Общероссийский Профсоюз образования
Главная / Права и интересы / Кадры и аттестация педагогов

Конституционный Суд РФ учёл позицию Профсоюза, защитив от увольнения аттестованных воспитателей детских садов с педагогическим опытом без образования

Пресс-служба Профсоюза. 19.11.2018 Печать

Конституционный Суд Российской Федерации учёл позицию Общероссийского Профсоюза образования, защитив от увольнения аттестованных воспитателей детских садов с педагогическим опытом без необходимого образования.

14 ноября Конституционный Суд Российской Федерации провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Дело о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Ирины Серегиной, проработавшей в должности воспитателя детского сада города Камышина Волгоградской области почти 30 лет, но не имевшей высшего педагогического образования.

В 2017 году Ирина Серегина была уволена со ссылкой на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающий требования к лицам, которые могут быть допущены к педагогической деятельности: наличие высшего или среднего профессионального образования.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 2, 18, 37 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку во взаимосвязи с положениями Трудового кодекса Российской Федерации позволяет увольнять лиц, не имеющих соответствующего образования, без учёта предыдущей педагогической работы и обстоятельств, характеризующих их личность. Заявитель отмечает, что тем самым законодатель оставил без внимания её права как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя первой категории.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, государство должно участвовать в формировании высокопрофессионального педагогического состава и для этого может устанавливать определённые квалификационные требования в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. При введении в действие оспоренного закона предполагалось, что установленные требования к образованию педагогов должны применяться при решении вопроса о приёме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина и его работоспособность. Кроме того, в трудовое законодательство было введено понятие профессионального стандарта. Цель введения этих стандартов и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности. Решение вопроса о продолжении их профессиональной деятельности должно было осуществляться с учётом длящегося характера трудовых отношений и по результатам аттестаций.

Воспитатель детского сада, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации. Если работник, уже состоящий в трудовых отношениях с учреждением, успешно выполнял свои обязанности и прошёл аттестацию, то одно только отсутствие у него должного образования не может служить причиной его увольнения.

Конституционный Суд Российской Федерации учёл согласованную позицию Общероссийского Профсоюза образования и Минобрнауки России о недопустимости расторжения трудового договора с воспитателем или учителем, который формально не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", однако принят на работу до вступления в силу указанного Федерального закона (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 октября 2016 года № НТ-1295/12 на основании обращения Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 июля 2016 года № 334).

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учётом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал на позицию Профсоюза о том, что дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов означает, что может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 (1 января 2020 года), - это завершение организации работы по их применению, т.е. поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия (приложение к письму Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2017 года № 122).

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной правоприменительную практику, позволяющую использовать часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в качестве единственного повода для прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятых на работу до вступления в силу оспариваемого закона и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Источник: Конституционный Суд РФ

Другие публикации по теме:

Поздравляем работников дошкольного образования с профессиональным праздником! / 27 сентября 2020
Ответы на актуальные вопросы, поступившие на "Горячую линию" Профсоюза, в апреле 2020 года / 5 мая 2020
Презентацией нового пособия для учителей завершился экспресс-марафон по организации дистанционного обучения в школе / 30 апреля 2020
Информация Минпросвещения России об обеспечении сохранения уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации / 10 апреля 2020
Рекомендации Минпросвещения России по использованию дифференцированного подхода к организации обучения по дошкольным, общеобразовательным программам и программам СПО в 2019/20 учебном году в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации / 8 апреля 2020
10-я международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" / 16 марта 2020
XI Всероссийский конкурс "Воспитатель года России" пройдёт по обновлённым правилам / 25 февраля 2020
С Днём дошкольного работника! / 27 сентября 2019
Ярмарка в честь воспитателей / 10 февраля 2020
"Надо восстановить то, что мы потеряли" / 3 февраля 2020

Новые публикации раздела

6 апрРаспоряжение правительства РФ от 6 апреля 2020 года № 907-р о переходе ряда учреждений высшего (педагогического) образования, подведомственных Минобрнауки России в ведение Минпросвещения России
21 янвПрофсоюз считает избыточным предложение о введении в России понятия "педагогическая тайна"
7 ноябСистема подготовки педагогических кадров должна отвечать вызовам времени, считают в Совете Федерации РФ
26 сентЗаседание Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
29 авгМихаил Авдеенко в прямом радиоэфире ещё раз озвучил позицию Профсоюза по нормам поведения учителей в Интернете и соцсетях
28 авгОбщероссийский Профсоюз образования добивается защиты учителей от претензий к постам в социальных сетях
22 авгПрофсоюз – за современные нормы профессиональной этики педагога!

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

+7 495 134-33-30