочу поблагодарить вас, коллеги за тесную работу с правительством в период отчетов, конструктивную критику и предложения, которые от вас поступили. Все это правительство учтет в работе при подготовке стратегий, программ и нормативных актов. Да и просто в своей текущей деятельности: при встречах с людьми, выездах на предприятия и в муниципальные образования. 

Депутатский корпус именно вашего созыва ввел в регламенты деятельности депутатов практику помимо ежегодных ещё и ежеквартальных отчетов перед избирателям. Хочу вас за это особо поблагодарить.

Такой инструмент работы как отчёты следует развивать и дальше. В связи с этим считаю, что депутаты Законодательного собрания, являющиеся членами правления Территориального Фонда обязательного медицинского страхования, должны отчитываться перед коллегами о своей работе, тем более, что в здравоохранении у нас очень много проблем.

Поясню мысль. Вы знаете, что в правление регионального ФОМС Законодательное собрание делегировало своих представителей. Давайте выстроим работу таким образом, чтобы ониотчитывались о том, какую работу ведут, какие задачи решают и каковы результаты этой работы, что в результате улучшается в здравоохранении.

Отчёт Территориального фонда обязательного медицинского страхования, то есть представителей ЗСО в нем, может быть аналогичным отчету руководителя областной Счетной палаты.

Оценивая в целом нашу совместную работу, считаю, что она была достойной и успешной. Отдельное спасибо депутатам фракции «Единая Россия», как ведущей политической силе в парламенте, руководителю ЗСО Анатолию Александровичу Бакаеву, его первому заместителю Валерию Васильевичу Малышеву.

Говорю об этом потому, что это мой последний большой отчет перед действующим составом. Впереди выборы в Законодательное Собрание шестого созыва. Мы проработали вместе с вами почти 5 лет. Позитивные результаты этой работы сегодня видит каждый ульяновец. Именно на ваш состав Законодательного Собрания легла непростая задача – вместе с областным правительством работать над исполнением Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года. И то, что абсолютное число показателей, содержащихся в Указах, несмотря на санкции и трудности, с которыми сталкивалась экономика достигнуто, – наша общая победа.

Впереди не менее сложные вызовы. Страна выбрала Президента, 7 мая 2018 года Владимир Владимирович Путин подписал новый Указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

С учетом всего этого, в своем выступлении я ограничусь лишь самыми принципиальными и важными результатами работы, основной акцент сделав на предстоящих задачах. На той философии и принципах развития, которым мы будем безусловно придерживаться. Ведь «тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» (Д. Герберт). А для успеха, особенно в современном мире, двигаться и меняться надо очень быстро.

Президент сказал очень актуальные для нас слова:«Нужно принять давно назревшие, непростые, но крайне необходимые решения. Отсечь всё, что тормозит наше движение, мешает людям раскрыться в полную силу и реализовать себя. Обеспечить такую созидательную мощь, такую динамику развития, чтобы никакие преграды не помешали нам уверенно, самостоятельно идти вперёд».

Времени на раскачку нет, начинать работать нужно сразу.

Уважаемые депутаты!

Хочу напомнить вам, как исполнены на уровне региона за 6-ти летний период основные показатели «майских» указов.

Указ Президента от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

- Создано более 60 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, за 2017 год прирост высокопроизводительных рабочих мест составил 17  тысяч единиц.

- Объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 2 раза и составил в 2017 году 91,8 млрд. рублей.

- Объем производства высокотехнологичной и наукоёмкой продукции увеличился более чем на 31 млрд. рублей (с 68,1 млрд. рублей в 2012 году до 99,7 млрд рублей в 2017 году).

- Объём валового регионального продукта вырос более чем на 34% и на данный момент составляет 328,3 млрд. руб.

Указ Президента от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

С 2012 года в области поддерживается один из самых высоких темпов роста заработной платы среди регионов Приволжского Федерального округа, так номинальная начисленная заработная плата увеличилась с 17107 рублей в 2012 году до 26134 рублей в 2017 году, то есть более чем на 52%. Темп роста реальной заработной платы составил 111%.

Указ Президента от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

За период реализации указа регионом обеспечено снижение смертности от основных причин:

- смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 15,6%;

- смертность от новообразований – на 4,3%;

- смертность от туберкулёза – на 7,4%;

- смертность от ДТП – на 10%;

- младенческая смертность – на 26%.

Указ Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Реализация Указа дала мощный толчок развитию сферы образования и науки региона и позволила обеспечить:

- достижение 100% доступности дошкольного образования;

- увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, с 76,3% в 2012 году до 83,2% в 2017 году;

- создание оптимальных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в 20% образовательных учреждениях СПО;

- увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,67% валового регионального продукта – это 2 место в ПФО и 4 место в РФ.

Указ Президента от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

За период реализации Указа общий объём жилищного строительства в регионе вырос более чем на 76% и составил 976,6 тыс. кв. м. в 2017 году (553,8 тыс. кв. м. в 2011 году), объём введённого жилья эконом-класса увеличился с 5,7 тыс. кв. м. в 2012 году до 732 тыс. кв. м. в 2017 году. О востребованности построенного жилья свидетельствует рост ипотечного кредитования в регионе – число выданных ипотечных кредитов увеличилось на 35%8868 в 2012 году до 11947 в 2017 году). За три последних года расселено более 45 тыс. кв. м. аварийного жилищного фонда, что позволило улучшить жилищные условия почти 3000 жителей нашего региона.

Указ Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

За период реализации Указа полностью развёрнута региональная сеть многофункциональных центров, что позволило обеспечить увеличение доступности государственных и муниципальных услуг, оказываемых по принципу «одного окна» и в электронном виде, до 96,7% и 56% соответственно и снизить число обращений представителей бизнес-сообщества в соответствии с Указом до 2 единиц.

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Проблемным полем в регионе является низкая эффективность демографической политики. За период реализации Указа целевые значения показателей ожидаемой продолжительности жизни (план – 73,2 года факт – 71,6 года) и суммарного коэффициента рождаемости (план – 1,771 факт – 1,668) в Ульяновской области не достигнуты.

По уровню рождаемости и смертности Ульяновская область не поднимается выше 11 места в ПФО. Демографическая ситуация в области усугубляется ещё и миграционной убылью населения. В 2017 году миграционная убыль составила 1325человек, что превысило аналогичный показатель 2016 года на 79,8%.

Вместе с тем отмечу ряд направлений, которые требуют дальнейшей работы:

развитие в регионе высокотехнологичных и наукоёмких производств (доля в ВРП составляет 29%, необходимо довести до 35,8%);

создание условий для повышения квалификации работников региональных предприятий и организаций и, соответственно, увеличение численности высококвалифицированных работников (доля высококвалифицированных работников составляет 26,6% необходимо довести до 31,9%);

повышение эффективности функционирования региональной системы здравоохранения (по 4 из 5 показателей снижения смертности от основных причин Ульяновская область значительно уступает регионам ПФО);

реализация демографической политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения и рост рождаемости (в соответствии с Указом № 606 продолжительность жизни необходимо увеличить до 74 лет, а суммарный коэффициент рождаемости – до 1,787).

Работу по обозначенным направлениям необходимо продолжить и в рамках реализации нового Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Основная цель нового указа – достижение прорыва России во всех направлениях. И это очень созвучно базовым ценностям, которых придерживается ведущая политическая сила нашей страны, партия «Единая Россия»: Благополучие человека, Единство и суверенитет страны, Лидерство и развитие.

Созвучно идеям прорыва и лидерства, в соответствии с которыми живем мы с вами и вся Ульяновская область(например, задаче вхождения страны в число пяти крупнейших экономик мира соответствует наша цель - вхождение региона в 20 лучших в России).

Созвучно Нашей Мечте: «Богатый регион. Сильная экономика. Счастливые люди!». 

Для достижения поставленных целей на уровне страны Правительству Российской Федерации предстоит в течении пяти месяцев (до 1 октября 2018 года) разработать 12 национальных программ и проектов, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение для них, что позволит принять и запустить процессы преобразований в социальных отраслях и экономике.  

Эта работа должна идти в тесном взаимодействии с субъектами страны. Прошу Вас, коллеги (депутатский корпус), и Правительство области незамедлительно включится в нее. По большинству из национальных проектов у нас есть собственный уникальный опыт и предложения.

Кроме этого, до конца текущего года на уровне региона должны быть решены следующие задачи:

1)Внесены изменения в стратегические документы, наши инициативы (социальную, управленческую, технологическую, цифровую, предпринимательскую)в части их синхронизации с указом по целеполаганию и приоритетным задачам.

2) Президент поддержал идею реализации целей и задач через проектное управление, подготовку и корректировку национальных проектов (программ). Это означает существенное повышение роли проектного подхода в государственном управлении. Проекты становятся важнейшими механизмами достижения государственных целей и задач. На каждом уровне будет понятна четкая персональная ответственность. В связи с этим региональные, а частично и ведомственные проекты должны быть переформатированы с учетом целей и задач Указа Президента.

3)При формировании областного бюджета на 2019 год и на плановый период до 2021 г.предусмотреть в приоритетном порядке финансирование национальных и приоритетных региональных проектов. Необходимо также ускорить работу по увязке стратегий, госпрограмм и проектов, которая ведется в сотрудничестве с Аналитическим центром. Задача –уже с 2019 года запустить пилотные областные государственные программы по новым принципам.

В новом бюджетном цикле должно быть сохранено «бюджетное правило», согласно которому не менее половины дополнительных доходов бюджета, получаемых в ходе его исполнения, направляется на реализацию указов Президента. Это в полной мере относится и к новому 204-му указу.

4)Национальные проекты - это и информация для бизнеса о том, где и что государство будет делать, куда оно вложит свои ресурсы и, следовательно, какие условия будет создавать для частной инициативы. Прошу экономический блок правительства области учитывать это при формировании политики по преференциям и стимулированию развития. Задача - направить усилия власти и бизнеса на достижение одних целей.

Хочу обратиться и к депутатскому корпусу. Коллеги! Прошу каждого из вас с максимальной активностью включиться в реализацию национальных проектов. Определить куратора каждого проекта, сопровождать проект на этапах жизненного цикла, подумать о его партийной составляющей. У нас уже есть замечательный опыт партийных проектов. Давайте возьмем из него самые лучшие практики и используем их для решения новых задач.

Приоритетные цели и задачи до 2024 года.

Уважаемые коллеги! Новый майский Указ Президента можно назвать личностно-ориентированным. На первый план выходит всё, что связано с человеком, его благополучием, уровнем жизни и комфортом проживания. Благополучие человека – это одновременно и первостепенная задача, и фактор достижения успеха по любому направлению.

Необходимо объединить усилия власти, общества, бизнеса для трансформации социальной сферы.

Хочу поблагодарить всех депутатов, кто помогает нам в решении проблем и развитии социальной сферы. Отдельное спасибо Игорю Викторовичу Тихонову, Геннадию Александровичу Долгову, Галине Ивановне Федоровой.

Ещё один момент: нельзя сформировать благополучное общество не дав ответ и на такой важнейший запрос, как справедливость.

Именно этот вектор является главным в Послании и Указе Президента от 7 мая 2018 г. Под него мы 1)переформатируем действующую структуру управления социальным блоком области, 2) деятельность агентства по развитию человеческого потенциала и 3)наши планы действий.

Уровень и качество жизни.

Самой острой проблемой в движении к социально успешному обществу для нас остается бедность и уровень жизни. К сожалению, статистика третий год подряд фиксирует падение реальных доходов населения области и рост доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума. По итогам 2017 года с ней сталкиваются 15,1% или почти 190 тысяч человек. Каждый седьмой житель региона находится за порогом бедности.

За 2012-2017 год количество бедных выросло более чем на 30 тысяч человек. Мы вернулись к показателям 2010-2011 гг. Это, конечно, не 2001-2004гг, когда за чертой бедности находилось 630 тысяч жителей региона (45% от всего населения), но все равно – это непозволительно много. О том, что это проблема номер один, свидетельствуют и опросы.

Рост уровня бедности – это общефедеральный тренд и сломать его исключительно на уровне и силами отдельно взятого региона очень трудно.

Удручает, что ниже величины прожиточного минимума находятся сегодня 12% работающего населения (так называемые «работающие бедные»). Есть сферы, где доля таких работников особенно заметна. Сельское и лесное хозяйство – свыше 22% от общего количества занятых в данной сфере, строительство и торговля – более 13%, транспортировка и хранение - 19%, деятельность гостиниц и предприятий общепита – 29%, операции с недвижимым имуществом – 24%.

Коллеги! Вас ничего не удивляет в этих цифрах? Эти данные лишний раз подтверждают выводы о высокой доли «теневого» сектора экономики в вышеуказанных сферах деятельности, да и в области в целом.

Национальная цель, которая сформулирована в президентском Указе - снижение уровня бедности в два раза. Для нашей области это означает выход на показатель в 90 тысяч человек или около 8% от всего населения.

Мы намерены комплексно решать эту задачу, исходя из особенностей тех социальных групп, для которых бедность является наиболее острой проблемой.

Задача сводится, по сути, к обновлению рынка труда, повышению реальных доходов в целом и их более равномерному распределению между социальными группами:

- Для бюджетников – это повышение оплаты труда. По итогам исполнения майских указов от 7 мая 2012 г. были повышены заработные платы для почти 46тысяч человек. За весь период (2012-2018 гг.) на повышение зарплат направлено (с учетом дополнительного финансирования из ОМС и других источников) порядка 10 млрд. рублей.

- Для бизнеса и реального сектора - это модернизация производства, привлечение новых инвесторов, повышение производительности труда и уменьшение «скрытой» оплаты труда.

- Для социальных групп населения, по объективным обстоятельствам не способных самостоятельно обеспечить своё материальное благополучие (пенсионеры, инвалиды, многодетные) – внедрение современных социальных технологий оказания помощи, системы социальных контрактов, расширение практики использования электронных социальных продовольственных карт.«На принципах справедливости и адресности нужно выстроить всю систему социальной помощи. Мы много об этом говорим, но это нужно в конце концов сделать. Её должны получать граждане, семьи, которые действительно нуждаются» (В.В.Путин).

Демография и здравоохранение.

Следующие национальные цели касаются решения демографических проблем. К 2024 году обеспечить устойчивый естественный рост численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет).

Александр Исаевич Солженицын именно «сбережение народа» предложил сделать «национальной идеей» для России. Нужно ли говорить о том, что и для страны в целом, и для Ульяновской области это сложнейшая проблема? Без увеличения количества рождений, количества многодетных семей, грамотной государственной и семейной политики нам просто не обойтись!

Непрерывная ежегодная естественная убыль в регионе наблюдается с 1992 года, общая – с 1996 года.

Во второй половине 2-х тысячных мы смогли выйти на ежегодный рост рождаемости. Количество рождений увеличивалось на протяжении 10 лет вплоть до 2015 года. С 2011 по 2014 сокращалась естественная убыль населения.

Такой результат - прямое следствие той демографической политики, которая проводилась и на уровне страны, и нашего регионального компонента семейно-демографической политики.

Мы одними из первых среди субъектов стали системно двигаться, разработали свои меры поддержки, в том числе финансовой. Тольков 2017 году направили на вопросы материнства и детства почти 2 млрд. рублей. А за весь период (с учетом реализации Указа №606) – почти 7 млрд рублей. За пять лет расходы на эти цели выросли в 2,5 раза.

И это далеко не все средства, которые идут на демографическую политику в широком смысле. С 2017 года мы начали считать так называемый "детский" бюджет. На 2018 год мы вместе с вами, уважаемые депутаты, приняли его в размере 12,2 млрд. рублей. А это 26% всех расходов областного бюджета!

Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. По ключевым демографическим показателям в рамках ПФО мы не поднимаемся выше 11 места. В 2017 году не выполнен показатель Майского Указа №606, связанный с суммарным коэффициентом рождаемости. Продолжается процесс естественной убыли, который сопровождается старением населения.

Добавим сюда неблагоприятный для нас демографический прогноз Росстата: к 2025 году численность населения области сократиться почти на 50 тысяч человек (до 1 млн. 200 тысяч), а трудоспособного – почти на 100 тысяч (до 600 тысяч человек).

Вместе со всей страной нам необходимо обеспечить устойчивый естественный рост численности населения. Закрепиться по суммарному коэффициенту рождаемости на уровне в 1,7 пункта. В 2015 и 2016 году мы выходили и превышали этот показатель. В 2017 году он снизился до 1,52.Во многом снижение рождаемости имеет объективное основание. Семьи начинает создавать малочисленное поколение 90-х годов. Тем не менее, необходимо вернуться к установленному целевому значению. Для этого:

Во-первых, продолжим совершенствовать механизмы финансовой поддержкисемей при рождении детей. Мы уже приняли дополнительные собственные решения по каждой из демографических инициатив, предложенных Президентом. Они касаются поддержки молодых и многодетных семей и будут основываться на принципе адресности.

Мы стимулируем ранние и первые рождения в молодых семьях. Это обеспечит мамам дополнительное «окно возможностей» для рождения последующих детей. Вводим собственные ежемесячные денежные выплаты для детей от 1,5 до 3 лет, которые станут продолжением уже действующих на федеральном уровне выплат для детей до полутора лет.

Для многодетных семей сохраняем и развиваем губернаторскую ипотеку (в 2 раза увеличиваем размер компенсации). Расширяем перечень оснований для выплат регионального капитала «Семья». Оставим и иные, действующие сегодня меры поддержки многодетных. Делать это будем в жесткой привязке к ситуации в каждом конкретном муниципалитете.

Все эти новые подходы находят отражение в действующем региональном проекте «Повышение рождаемости в Ульяновской области».

Примем мы и организационные решения:

- Создадим за счёт перераспределения штатной численности Министерство семьи и демографического развития Ульяновской области.

- У муниципальной власти здесь также свой сектор ответственности. На территории каждого района необходимо создать особый социальный микроклимат, чтобы у семей были и желание, и возможность рожать и растить детей. До конца 2018 года будут приняты решения и управленческие действия, которые позволят реорганизовать работу муниципальной власти под эту задачу. Разработан пусть небольшой, но свой набор мер поддержки многодетных, который будет действовать наряду с базовым (федеральным и областным).

Во-вторых, уделим внимание механизмам получения публичных благ для всех без исключения детей в рамках Десятилетия детства (например, бесплатное полноценное питание в школах).

Один из ключевых факторов, влияющих на решение женщин заводить ребёнка – это возможность как можно раньше начинать или продолжать карьеру после его рождения.

Охват дошкольным образованием у нас достиг своего исторического максимума. Никогда, в том числе в советское время этого не было. Дополнительно создано более 15 000 мест. Начиная с 2015 года, мы обеспечили и поддерживаем 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Еще 1400 мест в детских садах мы введем до 2020 года.

Но все же, основной акцент сделаем на создании дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Задача - достигнуть показателя обеспеченности в 100% в 2021 г. Все возможности у нас для этого есть. Уже в 2018 и 2019 гг. мы создадим не менее 1200 мест для этой возрастной группы.

В-третьих, будем решать задачу увеличения продолжительности жизни. Цель, обозначенная Президентом, вхождение Российской Федерации к концу следующего десятилетия в клуб стран, где продолжительность жизни превышает 80 лет. В 2005 году этот показатель в регионе составлял 65,2 года, а в 2017 году – 71,6. То есть вырос на 6,5 лет!

Впервые в качестве конкретного ориентира в указе используется и такой показатель как «ожидаемая продолжительность здоровой жизни»: ставится задача её увеличения до 67 лет.

Параллельно должны создаваться условия для активного долголетия и достойной жизни пожилых людей. Сейчас в регионе действует 29 Центров активного долголетия. Их количество, как и количество клубных объединений для пожилых, должно расти в каждом муниципальном образовании. Важно чтобы как можно больше граждан старшего поколения были востребованы и принимали активное участие в социальной жизни.

И конечно, надо по-новому выстроить систему гериатрической службы, способную заниматься, как вопросами профилактики, так и оказанием медицинской помощи.

В качестве ещё одной задачи назову разработку и принятие Стандарта по организации работы со старшим поколением.

Под все эти задачи мы также примем организационно-штатные решения. В составе Министерства семьи и демографического развития Ульяновской области создадим Департамент повышения качества жизни населения, который будет заниматься вопросами качества жизни граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов. А также реализацией программ социальной сплочённости и социальной поддержки.

Здравоохранение

Ответ на демографические вызовы - это не только рост численности населения, но и обеспечение качества и доступности здравоохранения. Для отрасли она была и остаётся главной.

По итогам исполнения Указа Президента от 07 мая 2012 года №598 («О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»):

-Достигнут самый низкий, начиная с 2004 года, показатель общей смертности населения.

- Минимальный за последние 25 лет показатель по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы.

- Вдвое снижена смертность от заболеваний органов дыхания.

- Достиг исторического минимума показатель младенческой смертности: он сократился в два раза – с 10,8 промилле (или на 1000 родившихся живыми) в 2004 году до 5,1 промилле в 2017 году.

Показатели, на которые мы должны выйти до 2024 года, ещё более сложные.

Так, если говорить о смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а это почти половина всех смертей в регионе, то мы должны снизить ее еще почти на четверть. Это уже европейский уровень.

Важно закрепить динамику снижения младенческой смертности. Целевой ориентир на 2024 год – 4 промилле. Это также «европейский стандарт».

По онкологии – выйти на снижение в 7%-8%.

И главное, особый акцент на сохранении людей в трудоспособном возрасте. Здесь смертность должна снизиться за 6 лет на треть.

При этом и все, что касается уровня заработной платы в отрасли, также будет оставаться в приоритете.

Очевидно, что для достижения новых значений, содержащихся в Указе №204, недостаточно тех темпов, мер и средств, которые были актуальны и приносили результат в прошлые годы.

Ежегодное консолидированное бюджетное обеспечение региональной отрасли здравоохранения за последние 13 лет выросло более чем в 4 раза! – с 2-х до 8,4 млрд. рублей. Приобретены тысячи единиц оборудования, сотни автомобилей для скорой помощи, отремонтированы и построены десятки новых объектов.

В ближайшие годы отрасль получит еще большие ресурсы. Президент в Послании поставил задачу перед Правительством и регионами в 2019–2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников ежегодно направлять в среднем до 5 процентов ВВП. Для нашего региона это означает, что к 2025 году мы должны выйти на бюджет отрасли свыше 30 млрд. рублей (вместе с ФОМС).

Для достижения всех этих показателей работа будет выстраиваться по следующим базовым принципам:

Во-первых, безусловное обеспечение оптимальной доступности услуг здравоохранения вне зависимости от места проживания.

В полном объёме будет завершено формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения в сельской местности.

В целом наша структура размещения объектов здравоохранения в сельской местности соответствует тем требованиям, который поставил Президент. Сеть ФАПов сохранена и развивается, в том числе и в малонаселенных пунктах. На территории области их 488. За 2017 год введено 13 новых модульных зданий ФАП.

Таким образом, чтобы выполнить поручение Президента нам необходимо принять точечные решения: дополнительно спроектировать и построить ФАПы в 25 населенных пунктах и закупить 7 передвижных мобильных ФАП.

Эту задачу мы, несомненно, решим. Уже в областном бюджете 2018 года предусмотрены средства для открытия 3 и проектирование 20 модульных ФАПов. В стадии закупки 3 мобильных ФАПа, что полностью закроет потребности Мелекесского района.

Уважаемые коллеги! Доступность здравоохранения мы должны понимать не только как доступность первичной медицины на селе, но и как создание условий для оказания специализированной, в том числе, высокотехнологичной помощи. И это второй основополагающий принцип работы для нашего здравоохранения.

Он будет реализован через формирование на территории области многоуровневой интегрированной системы медицинской помощи. Она обеспечит нам преемственность и комплексный подход к охране здоровья. Ресурсы будут распределяться таким образом, чтобы повышать доступность и качество первичных не госпитальных услуг на внутримуниципальном уровне. И стационарной специализированной помощи в более крупных звеньях отрасли. На практике это означает, что появятся более технически оснащенные межрайонные больницы.

Наиболее узкоспециализированная и сложная медицинская помощь, в том числе стационарная, будет оказываться в узкопрофильных учреждениях в областном центре.

Прошу профильное Министерство подготовить мне стратегический план формирования сети, отвечающий таким требованиям, предварительно обсудив его, как с профессиональным сообществом, так и муниципалитетами.

Другое направление реализации этого подхода – развитие высокотехнологичной специализированной помощи.

Число медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь на территории области, с 2012 года увеличилось в 4,5 раза. Число пациентов, получивших высокотехнологичную помощь, увеличилось более чем в 14 раз.

В 2 раза увеличилось и число профилей высокотехнологичной медицинской помощи (с 8 до 16). У нас уже успешно работают диализные центры, региональный центр ЭКО, Перинатальный центр, Центр кардиохирургии. В этом году на территории травмцентра (БСМП) запускается Центр трансплантологии. К 2021 году также на территории травмцентра откроем новое стационарное отделение стоимостью в 1,2 млрд.руб. Уже пройдены проектные процедуры.

В 2018 и 2019 году пройдут масштабные ремонтные работы в областном клиническом госпитале ветеранов войн.

Безусловно, уделим внимание нашей областной больнице. Вчера с этим вопросом ко мне обратился руководитель фракции «Единая Россия» Ростислав Анатольевич Эдварс. Поручаю Правительству выделить средства для проведения ремонтных работ в главной больнице области.

Линия на создание в регионе современных, высокотехнологичных медицинских центров будет продолжена и дальше.В первую очередь это касаетсяситуации с оказанием онкологической помощи.

За последние 10 лет выявляемость злокачественных новообразований в области увеличилась почти на 30%. Это позволяет сохранять и продлять жизни. Сегодня выявлено, что каждый сороковой житель области страдает данной патологией. Для сравнения – в 2007 г. состоял на учете лишь каждый семидесятый житель региона. В структуре причин общей смертности по области новообразования составляют более 15%.

Мы уже провели серьезные ремонтные работы в отделениях онкодиспансера. Открыли и развиваем сеть первичных онкологических кабинетов в поликлиниках. Разработали в 2018 году собственную программу развития онкологической службы на период до 2030 г.Подписали соглашение с частным инвестором об открытии центра томотерапии на базе Областного клинического онкологического диспансера. Намерены принять участие в федеральной программе модернизации онкоцентров и построить новый хирургический корпус онкодиспансера.

По итогам завершения строительства новой частной онкологической клиникииначала работы Центра медицинской радиологии в городе Димитровграде (где для региона будут действовать дополнительные квоты), мы получаем совершенно новую ситуацию: закрываем потребность в лечении онкобольных. А с учётом уникальности ФЦВМР в Димитровграде, получаем возможность для решения еще одной задачи, обозначенной Президентом, - увеличение объёма экспорта медицинских услуг. Прошу Правительство области проработать этот вопрос с ФМБА и определить объём работ и средств, который потребуется со стороны области для решения этой задачи.

Повышение технологичности здравоохранения – это и формирование умной экономики. Мы говорим не просто о новых программных продуктах или современном оборудовании, а о цифровом здравоохранении – оно является одним из ключевых направлений региональной концепции «Умный регион».

Это акцент на информатизацию и телемедицину, работу с большими данными, электронный документооборот и электронные истории болезни, дистанционную диагностику и мониторинг (проект «Электронное здравоохранение»). Объединение всех учреждений здравоохранения в единый цифровой контур.

Замечу, что медицинские технологии будущего создаются, в том числе, и в нашем регионе: Например, в Инновационном кластере - нанотехнология «Тестген» или технология искусственной кожи, которая разрабатывается и тестируется в лаборатории педагогического университета.

Третья базовая основа работы здравоохранения –профилактика, принцип «предупредить легче, чем лечить».

Профилактическими медицинскими осмотрами у нас сейчас охвачено 20 процентов населения области. Задача – перейти к 100% охвату с регулярностью не реже одного раза в год. Для этого мы запускаем целый ряд новых проектов, таких как «Здоровое предприятие», «Нулевой травматизм»,объявляем2019 год в Ульяновской области Годом нулевого травматизма.

Через трехсторонние соглашения предусмотрим выделение специальных дней на предприятиях для прохождения медосмотров. Создадим специальные мобильные бригады для выезда на предприятия.

На сегодняшний день паспорт «Здоровое предприятие» внедрен более чем на двухстах предприятиях области. И сразу же вырос более чем в 1,5 раза охват профилактическим лечением и оздоровлением работников, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда.

Тесно связана с вопросами профилактики мотивация к здоровому образу жизни и создание условий для занятий физической культурой и спортом. Целевые ориентиры здесь к 2024 году – увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни до 60%, а систематически занимающихся физкультурой и спортом - до 55%.

Мы уже сформировали межведомственный координационный орган, отвечающий за вопросы профилактики и здорового образа жизни, - Центр медицинской профилактики и здорового образа жизни. Усилим его финансами, кадрами и полномочиями.

Одними из первых в стране начали реализацию проекта по формированию здорового образа жизни. Хочу персонально поблагодарить за работу, инициативность и сопровождение этого проекта Василия Анатольевича Гвоздева. Его активная позиция помогает нам выходить на сотрудничество с российскими и международными партнерами, НИИ и экспертными организациями, специализирующимися в этой сфере.

В копилке лучших российских практик – наш областной агитпоезд «За здоровый образ жизни», который охватывает все муниципальные образования.

Продолжим развитие спортивной инфраструктуры. Только в последние годы построено и капитально отремонтировано более 50 крупных объектов, в том числе 30 ФОКов. В стадии строительства и реконструкции еще 20 объектов.

Завершаем строительство бассейна в Инзе, в июне вводим в эксплуатацию после капитального ремонта и реконструкции стадион «Труд». Строим современный центр художественной гимнастики, с возможностью проведения мероприятий международного уровня.

Проектные работы идут по бассейнам в Ишеевке и в микрорайоне «Искра» в Ульяновске, нескольким ФОКам, малобюджетным крытым ледовым каткам с искусственным льдом.

К 2024 году во всех муниципальных образованиях будут работать физкультурно-оздоровительные ФОКи и бассейны. Способствовать формированию культуры активного отдыха, занятиям физкультурой и спортом, велосипедным прогулкам должна и городская среда. А это значит, что в наших населенных пунктах должно увеличиться количество общественных пространств, которые отвечают этим требованиям. Проводиться фестивали дворового и школьного спорта, спартакиады для всех категорий и возрастов.

Это основа выполнения Указа Президента в части вовлечения более половины населения области в регулярные занятия физической культурой.

Четвертый приоритет работы отрасли, - достижение нового качества и стандартов работы учреждений здравоохранения, в том числе по линии врач – пациент. Хочу обратить на это особое внимание.

Это проект «Бережливая поликлиника» - доброжелательного и бережливого отношения к пациентам. Таким стандартам на сегодня соответствует 12 поликлиник. Мы исходим из того, что к 2024 году все областные учреждения здравоохранения будут приведены к данному стандарту.

Стандарт бережливого медицинского учреждения мы дополним требованием комплексного обустройства территорий. Такие работы уже начаты в детской городской клинической больнице города Ульяновска.

Особое внимание уделим обновлению детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах и медицинских кабинетов в школах.

К этому обязывает нас объявленное Президентом Десятилетие детства. У нас принята программа развития детского здравоохранения области. Она должна быть доработана с учетом задач, поставленных Президентом.

Продолжим комплексный ремонт в областной детской клинической больнице и городской детской клинической больнице на улице Льва Толстого. В рамках федеральной программы будем строить новую детскую инфекционную больницу.

Коллеги! Какие бы технологии и стандарты мы ни внедряли – человеческий фактор в здравоохранении всегда имел, и будет иметь, решающее значение. Поэтому вторая сторона – это кадровое наполнение отрасли.

Мы должны приложить все усилия, чтобы до 2024 года ликвидировать имеющийся кадровый дефицит в медицинских организациях, обеспечить внедрение системы непрерывного образования медицинских работников.

Только в 2017 году в сферу здравоохранения удалось привлечь более 800 медицинских работников, в том числе 320врачей. Это дает нам уверенность, что мы выполним президентскую задачу по обеспечению укомплектованности первичного звена не до 2024 года, а значительно раньше. Нужны также узкие специалисты, особенно с учётом открытия крупных медицинских центров.

В целях привлечения медицинских кадров мы будем использовать все доступные инструменты: целевой набор, федеральную программу «Земский доктор» и наши региональные - «Земский фельдшер» и «Земская медицинская сестра». За время реализации программ укомплектованность кадрами повысилась на 17-20%, произошло их омоложение.

Сохраним льготную ипотеку и практику выделения за счет областного бюджета служебного жилья для медработников (врачам и медсестрам). В этом году принято решение по 45 квартирам. Из них 35 выделено работникам перинатального центра. Ещё 10 квартир предоставлено для узкопрофильных специалистов, работающих по наиболее востребованным направлениям. Мы приняли решение о ежегодном выделении не менее 50 квартир работникам здравоохранения.

Помимо наращивания социальных гарантий, больше внимания уделим непрерывной профессиональной подготовке и переподготовке медицинского персонала. Будем ежегодно направлять на обучение специалистов по наиболее актуальным для региона специальностям, более активно использовать дистанционные образовательные технологии.

К 2025 году для всех медспециалистов станет обязательной аккредитация. А это уже совершенно новый подход к сохранению высокого компетентностного, образовательного уровня медиков через системы стандартов и непрерывного образования.

Уверен, что совокупно все эти меры позволят нам сформировать образ медицинского работника нового времени – ответственного, доброжелательного, всю жизнь повышающего свой профессиональный уровень.

Образование.

Главная стратегическая цель – повышение качества и конкурентоспособности регионального образования на всех его уровнях.

Задача образования-обеспечить возможности для самореализации и раскрытия личности каждого человека на всех этапах его жизни. Еще один акцент - раннее развитии.

Приоритеты для достижения этих целей у нас уже выстроены. Я хочу поблагодарить тех депутатов, кто ежедневно помогал нам в этом вопросе, как и в развитии всей системы образования: Лидию Сергеевну Жуковскую-Латышеву, Ростислава Анатольевича Эдварса.

Требуется не только обучать, знания сегодня можно получить практически везде. Нужно отдавать предпочтение навыками компетенциям, особенно связанными с цифровыми технологиями. Пониманию, как использовать полученные знания, умению работать в команде, творческому поиску, проектной деятельности. Это важнее.

При формировании бюджета примерно 20-25% всего бюджета отрасли мы будем резервировать на создание современной образовательной среды, обновление инфраструктуры образования, цифровизацию, строительство новых и модернизацию действующих детских садов и школ. Напомню, что такой подход отражен в бюджете на 2018 год. Мы его сохраним. Это даст нам возможность исполнить уже взятые обязательства – до 2024 года построить 15 новых школ и детских садов, капитально отремонтировать 24 образовательных учреждения.

Будем создавать условия для реализации важнейшего принципа – непрерывность образования. В Европе человек сохраняет высокую производительность вплоть до выхода на пенсию. В России, как правило, начинает проигрывать и не соответствует современным требованиям уже после 50.

Прошу Министерство образования области уделить этому особое внимание. Подойти к вопросу системно, определив роль и задачи на каждом этапе всех заинтересованных сторон: работодателей, вузов, учреждений дополнительного образования, центров занятости и т.д.

Обращаюсь и к региональному бизнесу. У вас также должны быть корпоративные стимулы для обучения и повышения квалификации сотрудников.

На всех уровнях и видах образованиях сформируем единый цифровой образовательной контур. По этому направлению произойдет наиболее существенный прорыв. К электронным сервисам доступ получат все муниципальные образования. Например, проект «Дистанционная школа» даст возможность проведения уроков в условиях отсутствия учителя-предметника. Это важно особенно для малых и сельских школ.

Уже в этом году мы интегрируем:

- региональные ресурсы с порталом Госуслуг, что сделает доступным в электронной форме из любой точки области и страны дополнительные сервисы, связанные с образованием;

- региональную платформу с Российской электронной школой, что позволит нашим учителям использовать интерактивные уроки от лучших учителей страны с 1 по 11 класс.

- запустим в полноценную эксплуатацию модуль «Аттестация», который позволит формировать педагогическим работникам портфолио, не выходя из дома, и использовать его при аттестации.

Уже сейчас дистанционная аттестация доступна для 25% учителей региона. Задача выйти на 100%, что полностью исключит бюрократическую и коррупционную составляющую при проведении аттестации.

Продолжатся качественные изменения в системе дополнительного образования.

До 2024 года охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет вырастет до 90%. По технической и естественнонаучной направленностям до 35%. Сегодня общий охват составляет 83%. И это на 7% больше, чем предписывалось Указом от 7 мая 2012 года.

Обновим содержание и материально-техническую базу организаций дополнительного образования. Запустим специальный интернет-портал по дополнительному образованию с различными сервисами для детей и родителей.

Сформируем Корпорацию развития дополнительного образования области. Она заработает уже к 2020 году. Корпорация должна наладить сетевое взаимодействие организаций дополнительного образования с образовательными организациями, музеями, библиотеками, колледжами, вузами и будет отвечать за реализацию проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

К уже действующим 23 детским и Молодежным Академиям, Технопарку, ЦМИТам должны добавиться новые: не менее 5 детских технопарков-академий в вузах Ульяновской области и не менее 5 детских технопарков на территории муниципальных образований. Не менее чем в 2 раза должно вырасти количество ЦМИТов. Филиалы Молодёжных Академий будут открыты и в муниципальных образованиях.

Особый акцент сделаем на направлениях, которые позволят детям получить знания и навыки по научно-инженерным профилям: биотехнологии, медицине, молекулярной биологии и генетике, ядерной физике и энергетике, машиностроению и авиастроению, информационным технологиям и программированию, архитектуре.

Лучшие организации дополнительного образования и лучших педагогов будем поддерживать через дополнительные гранты и увеличение фонда оплаты труда. Примем для этого нормативный документ.

Все эти позиции должны найти отражение в Стратегии развития дополнительного образования Ульяновской области. Ее разработка должна быть завершена до середины 2019 года. Рассчитываем на партнерство с Всемирным Банком в вопросе подготовки такой уникальной стратегии.

Будем более активны в вопросах экспорта образования. Качественное образование – это тоже инструмент решения демографических проблем. Возможность не только снизить образовательную миграцию, но поменять ее вектор.

После учёбы будем предлагать талантливой молодёжи интересную работу, в том числе иностранным гражданам. В регионе практически во всех сферах нужны новые сотрудники с широким спектром образования и современными компетенциями.

Для работы с иностранными студентами создадим специальный межвузовский Центр сопровождения. По принципу одного окна он будет помогать решать административно-правовые вопросы, касающиеся миграционной поддержки, проживания, медицинского обслуживания, оформления договоров и справок. За ним будет и такое направление, как социально-культурная адаптация.

Профориентация. Целевой показатель здесь – это ежегодное вовлечение максимально возможного количества школьников в различные формы профориентационной работы.

У нас есть успешные проекты и практики работы. Кроме того, в областной Стратегии-2030 дополнительно заявлена и решается задача создание системы ранней практики молодёжи в организациях Ульяновской области, в том числе в школьном возрасте с учётом наклонностей детей.

Сегодня во взаимодействии с вузами, организациями и предприятиями требуется их масштабировать и использовать на всех уровнях и этапах образовательного процесса, уделив особое внимание развитию ранней профориентации школьников.

Расширим участие в федеральном проекте «Джуниор Скиллс» и в качестве пилотного региона в проекте «Билет в будущее». Уже в этом году принять участие в этих проектах смогут свыше тысячи ульяновских школьников 6-11 классов. 

Важным инструментом профориентационной работы для школьников останутся профильные классы, которые открыты почти в 60% общеобразовательных школ и система дополнительного образования.

Цельную систему профориентации и переподготовки выстроим и для работающих граждан. Сейчас примерно третья часть занятого в областной экономике населения в возрасте от 25 до 65 лет проходит повышение квалификации или профессиональную подготовку. Этого недостаточно.

Дополним систему профпереподготовки конкурсами для профессионального и карьерного роста. Будем исходить из потребностей развития экономики. Здесь нам также не надо начинать с нуля. Такие конкурсы по профессиям проводятся ежегодно. Жду предложений от профильных ведомств, как может быть расширен перечень таких конкурсов и как сделать их более массовыми и интересными. В стороне не должны оставаться и муниципальные образования.

Здесь также важно тесное партнерство с профсоюзами и работодателями. Как и в вопросах совершенствования системы профессионального образования, подготовка кадров для передовых технологий останется одним из стратегических направлений работы отрасли.  Двигаться будем в рамках проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» и новой стратегической инициативы АСИ «Кадры будущего для региона», где мы стали пилотной площадкой. Проекты дадут нам возможность для точечной работы с молодежью, предприятиями и работодателями по отбору и сохранению в области молодых кадров нового типа.

Еще одно стратегическое направление – работа с талантами. Ульяновская область всегда была богата талантами. Именно поэтому в борьбе за достойное место в настоящем и будущем мы выбрали одним из региональных брендов бренд «Родина талантов» и уделяем огромное внимание поиску, поддержке, развитию талантов.

Приняты решения по инфраструктуре (в том числе по нашему прототипу Сириуса – центру «Алые паруса»),грантовой и стипендиальной поддержки, индивидуальным образовательным траекториям для одарённых детей. Начал работать тьюторский центр, образовательный фонд поддержки талантов, проводятся профильные смены в загородных лагерях, утвержден региональный проект непрерывная «Региональная модель развития талантов».

Но сегодня этого недостаточно. Надо донастроить систему, с учетом принципов справедливости и всеобщности. Каждый талантливый ребёнок должен иметь возможность для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Важен и такой аспект: не просто учить одарённых детей и молодёжь, не просто готовить к некому абстрактному будущему,в котором понадобятся их знания, а здесь и сейчас включать их в формирование этого будущего.На это и нацелим наши ближайшие действия:

- разработаем и примем областной Закон и необходимые подзаконные акты, направленные на поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности, а также организаций и наставников, их подготовивших;

- доработаем с учетом наших проектов НТИ и региональных инициатив действующий закон области «О стипендиях предоставляемых талантливым и одарённым обучающимся»;

- утвердим особый порядок выявления и сопровождения лиц, проявивших выдающиеся способности и региональный перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий;

- разработаем рейтинг работы муниципальных образований с одаренными детьми и на постоянной основе будем его вести, определим в каждом районе уполномоченных лиц по работе с талантами.

Главный показатель успешности, по которому мы будем оценивать итоговую работу, не только количественный рост талантливых детей, но и рост числа тех из них, кто связал свою жизнь с Ульяновской областью.

Еще два сквозных направления, которые должны быть общими для всех уровней и направлений образования.

Это предпринимательское образование. Предпринимательская инициатива – главное слагаемое экономического роста и конкурентоспособности. Поэтому оно должно в разных формах присутствовать в работе всей системы образование в средней, старшей и высшей школе. У нас в регионе оно должно стать всеобщим.

И это воспитательный компонент. Сейчас, когда нашей стране брошен исторический вызов, нам особенно необходима такая работа.Воспитание чувства единства нашего народа, чувства гордости за страну и готовности отстаивать наши национальные интересы. Воспитание активного гражданина и патриота,опирающегося в своём развитии на традиционные для России общественные, семейные и культурные ценности,– это межведомственная задача, в которой системе образования принадлежит ведущая роль.

Сейчас идет разработка региональной целевой программы «Формирование человека» на 2019 – 2024 гг. Рассчитываю, что программа станет важным стержнеобразующим элементом всей воспитательной работы в регионе.

И, конечно же, при реализации всех проектов будем опираться на систему наставничества. Мы уже формируем ее во всех отраслях экономики и социальной сферы, государственном и муниципальном управлении в рамках действующего приоритетного регионального проекта.

Выстраиваем систему информационной и консалтинговой поддержки наставников и их мотивации, в том числе материальной. Разрабатываем для них образовательные программы.

Основной целевой показатель, который определен в проекте для оценки результатов работы - 100% внедрение института наставничества в органах власти, организациях и предприятиях всех форм собственности.

Жильё. Создание современной среды для жизни. Благоустройство.

Уважаемые коллеги! Сегодня все мы понимаем, что главная конкуренция между городами и территориями идет за людей. От интеллектуального потенциала человека, его таланта – зависит, в конечном итоге, успешное развитие самой территории. Благоустроенное жильё, удобство и комфорт в городах и населенных пунктах позволят нам не только сохранить людей, но и стимулировать процессы миграции в регион.

Хочу сказать отдельное спасибо депутатам, курирующим эти вопросы в Законодательном Собрании, особенно Алсу Мубракшевне Садретдиновой и Геннадию Анатольевичу Антонцеву.

Задачи, которые поставлены Президентом по этому направлению:увеличение ввода жилья в 1,5 раза, его доступность для семей со средним достатком, сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, кардинальное повышение комфортности городской среды.

По жилью будем двигаться (а фактически мы уже это делаем) по 3-м ключевым факторам.

1) Повышение темпов экономического роста, рост доходов граждан и грамотная адресная социальная поддержка (стимулирование спроса на жилье через различные федеральные и региональные программы).

2)Увеличение предложения на жилищном рынке. В предыдущие годы мы вышли на максимальные в истории области показатели ежегодного ввода жилья почти в 1 млн.кв.м. Занимаем первое место среди регионов ПФО по вводу в действие жилья из расчёта на 1000 человек. Показатель средней обеспеченности жильем на одного жителя в регионе выше, чем по стране.

Мы в короткие сроки способны нарастить предложение на рынке жилья, увеличив объёмы строительства в соответствии с положениями Указа. Есть и земельные участки, и дополнительные ресурсы у строительных компаний. Начиная, с 2020 года нам вполне реально вводить до 1,3 млн. кв.м. жилья ежегодно (по 1 кв.м. на каждого жителя региона).

Но уже сейчас уровень предложения на рынке жилья в Ульяновске достаточно высок, что привело к снижению цен на жилье эконом класса. Число построенных квартир с 2012 года увеличилось в 2 раза. Жилищные условия улучшили почти 85 тысяч семей.

И если несколько лет назад цена однокомнатной квартиры у одного из крупнейших наших застройщиков компании «Запад» составляла порядка 1 млн 350 тысяч рублей, то сейчас цена этой же квартиры снизилась примерно на 300 тыс. рублей.

3)Снижение ставок ипотечного кредитования при параллельном росте количества выданных кредитов. С 2012 года количество ежегодно предоставленных ипотечных кредитов в области увеличилось с 8,8 тысяч единиц в 2012 году до почти 12 тысяч единиц в 2017 году (рост на  35%). Выдано в общей сложности почти 65 тысяч кредитов на сумму 79 млрд.рублей. Снижение ставок по кредитам продолжится. В&a

Источник: ЗСО Ульяновской области

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо