Главная / Деятельность / Правовая служба

Ответы на вопросы по трудовому законодательству (июнь 2017 года)

Пресс-служба Профсоюза. 07.06.2017
Печать

Вопрос 1: 

Может ли Государственная инспекция труда (далее – ГИТ) провести проверку по анонимному заявлению?

Ответ: 

Нет, трудовая инспекция не проводит проверку:

- по анонимным заявлениям;

- заявлениям, в которых нет информации, что работодатель нарушил трудовое законодательство.

Если заявление указывает на нарушение, но инспектор сомневается в авторстве, он проверит, кто обратился в ГИТ. 

Заявление в форме электронного документа может стать основанием для внеплановой проверки, если заявитель направил его с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые предусматривают обязательную авторизацию заявителя (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Закон № 294-ФЗ). 

Вопрос 2: 

С какой периодичностью ГИТ может проводить плановые проверки?

Ответ: 

Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, к которой отнесена деятельность организации. 

При степени риска: высокая, периодичность плановых проверок: один раз в 2 года 

При степени риска: значительная, периодичность плановых проверок: один раз в 3 года

При степени риска: средняя, периодичность плановых проверок: не чаще одного раза в 5 лет 

При степени риска: умеренная, периодичность плановых проверок: не чаще одного раза в 6 лет

Если деятельность организации отнесена к категории низкого риска, то плановые проверки не проводят (п. 20 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства от 01.09.2012 № 875, далее — Положение № 875). 

Вопрос 3:

Можно ли изменить категорию риска, которую ГИТ присвоила организации?

Ответ:

Да, организация может изменить категорию риска, которую ей присвоили. Для этого необходимо подать в ГИТ заявление и указать: 

- полное наименование организации;

- основной государственный регистрационный номер;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- местонахождение производственного объекта, который используется, если объекту присвоили категорию риска; 

- информацию о категории риска, которую присвоили организации или производственному объекту; 

- адрес организации, при необходимости иной почтовый адрес для связи, телефон и адрес электронной почты. 

Возможность изменить категорию риска установлена п. 24 Положения № 875, п. 18 постановления Правительства от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 806). 

К заявлению прикладываются документы, которые подтвердят, что деятельность организации соответствует категории риска, на которую претендует организация. 

ГИТ рассмотрит заявление в течение 15 рабочих дней. И сообщит о принятом решении в течение трёх рабочих дней. Уведомление придёт на тот почтовый адрес, который был указан в заявлении (пп. 20, 21 Постановления № 806). 

Вопрос 4:

Может ли ГИТ в один и тот же месяц провести плановую проверку и внеплановую по жалобе работника?

Ответ:

Да, если работник пожалуется, что нарушаются его права, ГИТ обязана провести внеплановую проверку (ч. 7 ст. 360 ТК). То, что в этом месяце она уже проводила плановую, значения не имеет. 

В общем случае о внеплановой проверке ГИТ уведомит работодателя не менее чем за 24 часа до её начала (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Если жалоба содержит информацию о серьезных нарушениях трудового законодательства, ГИТ придет без предупреждения (ч. 9 ст. 360 ТК). 

Вопрос 5:

Если организация использует проверочные листы и пройдёт самопроверку на сайте ГИТ, не станет ли это основанием для визита реального инспектора? 

Ответ:

Нет, самопроверка на сервисе «Электронный инспектор» не является основанием для внеплановой проверки (ч. 7 ст. 360 ТК). 

Сервис предназначен для того, чтобы работодатели оценили, насколько хорошо соблюдают требования трудового законодательства. Если выявляются ошибки, то можно их устранить до того, как придет инспектор. Чтобы пройти самопроверку, регистрироваться на сайте не надо. Работодатели не обязаны указывать реальное наименование организации. Допускается придумать и ввести условное название.

Вопрос 6: 

Нужно ли по запросу судебных приставов предоставлять информацию, как организация удерживает алименты?

Ответ:

Да, судебные приставы вправе требовать от работодателя сведения о расчетах и выплате алиментов. Руководители организаций обязаны эти требования исполнять (ст. 12, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», п. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). В основном приставов интересуют работники, у которых долги по алиментам. 

В случае непредставления приставу отчёта по алиментам, работодателя могут оштрафовать. Размер штрафа составит для организации от 50 000 до 100 000 руб., для должностного лица — от 15 000 до 20 000 руб. (ч. 3 ст. 17.14 КоАП). 

Ответы предоставляются только по официальным запросам приставов. 

Справка о расчёте удержанных алиментов составляется в произвольной форме на официальном бланке организации. Законодатель не утвердил форму справки. Если к запросу приставы приложат свой бланк, можно использовать его. 

Вопрос 7:

Как учитывать исполнительные документы, которые поступили в организацию?

Ответ:

Исполнительные документы регистрируются в специальном журнале. Типовой формы журнала нет, организации разрабатывают его сами. 

ФССП России рекомендует хранить исполнительные документы как документы строгой отчетности – в сейфах (п. I Приложения № 1 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденным ФССП от 19.06.2012 № 01–16). 

Можно регистрировать исполнительные документы в журнале учёта входящей корреспонденции. Такой вариант удобен, если организация получает немного исполнительных документов. 

Вопрос 8:

Как оформить дополнительное соглашение, если меняются почти все условия трудового договора?

Ответ:

Изменение условий трудового договора может затрагивать почти всё его содержание. Например, смена трудовой функции работника может повлечь изменение его прав и обязанностей, условий оплаты труда и других положений трудового договора. Если внести в договор слишком много изменений, работнику будет сложно в нём разобраться. 

Чтобы условия были понятны, можно воспользоваться следующим способом. Издаётся дополнительное соглашение к трудовому договору. Необходимо продублировать в нём те положения, которые продолжают действовать. При этом в преамбуле допсоглашения делается отметка: «Стороны договорились изложить условия трудового договора в новой редакции». 

Вопрос 9:

Какие кадровые документы нужно оформить, если работник сменил паспорт?

Ответ:

Если работник сменил паспорт, нужно изменить его реквизиты в трудовом договоре и личной карточке. 

Исправления в трудовом договоре делаются по правилам, которые установлены для внесения недостающих сведений. Неактуальные данные зачёркиваются одной чертой и рядом указываются новые (ч. 3 ст. 57 ТК). Исправления заверяются подписью и ставится дата. 

В личной карточке новые реквизиты паспорта отражаются в пункте 11 раздела «Общие сведения». Если рядом не будет свободного места, их указывают в разделе X «Дополнительные сведения». 

Вопрос 10:

Сколько в течение года может быть простоев по инициативе работодателя?

Ответ:

Закон не устанавливает ограничения по количеству простоев в течение определенного периода времени, а также их продолжительность (ст. 157 ТК). Главное, чтобы у работодателя были объективные основания на каждый случай введения простоя. 

Вопрос 11:

Можно ли направить работника в командировку во время простоя?

Ответ:

Да, работодатель вправе направить работника в командировку в этот период.

При простое работник лишен возможности исполнять свою трудовую функцию. Однако он не освобожден от работы. Следовательно, не освобожден и от исполнения обязанностей, которые предусмотрены его трудовым договором.

Источник: Ульяновская ОТО Профсоюза, "Справочник кадровика" № 6, 2017 год

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо