Главная / Деятельность / Общие вопросы

Руководитель Минтруда РФ Максим Топилин выступил на «правительственном часе» в Госдуме России о развитии ситуации в социальной сфере и на рынке труда в 2016 году

Пресс-служба Профсоюза. 17.03.2017
Печать

Прошедший 2016 год был не совсем позитивным с точки зрения развития ситуации в социальной сфере.

Это, прежде всего, отразилось на динамике и показателях снижения реальных доходов населения. Напомню, что этот показатель составил чуть меньше 95 процентов, то есть на 5 с лишним процентов реальные доходы населения упали, и это является главным вызовом для того, чтобы проводить мероприятия и планировать наши действия в текущем году.

В прошлом году были приняты системные решения, которые позволят в течение 2017 года выправить ситуацию и уже не допустить снижения доходов, которое произошло в прошлом году.

Во-первых, это принятые решения о ежемесячной денежной выплате пенсионерам, всем пенсионерам, это более 43 миллионов пенсионеров, 5 тысяч рублей.  В соответствии с законом, который был принят, все выплаты осуществлены Пенсионным фондом и различными ведомствами, в которых выплачиваются пенсии, прежде всего, военные. 

Также крайне важными являются законы, которые были приняты в конце прошлого года. Мы вернулись к стандартному механизму на основании законодательства об индексации пенсий неработающим пенсионерам и проиндексировали их с 1 февраля этого года на 5,4 процента строго в соответствии с фактической инфляцией прошлого года.

Впервые в российском законодательстве было принято решение о переходе, тоже с 2017 года, с 1 февраля, на индексацию по фактической инфляции всех федеральных социальных выплат. Это ежемесячные денежные выплаты льготным категориям, это пособия по линии Фонда социального страхования и другие виды обеспечения пособиями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством.

Раньше мы индексировали по прогнозу инфляции и потом либо принимали, либо не принимали решение о дополнительной индексации, что вело к фактически неполной индексации пособий. Эта ситуация исправлена, законы приняты, и сейчас необходимо их реализовывать.

Мы также исходим из того, что ключевым направлением в восстановлении доходов, в том, чтобы реальные доходы росли, является ситуация с заработной платой. И ситуация здесь несколько лучше. По итогам прошлого года наблюдается небольшой рост – 0,7 процента, рост реальной заработной платы. В январе этого года уже прирост составил составил плюс 3 процента по реальной заработной плате.

Реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, 597-й указ, который мы должны выполнить… Средства в федеральном бюджете и бюджетах субъектов на этот год и 2018 год предусмотрены. В начале 2018 года мы выйдем на соотношения по врачам, учителям, профессорско-преподавательскому составу, работникам культуры, социальным работникам, установленные указом: это 200 и 100 процентов соответственно по категориям. Это тоже даст определенный вклад (таких работников 5,8 миллиона человек) в рост реальной заработной платы и восстановление покупательной способности, доходов. Это ключевая задача на этот год.

Также основным направлением работы здесь является решение вопроса о приближении минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму.

Создана рабочая группа в Государственной Думе, и мы под руководством Александра Дмитриевича Жукова сейчас плотно работаем над решением этой задачи. Я надеюсь, что нам удастся наконец-то этот узел развязать и определить темпы и сроки повышения и уравнивания МРОТ с прожиточным минимумом. Сейчас прорабатываются различные варианты.

Это нам также позволит уменьшить уровень и численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Я напомню, что у нас почти 5 миллионов человек работает с зарплатой ниже прожиточного минимума. Это повлияет, на наш взгляд, очень серьезно на снижение дифференциации в заработных платах и доходах.

Также мы продолжаем работать над темой погашения задолженности по заработной плате. Мы знаем, тема крайне острая, и особенно это касается предприятий, которые находятся в стадии банкротства или в предбанкротном состоянии. Есть определенные сложности: где-то с конкурсной массой, где-то со сроками проведения конкурсных процедур.

Но вместе с тем темпы снижения задолженности позволяют надеяться на лучшее. На 1 февраля мы имеем долги по зарплате в размере 3,2 миллиарда рублей, это на четверть меньше, чем на 1 февраля прошлого года. То есть тренд (снижение) мы обеспечиваем.

При этом в прошлом году были приняты изменения в законодательство по увеличению штрафов, по праву работников выступать с инициативой о банкротстве предприятий, если есть задолженность по заработной плате, по улучшению системы защиты прав работников в суде. Мы до года увеличили право обращения в суд при наличии задолженности по заработной плате. То есть работа ведётся.

И сейчас мы готовим новый пакет поправок в законодательство с тем, чтобы эту ситуацию ещё в большей степени разрешить, с тем, чтобы обеспечить защиту прав работников. У нас идут, безусловно, дискуссии с работодателями и профсоюзами. Понятно, что объединения работодателей не поддерживают такие инициативы. Безусловно, в рамках согласительных процедур и в рамках социального партнёрства мы будем эти вопросы выносить в этом году к вам на рассмотрение. 

Несколько слов о теме, связанной с развитием квалификаций. Мне кажется, это ключевой момент с точки зрения тех программ, которые предполагаются к реализации: прежде всего и по повышению производительности труда, и по повышению заработных плат. 

Мы в том году вместе с вами приняли совершенно новое для Российской Федерации законодательство о независимой оценке квалификаций. В рамках новых законов подготовлена вся необходимая нормативная база, все постановления правительства. Система набирает обороты. Мы исходим из того, что в рамках независимой оценки это будет оценка именно профессиональным сообществом, сообществом работодателей. 

Но обращу внимание, что это будет добровольное участие работников. Мы ни в коем случае не исходим из того, что это какая-то принудительная процедура. Никаких ни запретов, ни ограничений не вводится. Это дополнительные шансы для работодателей и работников улучшить квалификации, возможность получить новые знания и закрепить те навыки, которые ни в каких документах не отражены, пройдя соответствующие процедуры оценки квалификации.

Мы исходим из того, что в этом году такая работа будет развернута по всей стране, и прежде всего это коснется новых профессий, это коснется работников промышленности, таких отраслей, как сварочное производство, таких отраслей, как жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь важно отработать все необходимые технологии. 

Ещё одним направлением является развитие информационных ресурсов. Мы в прошлом году запустили Справочник профессий. Это совершенно новый проект. Он размещен на наших информационных ресурсах, 1 тысяча 600 наиболее актуальных профессий. Они отобраны с учетом требований и перспектив развития отраслей экономики. Это навигатор для того, чтобы молодые люди могли понять, на какие профессии следует учиться и какие профессии дают большие знания, навыки и заработные платы.

И ещё один важный момент. Мы уже утвердили почти тысячу профессиональных стандартов, и эту работу будем продолжать. Важно, что мы такой рубеж прошли. Профессиональные сообщества за эти два-три года уже научились формулировать требования к профессиям, никто не мог понять, а куда двигаться в этом направлении. Именно в этом была цель: чтобы не научные или образовательные организации под себя профессиональные стандарты прописывали, а чтобы именно профессиональные сообщества формулировали требования к профессиям, к знаниям, к навыку, к опыту работу. Теперь важно научиться работать с профессиональными стандартами, внедрять их в нашу деятельность.

Несколько слов о ситуации на рынке труда. В прошлом году в связи с непростой ситуацией были поддержаны 34 субъекта Российской Федерации. Федеральный бюджет выделил 2,2 миллиарда рублей для того, чтобы в этих регионах в случае возникновения непростых ситуаций с предстоящими увольнениями, либо с простоями на производстве, работники могли в это время заняться другой деятельностью без потери в заработной плате, либо же получить новые знания, то есть переобучиться, научиться новым технологиям или программам бережливого производства. 34 регионам такая помощь была оказана, и почти 100 тысяч человек приняли участие в этих программах.

В этом году с учётом того, что, по нашим оценкам, ситуация на рынке труда стабилизировалась, мы пока таких решений не принимали, хотя у нас есть поручение председателя правительства постоянно за этой ситуацией следить и в случае необходимости вносить предложения по поддержке регионов.

Мы исходим из того, что те меры, которые приняты в начале года, позволят путём поддержки, прежде всего, спроса, путём поддержки предоставления финансовых средств различным отраслям экономики, это автомобилестроение, вагоностроение, сельскохозяйственное машиностроение, село, обеспечить стабильную ситуацию на рынке труда. Надеемся, что мы удержим ситуацию и уровень безработицы будет ниже, чем в прошлом году, на уровне 5,2-5,4 процента по методологии Международной организации труда.

При этом я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы сейчас работаем с регионами, чтобы они в первую очередь реализовывали при необходимости свои мероприятия. И регионы увеличили в этом году финансирование активных программ занятости. Правда, не все регионы увеличили, но идёт некоторое увеличение средств на активные программы занятости, что очень отрадно, потому что мы в последние годы фиксировали снижение финансирования регионами активных программ, хотя это является их полномочиями. 

Несколько слов о том, что мы делаем и предполагаем делать по такой теме, как легализация трудовых отношений. Путём организационных мер – это работа комиссий в регионах, это работа инспекций по труду – мы достигли определённых результатов. По нашим оценкам, порядка 4,5 миллиона человек нам удалось вывести из тени, зафиксировать, что с ними заключены трудовые договоры, но при этом мы, когда перед регионами и инспекциями ставим задачу, говорим, что вы будете отчитываться не цифрами заключённых трудовых договоров, которые можно потом не исполнять или положить под сукно, а путём отслеживания поступлений взносов в Пенсионный фонд.

В прошлом и в позапрошлом годах мы увеличили собираемость взносов в Пенсионный фонд на 27 миллиардов рублей, по нашим оценкам, и мы предполагаем эту работу продолжать.

В этой связи я хотел бы сказать о том, что сейчас в правительстве готовится предложение, прежде всего, по статусу самозанятых граждан. Эту работу ведёт Министерство юстиции. Мы принимаем активное участие в подготовке законопроекта по этому вопросу и надеемся, что он даст серьёзную возможность легализации.

Хотел бы отметить, что в Государственной Думе находится законопроект, по которому официальным представителем является министерство труда – это законопроект о внесении изменений в закон о персонифицированном учёте, в соответствии с которым данные о персонифицированном учёте, безусловно, с соблюдением всех требований к защите персональных данных, Пенсионный фонд сможет передавать регионам с тем, чтобы те видели чётко совершенно, за кого уплачиваются страховые взносы, за кого не уплачиваются страховые взносы.

Сейчас такой возможности у субъектов Российской Федерации нет. Мы исходим из того, что это позволит регионам детально работать с различными категориями граждан, и в том числе при различных схемах оказания социальной помощи по линии органов соцзащиты.

Важным направлением является то, что сейчас все граждане могут посмотреть, сколько взносов перечислено за них, сколько пенсионных прав образовано в рамках личного кабинета гражданина. Такой кабинет открыт Пенсионным фондом, и любой гражданин может фактически контролировать состояние своего пенсионного счёта, смотреть, перечисляются за него взносы или не перечисляются. Нам кажется, что это очень важно с точки зрения самодисциплины и возможности влиять на работодателей. Также мы открыли онлайн-инспекцию, где тоже можно подать все необходимые документы в электронном виде, все необходимые жалобы, если такие имеются у работников.

Мы приступили также к такому вопросу, как упрощение заключения трудового договора в электронном виде. Мы предполагаем, что это позволит тоже определенным образом повлиять на легализацию трудовых отношений.

Коротко о том, что мы предполагаем делать по вопросу, связанному с защитой прав инвалидов.

Достаточно много законов на эту тему уже принято. Мы сейчас занимаемся их реализацией и продвигаемся постепенно, поэтапно в том, чтобы в регионах и в отраслях создать доступную среду как физическую, так и с точки зрения услуг. Здесь важным является то, что с 1 января этого года мы запустили ресурс, который называется Федеральный реестр инвалидов. Задача заключается в том, чтобы инвалиды могли информацию обо всех своих правах, обо всех своих индивидуальных программах видеть и контролировать работу, которая осуществляется всеми органами исполнительной власти. Чтобы могли оперативно реагировать; если есть какие-то жалобы, подавать отзывы о работе тех или иных органов. 

Такой интерактивный сервис запущен, но это только начало. Мы предполагаем, что через этот ресурс мы будем оказывать услуги, в том числе в электронном виде, и искореним в перспективе хождение по различным службам инвалидов, и можно будет всё передавать в межведомственном документообороте через данный ресурс.

И очень важно, что сегодня мы практически подготовили проект закона, который предусматривает уточнение функций различных органов исполнительной власти, прежде всего органов службы занятости, по сопровождаемой занятости инвалидов. Сейчас в правительстве проходят последние процедуры согласования этого законопроекта. Все практически регионы его поддержали. Я надеюсь, что в этом году мы завершим работу над законопроектом.

В направлении работы с лицами с ограниченными возможностями важна работа, которую мы проводим в ходе реализации Концепции ранней помощи. Этот документ утверждён правительством и предусматривает выстраивание межведомственной системы для детишек, которые являются инвалидами или имеют какие-либо другие ограничения. Мы предполагаем в течение 2017-2018 годов подготовить изменения в законодательство с тем, чтобы это стало общей практикой. 

8 марта Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым подписана Стратегия в интересах женщин. Это первый документ за последние годы в Российской Федерации, который создаёт рамку действий в этом направлении. Сейчас мы приступили к подготовке конкретных мероприятий по реализации документа.

Из стенограммы выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на «правительственном часе» в Госдуме России 15 марта 2017 года. 

 

Источник: Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо