РАЗРАБОТКА И СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

Важнейшим звеном в организации работы по охране труда в образовательном учреждении является разработка, утверждение и согласование инструкций по охране труда, которые определяют порядок и условия безопасного поведения работ и учебных занятий в образовательном заведении.

Наличие и соблюдение требований инструкций по охране труда (в дальнейшем «инструкция») способствует существенному снижению количества несчастных случаев в образовательных учреждениях.

Учитывая то, что инструкция является локальным нормативным актом, то ее наличие на каждом рабочем месте и у каждого работника является обязательным в соответствии с нормами законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда.

Порядок разработки, согласования, утверждения, проверки и пересмотра инструкций, их регистрации и учета  установлен  постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.02.2002г. №80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

 

  1. Общие требования к инструкциям

 Инструкции разрабатываются на основе Отраслевых типовых инструкций по охране труда, разработанных Минобрнаукой России по согласованию с ЦК Профсоюза, требований ГОСТов, Правил  и других  нормативных актов по охране труда, с учетом конкретных условий труда на рабочих местах в образовательном учреждении.

Инструкции в образовательном  учреждении должны разрабатываться:

- для работников отдельных профессий и должностей (учителей,  воспитателей, лаборантов, слесарей и др.);

- на отдельные виды работ (при проведении занятий в кабинетах, спортивных залах, мастерских, использования технических средств обучения, на ремонтных работах и т.д.).    

Разработку и  утверждение инструкций обеспечивает работодатель (руководитель образовательного учреждения) после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (профсоюзным комитетом) и службой охраны труда, специалистом по охране труда (при их наличии), а в случае необходимости – с другими службами и должностными лицами, в том числе осуществляющими надзор и контроль за безопасным проведением работ (СЭС, Ростехнадзор, Госпожнадзор и др.).

 Коллективный договор и соглашение по охране труда должны  предусматривать принятие инструкций по согласованию с профсоюзным комитетом.

Инструкция утверждается руководителем образовательного учреждения (с указанием его должности, фамилии, инициалов и даты утверждения)) и согласовывается профсоюзным комитетом (с указанием номера протокола и даты заседания профкома по обсуждению данной инструкции). Примерный вид титульного листа инструкции  Приложение 1.

 Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и номер ее регистрации. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии, должности или вида работ она предназначена.

Инструкция составляется в трех экземплярах и выдается под расписку  исполнителю и его непосредственному руководителю. Оригинал инструкции находится у  руководителя образовательного учреждения.

Инструкции для учащихся разрабатываются по каждому предмету, другим видам обучения и занятий, при изучении или  проведении  которых на них могут воздействовать опасные, вредные факторы.

Инструкции не должны включать требования, противоречащие законодательным и иным нормативно-правовым актам, действующим в системе образования.

 

  1. Содержание инструкций

Содержание инструкций для работников отдельных профессий,  должностей и на отдельные виды работ должны содержать следующие разделы:

1.        Общие требования охраны труда

2.        Требования по охране труда перед началом работ

3.        Требования по охране труда во время работы

4.        Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5.        Требования по охране труда по окончании работ

         В разделе «Общие требования охраны труда» рекомендуется отражать:

- условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, проведение медицинских осмотров, инструктажей и т.п.);

- указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

-   требования безопасности к рабочему месту;

-   требования к выполнению режимов труда и отдыха;

- характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника;

-  обеспеченность для данной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

-   требования по обеспечению пожарной безопасности;

-  порядок уведомления администрации о случаях травмирования работников и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;

-    указания по оказанию первой (доврачебной) помощи;

-   правила личной гигиены, обязательные для работников при выполнении работы;

-   ответственность работника за нарушение требований инструкций.

         В разделе «Требования по охране труда перед началом работы» рекомендуется включать:  

-   порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

- порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных мест и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

-   порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов);

-   порядок приема и передачи смены;

-   требования производственной санитарии.

      В разделе «Требования по охране труда во время работы» рекомендуется предусматривать:

-   способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования,  приспособлений и инструментов;

- требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

- правила безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

-   указания по безопасному содержанию рабочего места;

-  основные виды отклонений от нормативного технологического режима и методы их устранения;

-   действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

-   требования к использованию средств защиты работников.

          В разделе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» рекомендуется излагать: 

-   перечень возможных аварийных ситуаций;

-   действия работников при возникновении аварийной ситуации, пожара или возгорания, которые могут привести к нежелательным последствиям;

- действия по оказанию первой помощи пострадавшим от несчастного случая, ожога, отравления и внезапного заболевания.

          В разделе  «Требования по охране труда по окончании работы»

рекомендуется отражать:

-   порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры,

-   порядок сдачи рабочего места;

-   требование соблюдения личной гигиены;

-  порядок извещения руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы.

 

3.  Изложение требований в инструкциях

Текст инструкций должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

Термины, применяемые в инструкциях, должны соответствовать терминологии, принятой в соответствующих законодательных актах, ГОСТах, технических регламентах, других документах по охране труда.

В тексте инструкций не должны быть использованы требования в форме запрета, а также применяться слова, подчеркивающие категоричность отдельных понятий (например, «строго», «безусловно», «особенно», «обязательно» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии их предшествующей расшифровки.

 

4. Проверка и пересмотр инструкций

Проверку и пересмотр инструкций для работников организует работодатель (руководитель учреждения). Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Инструкции могут досрочно пересматриваться:

-  при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

-   при изменении условий труда работников;

-   при  внедрении новой техники;

- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-  по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или федеральной инспекции труда.

Если в течение срока  действия  инструкции условия  труда работника не изменились, то приказом (распоряжением) по образовательному учреждению и решением профсоюзного комитета действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

 

5. Регистрация, размножение, учет и местонахождение инструкций

Утвержденные  инструкции  образовательного учреждения регистрируются в журнале учета инструкций по образовательному учреждению  в соответствии с порядком, установленным Минтрудом России (приложение 3).

Зарегистрированные инструкции размножаются в необходимом количестве экземпляров для использовании в работе в виде односторонних листов (для вывешивания на рабочих или ученических местах), а в необходимых случаях отдельными брошюрами,  сборниками.

Размножение инструкций организует администрация образовательного учреждения.

У руководителя учреждения должен постоянно храниться комплект действующих инструкций для всех профессий и  по всем видам работ, а также утвержденный им перечень этих инструкций.

Инструкциями должны быть обеспечены все работники, руководители кабинетов, мастерских и других подразделений. По одному комплекту инструкций должны иметь профсоюзный комитет образовательного  учреждения, уполномоченный по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда.

Местонахождение инструкций для работников, перечня их и журнала учета выдачи инструкций (приложение 4) определяет руководитель образовательного учреждения с учетом обеспечения доступности удобства ознакомления с ними.

Инструкции могут быть выданы работникам на руки или вывешены на рабочих местах с учетом необходимости обеспечения простоты и удобства ознакомления с ними. 

На основании Отраслевых типовых инструкций по охране труда в каждом образовательном учреждении разрабатываются инструкции по охране труда по видам работ и отдельным профессиям (должностям).

В качестве примера разработки Инструкции по охране труда для учителя (преподавателя) образовательного учреждения и Инструкции по охране труда при проведении опытов и практических занятий по химии приведены в приложениях 1 и 2.


 

 

Приложение 1

__________________________________________________________________________________________

Наименование образовательного учреждения

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

 

Председатель профкома                                                                Руководитель образовательного

образовательного учреждения                                                                                        учреждения

 

_________________________                                                                          ___________________

(подпись)                                                                                                                              (подпись)

____________                                                                                                            ______________

 (инициалы, фамилия)                                                                                      (инициалы, фамилия)

________________                                                                                                 ________________

Протокол заседания профкома                                                                               Дата утверждения

с указанием номера и даты

 

Инструкция по охране труда

для учителя (преподавателя) образовательного учреждения

 

1.Общие требования безопасности

1.1.К работе в качестве учителя, преподавателя (далее - преподавателя) в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие специальное педагогическое образование, подтвержденное документом установленной формы (дипло­мом).

1.2.При поступление на работу в образовательное учреждение все работники  должны пройти предварительный медицинский осмотр, при последующей работе медосмотры проводятся периодически в сроки, установленные Минздравом России.

1.3.С преподавателем должны быть проведены инструктажи по охране труда: вводный (при поступлении на работу), первичный на рабочем месте, повторный (не реже одного раза в 6 месяцев).

1.4.В случае необходимости (разовое выполнение заданий, не связанных с основной работой) - целевой инструктаж, а при изменении условий труда и нормативных правовых актов по охране труда, а также при несчастном случае - внеплановый инструктаж.

1.5.Перед допуском к самостоятельной работе преподаватель должен быть проинструктирован:

-    по пожарной безопасности, в объеме инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении. Преподаватель должен знать порядок содержания всей территории учреждения, зданий и отдельных помещений (в т.ч. эвакуационных путей), мероприятия по пожарной безопасности при проведении образовательного процесса, массовых мероприятий и т.п. Не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей из помещений при пожаре;

-    по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях. Преподаватель должен иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи, знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Аптечка должна находиться в местах, недоступных для обучающихся.

1.6.Если при проведении занятий преподаватель использует электрооборудование (приборы, приспособления, устройства, станки, ПЭВМ), он должен пройти соответствующее обучение  с последующей сдачей экзамена и присвоением квалификационной группы по электробезопасности не ниже III.

1.7.Преподаватель должен соблюдать установленный в образовательном учреждении режим труда и отдыха и требовать его соблюдения от обучающихся.

1.8.Преподаватель должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов и растений (ядовитые, колючие), которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.

1.9.При выполнении обязанностей на преподавателя действуют следующие опасные и вредные факторы:

-    психофизиологическое напряжение;

-    высокая концентрация внимания;

-    электроопасность;

-    пожароопасность;

-    нарушение микроклиматических условий в учебном помещении;

-    длительные статические нагрузки.

1.10.Если в учебном процессе на преподавателя действуют негативные факторы, воздействие которых можно уменьшить только за счет средств индивидуальной защиты, они должны быть выданы преподавателю в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда в зависимости от характера воздействия и вида отрицательно воздействующего фактора.

1.11.Преподаватель должен оперативно извещать руководителя образовательного учреждения или дежурного администратора обо всех недостатках в обеспечении учебного процесса, влияющих отрицательно на здоровье обучающихся, а также повышающих вероятность аварийной ситуации в образовательном учреждении.

1.12.Преподаватель может вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения  образовательного процесса для включения их в соглашение по охране труда.

1.13.Преподаватель должен немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения о каждом несчастном случае с обучающимися и сотрудниками. При несчастных случаях первоочередные действия преподавателя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности обучающихся.

1.14.Преподаватель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

1.15.Знание и выполнение требований инструкции является должностной обязанностью преподавателя, а их несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1.При необходимости использования средств индивидуальной защиты преподаватель перед началом работы должен одеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.

2.2.Перед началом занятий в учебном помещении преподаватель должен проверить, как организованы рабочие места для обучающихся, а именно соответствие нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся.

2.3.Преподаватель должен проверить расстановку мебели в кабинете и её укомплектованность с точки зрения своей безопасности и безопасности обучающихся при проведении образовательного процесса.

2.4.Перед допуском обучающихся в помещение для занятий преподаватель должен внешним осмотром проверить корпуса и крышки электрических выключателей и розеток на отсутствие сколов и трещин, а также оголенных контактов проводов.

2.5.При необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования преподаватель должен проверить их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.

2.6.Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты (санитарную одежду), преподаватель обязан проследить за обязательным и правильным использованием.

2.7.Перед началом занятий по новому курсу, а также в начале нового учебного года преподаватель должен провести с обучающимися инструктаж по охране труда при проведении занятий. При проведении любых занятий преподаватель должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах и т.п.) и охраны труда.

2.8.Преподаватель должен ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений, обращая особое внимание на охрану труда.

2.9.При любых нарушениях по охране труда в помещении для занятий преподаватель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих жизни и здоровью обучающихся.

2.10.Преподаватель должен оперативно поставить в известность руководителя или соответствующие должностное лицо образовательного учреждения о причинах отмены занятий в кабинете.

3.Требования безопасности во время работы

3.1.Преподаватель должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.2.Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ (мытье, уборка) в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.

3.3.Во время занятий в помещении (кабинете) должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.4.Все виды дополнительных занятий могут проводиться только с ведома руководителя или соответствующего должностного лица образовательного учреждения.

3.5.При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь преподавателю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Функции помощника запрещается выполнять обучающемуся.

3.6.Преподавателю запрещается выполнять любые виды ремонтно-восстановительных работ на рабочем месте обучающегося или в помещении во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал учреждения (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).

3.7.При проведении занятий, во время которых возможно общее или местное загрязнение кожи обучающегося, преподаватель должен особенно тщательно соблюдать гигиену труда.

3.8.Если преподаватель или обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя нездоровым, преподавателем должны быть приняты экстренные меры:

-    при нарушении здоровья обучающегося (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.) преподаватель должен оказать ему необходимую первую доврачебную помощь, вызвать медработника или проводить заболевшего в медпункт образовательного учреждения (лечебное учреждение);

-    при внезапном ухудшении здоровья преподавателя поставить в известность через одного из обучающегося руководителя учреждения (или его представителя) о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему преподавателю и руководству группой обучающихся в течение времени занятий.

3.9.Преподаватель должен применять меры дисциплинарного воздействия на обучающихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.

3.10.Преподаватель должен доводить до сведения руководителя учреждения о всех недостатках в обеспечении охраны труда преподавателей и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (заниженность освещенности, несоответствие пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп, травмоопасность и др.)

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При любых признаках предаварийной ситуации (запах жженой изоляции, дым, крики обучающихся, запах газа и др.) преподаватель должен оценить возникшую обстановку.

4.2. Преподаватель в предаварийной ситуации должен обеспечить безопасность обучающихся и оказание им необходимой помощи. Преподаватель должен проверить наличие обучающихся  по списку в месте сбора, если пришлось покинуть помещение для занятий.

4.3. О предаварийной ситуации (аварийной ситуации) обязательно поставить в известность руководителя учреждения или представителя администрации.

4.4. В условиях развивающейся аварийной ситуации преподаватель должен правильным поведением исключить возникновение паники среди обучающихся и сотрудников.

4.5. Действовать в аварийной ситуации нужно по указаниям руководителя учреждения (или его представителя) с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

4.6. Эвакуировать обучающихся из здания следует быстро, но без паники и суеты, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей

4.7. Покидая помещение, отключить все электроприборы и оборудование, выключить свет, плотно закрыть двери, окна, форточки.

4.8. Действия преподавателя при пожаре должны соответствовать инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении.

4.9. Преподаватель должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в аварийной ситуации. Приемы и способы оказания первой доврачебной помощи должны соответствовать изложенным в инструкции по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончаний занятий внимательно осмотреть помещение.

5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать журнал, тетради, наглядные пособия и др. материалы в установленное место.

5.3. Обратить внимание на электрооборудование и электропроводку в помещении (наличие травмоопасных факторов). Закрыть окна, форточки, выключить свет.

5.4. Если при проведении занятий в течение дня преподаватель заметил какие-либо нарушения по охране труда, обязательно сообщить о них руководителю образовательного учреждения или представителю администрации.

5.5. В санитарной комнате вымыть руки с использованием нейтральных моющих средств. При проведении занятий, связанных с общим загрязнением кожи (автодело, уроки труда и др.), рекомендуется по возможности принять душ.

 


Приложение  2

 

Наименование образовательного учреждения

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

 

Председатель профкома                                                                Руководитель образовательного

образовательного учреждения                                                                                        учреждения

 

_________________________                                                                          ___________________

(подпись)                                                                                                                              (подпись)

____________                                                                                                            ______________

 (инициалы, фамилия)                                                                                      (инициалы, фамилия)

________________                                                                                                 ________________

Протокол заседания профкома                                                                               Дата утверждения

с указанием номера и даты

Инструкция  по охране труда

при проведении опытов и практических занятий по химии

 

1.Общие требования безопасности

1.1.К проведению  лабораторных опытов и практических занятий  по химии допускаются учителя, преподаватели, лаборанты, обучающиеся, не имеющие  медицинских противопоказаний к работе в кабинете (лаборатории) химии.

При приеме на работу учителя (преподавателя), лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, а также первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем каждые шесть месяцев — повторный  инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи.

         В начале каждого учебного года с обучающимися проводят вводный инструктаж, а перед изучением каждого нового раздела проводится первичный инструктаж на рабочем месте и не реже одного раза в полугодие — повторный инструктаж. При изменении условий труда, несчастном случае, перерыве в занятиях более чем на 30 дней проводится внеплановый инструктаж. Данные о проведении всех инструктажей фиксируются в классном или в специальном журналах.

1.2.При проведении  лабораторных  опытов и практических занятий  по химии необходимо соблюдать следующие правила внутреннего распорядка:

                                   обучающиеся не должны являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб);

                                   обучающиеся должны входить в помещении кабинета химии только с разрешения и  в  присутствии учителя (преподавателя);

                                   пребывание обучающихся в лаборантской запрещается;

                                   запрещается входить в кабинет (лабораторию) химии с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой;

                                   все действия обучающегося в кабинете (лаборатории) химии должны соответствовать правилам поведения в образовательном учреждении, указаниям учителя (преподавателя) или методикам проведения занятий.

1.3.Опасные  и вредные производственные факторы, характерные для кабинета (лаборатории) химии:

                                   химические вещества;

                                   повышенная температура (при пользовании спиртовками или смешивании ряда химических реактивов);

                                   стеклянная лабораторная посуда;

                                   высокое психофизиологическое напряжение;

                                   длительные статические физические нагрузки.

1.4.При проведении  лабораторных  опытов и практических занятий  по химии для учителя (преподавателя), лаборанта и обучающихся предусмотрено использование специальной защитной одежды: халат хлопчатобумажный, а так же средств индивидуальной защиты: фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

1.5.Ликвидация последствий неаккуратного обращения с химическими реактивами (разливы, просыпание, воспламенение, бой стеклянной посуды и т.д.) возлагается на учителя (преподавателя) или лаборанта. Привлечение обучающихся к этим работам запрещено.

1.6.Для тушения  очага  возгорания  помещения для занятия химией должны быть обеспечены первичными  средствами  пожаротушения: двумя огнетушителями, закрывающимся крышкой ящиком с песком вместимостью 50 см3, укомплектованным совком, вместимостью не менее 2 кг песка и двумя накидками из огнезащитной ткани размером 1,2´1,8 м и 0,5´0,5 м.

1.7.Разлитый водный раствор кислоты или щелочи необходимо засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

1.8.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л  погасить  открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить обучающихся из помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.

1.9.При разливе  легковоспламеняющихся жидкостей и их загорании, немедленно эвакуировать обучающихся из помещения, сообщить о пожаре  в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.        

1.10.В случае если разбилась лабораторная посуда, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.        

1.11.При получении травм при работе в кабинете (лаборатории) химии следует оказать первую доврачебную помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи,  утвержденной руководителем образовательного учреждения. 

1.12.Требования к обеспечению пожаро- и взрывобезопасности должны быть в полном объеме во время инструктажа по пожарной безопасности доведены до учителя (преподавателя) и лаборантов, работающих в кабинете (лаборатории) химии.

1.13.При обнаружении любых нарушений нормального хода занятий обучающийся обязан сообщить лаборанту или учителю (преподавателю).

1.14.За невыполнение требований настоящей Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным Законодательством порядке.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1.Учитель (преподаватель) и лаборант должны явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе.

2.2.Во время подготовки к занятиям до прихода обучающихся кабинет (лаборатория) необходимо проветрить. Вентиляция должна быть выключена перед приходом обучающихся  в кабинет (лабораторию).

2.3.Перед началом  работы учитель (преподаватель) должен надеть спецодежду и воспользоваться средствами индивидуальной защиты.

2.4.Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить:

                                   целостность мебели на рабочих местах;

                                                                                                                                                                                                       исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.)

                                   исправность оборудования и инструментов на рабочем месте в соответствии с технической документацией;

                                   наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

                                   укомплектованность медицинские аптечки необходимыми  медикаментами.

2.5.Обучающиеся должны являться на занятия без опоздания в назначенные учителем (преподавателем) или расписанием время.

2.6.Убрать с проходов портфели и сумки.

2.7.Подготовить к выполнению лабораторного опыта или  практического занятия рабочее место, убрать все лишнее.

2.8.Изучить содержание  и  порядок  проведения  лабораторного    опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

2.9.При проведении работы,  связанной с нагреванием  жидкостей    до температуры кипения и с использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки.

2.10.Перед началом работы обучающийся должен проверить исправность своего рабочего места и исправность оборудования, инструмента, приспособлений.

2.11.При обнаружении неисправности до начала работы обучающийся обязан сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. До устранения неисправности к работе не приступать.

3.Требования безопасности во время работы       

3.1.Соблюдать все  указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами,  методами нагревания,    наполнения сосудов.

3.2.Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.        

3.3.Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не  предусмотренные данной работой.        

3.4.Запрещается выносить из кабинета и вносить в  него  любые    вещества без разрешения учителя (преподавателя).        

3.5.Допуск в кабинет посторонних лиц в момент проведения эксперимента может  производиться только с разрешения учителя (преподава­теля).        

3.6.Необходимо постоянно поддерживать  порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщать учителю (препода­вателю) или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химические реактивы запрещается.

3.7.Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта,  устранять неисправности самостоятельно запрещается.        

3.8.Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на  вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.        

3.9.Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки.        

3.10.Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.        

3.11.Запрещается оставлять без присмотра работающие  нагревательные приборы.

4.Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1.При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель) должен собрать обучающихся и, действуя в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения, вывести всех в безопасное место.

4.2.При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель)  должен собрать всех обучающихся по списку, вывести в безопасное место и либо находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам.

4.3.При получении обучающимися травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также его родителям.

5.Требования безопасности по окончании работы        

5.1.Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.        

5.2.Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в закрывающийся  стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л, убрать накопившийся мусор.        

5.3.Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.4.С разрешения учителя (преподавателя) спокойно покинуть помещение.

 

Приложение 3

(Примерная форма журнала учета инструкций по охране труда для работников)

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

п/п

Дата

Наиме­нование инструк­ции

Дата утвержде­ния

Обозначение (номер)

Плановый срок проверки

Ф.И.О.

и должность работника, производившего учёт

Подпись работника,

производившего учёт

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

(Примерная форма  журнала выдачи  инструкций по  охране  труда для работников) 

 

ЖУРНАЛ

ВЫДАЧИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

п/п

Дата выдачи

Обозначение (номер) инструкции

Наименование инструкции

Кол и ч ест во выданных экземпляров

Ф.И.О. и должность получателя инструкции

Подпись получателя инструкции

1

2

3

4

5

6

7