Главная / Права и интересы / Общие вопросы

Проект Порядка проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ

Пресс-служба Профсоюза. 12.04.2013
Печать

ПРОЕКТ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «__» ______ 2013 г. № __
МОСКВА


Об утверждении Порядка проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые: Порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания; изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении своих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Утвержден 
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__» ______ 2013 г. № __

ПОРЯДОК

проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (далее соответственно – проекты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты), в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися (далее – негативное воздействие). Под негативным воздействием понимается: введение избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для участников образовательных отношений или способствующих их введению; введение педагогически необоснованных и не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания; установление необоснованных требований, обязательных при реализации образовательных программ, влияющих на объем, содержание и планируемые результаты освоения образовательной программы.

2. Педагогическая экспертиза проводится в отношении следующих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации;

б) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации;

в) нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти – при мониторинге их применения. Педагогическая экспертиза в отношении проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера не проводится.

3. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов организуется Министерством образования и науки Российской Федерации. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию (далее – эксперты), и включенные по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием в список экспертов Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – список экспертов). В список экспертов включаются физические лица, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы. Список экспертов утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. Основанием для исключения из списка экспертов сведений о физических и юридических лицах, привлеченных к проведению педагогической экспертизы, является мотивированное ходатайство органов и организаций, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка.

4. Для проведения педагогической экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляются: проекты нормативных правовых актов, указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней со дня направления их на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260; проекты нормативных правовых актов, указанные в подпункте «б» пункта 2 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней со дня их направления на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти.

5. К проекту нормативного правового акта, направляемому федеральным органом исполнительной власти на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, в которой указываются типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся, дается характеристика образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта (далее – пояснительная записка).

6. Проект нормативного правового акта, поступивший на педагогическую экспертизу, проект нормативного правового акта, разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации, с пояснительной запиской к нему, размещается Министерством образования и науки Российской Федерации одновременно на своем официальном сайте и на сайте regulation.gov.ru в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет». Срок приема заключений экспертов составляет 14 дней с даты размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации и на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. Срок проведения педагогической экспертизы исчисляется с даты размещения Министерством образования и науки Российской Федерации проекта нормативного правового акта на сайтах, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

8. По результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта экспертом составляется заключение.

9. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании заключений экспертов в 15-дневный срок с даты окончания приема заключений экспертов подготавливает проект заключения. В проекте заключения указываются сведения о проекте нормативного правового акта, федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его, о наличии либо отсутствии положений, которые, исходя из анализа их применения для регулирования отношений в сфере образования, на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта, приведут к негативному воздействию, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию.

10. В течение трех рабочих дней после подписания заключение размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правого акта на педагогическую экспертизу. Заключение Министерства образования и науки Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правого акта в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения, с обоснованием причин, по которым не приняты предложения, содержащиеся в заключении (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации, либо Министерство юстиции Российской Федерации с приложением заключения, подготовленного Министерством образования и науки Российской Федерации на основании заключений экспертов.

12. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Порядка, организуется Министерством образования и науки Российской Федерации по результатам мониторинга применения этих актов.

13. Министерство образования и науки Российской Федерации вправе запросить у федерального органа исполнительной власти, принявшего нормативный правовой акт, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, материалы, необходимые в целях проведения педагогической экспертизы, содержащие сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования образовательных отношений, установив срок для их представления.  В случае, если федеральным органом исполнительной власти, принявшим нормативный правовой акт, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, на запрос Министерства образования и науки Российской Федерации в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения педагогической экспертизы материалы, сведения об этом подлежат указанию в тексте заключения.

14. Нормативный правовой акт, принятый федеральным органом исполнительной власти, в отношении которого организуется педагогическая экспертиза с материалами, необходимыми в целях проведения педагогической экспертизы, представленные федеральным органом исполнительной власти, принявшим указанный нормативный правовой акт, и (или) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Срок приема заключений экспертов составляет 14 дней с даты размещения нормативного правового акта на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

15. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется в сроки, указанные в пункте 7 настоящего Порядка.

16. В проекте заключения, подготовленного Министерством образования и науки Российской Федерации на основании заключений экспертов помимо сведений, изложенных в пункте 9 настоящего Порядка, указываются также сведения о государственной регистрации нормативного правового акта Министерством юстиции Российской Федерации и источниках его официального опубликования.

17. В течение трех рабочих дней после подписания заключение Министерства образования и науки Российской Федерации направляется в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт, явившийся объектом педагогической экспертизы, и (или) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Министерство юстиции Российской Федерации и размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

18. Заключение Министерства образования и науки Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения заключения. Результаты рассмотрения заключения, с обоснованием причин, по которым не приняты предложения, содержащиеся в заключении (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


Утверждены 
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__» ______ 2013 г. № __

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895; № 50, ст. 5689; 1998, № 47, ст. 5771; 1999, № 8, ст. 1026; 2002, № 40, ст. 3929; 2006, № 29, ст. 3251; 2009, № 2, ст. 240; № 12, ст. 1443; 2010, № 9, ст. 964; № 21, ст. 2602; 2011, № 9, ст. 1251; № 29, ст. 4472; 2012, № 1, ст. 148; № 19, ст. 2419; № 27, ст. 3739; № 49, ст. 6880; № 52, ст. 7507; 2013, № 13, ст. 1575): а) в пункте 3:  после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания: «Проекты нормативных правовых актов, касающиеся вопросов обучения и воспитания направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации для организации проведения педагогической экспертизы, с целью выявления и предотвращения установления этими актами положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. В заключении, подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации на основании заключений экспертов, указывается о наличии либо отсутствии положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. К проекту нормативного правового акта, направляемого на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, содержащая типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся и характеристику образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта.»; абзац двенадцатый дополнить предложением следующего содержания: «Подготовка заключения по результатам педагогической экспертизы осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации в 15-дневный срок с даты окончания приема заключений экспертов.»; абзац тринадцатый после слов «содержащего замечания к этому проекту» дополнить словами «, либо заключения по результатам педагогической экспертизы»; б) пункт 12 после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания: «сведения о направлении проекта акта на педагогическую экспертизу с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта акта на педагогическую экспертизу.».

2. В Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 23, ст. 2313; 2006, № 23, ст. 2514; № 29, ст. 3251; 2007, № 32, ст. 4150; 2008, № 14, ст. 1413; № 49, ст. 5833; 2009, № 11, ст. 1302; № 12, ст. 1443; № 19, ст. 2346; № 36, ст. 4358; № 49, ст. 5970, 5971; № 52, ст. 6609; 2010, № 9, ст. 964; № 21, ст. 2602; 2011, № 9, ст. 1251; № 28, ст. 4219; № 41, ст. 5743; № 47, ст. 6663; № 19, ст. 2419; № 34, ст. 4736; № 41, ст. 5635; № 42, ст. 5716; № 52, ст. 7491):

а) дополнить пунктом 60(3) следующего содержания: «60(3). Проекты актов, касающиеся вопросов обучения и воспитания направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации для организации проведения педагогической экспертизы, с целью выявления и предотвращения установления этими актами положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. В заключении, подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации на основании заключений экспертов, указывается о наличии либо отсутствии положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. К проекту акта, направляемого на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, содержащая типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся и характеристику образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта. Заключение по результатам педагогической экспертизы подготавливается Министерством образования и науки Российской Федерации в 15-дневный срок с даты окончания приема заключений экспертов.»;

б) в абзаце первом пункта 61 слова «пунктами 60-60(2)» заменить словами «пунктами 60-60(3)».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении Порядка проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – проект постановления) разработан Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также в целях реализации подпункта «б» пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. № ОГ-П8-782. Проектом постановления утверждается Порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (далее – Порядок). Порядок определяет правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Педагогическая экспертиза будет проводиться в отношении: проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации; проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации; нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти – при мониторинге их применения. Организация педагогической экспертизы возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации, которое на основании полученных экспертных заключений будет подготавливать проект заключения, которое после его подписания будет размещаться на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляться в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу, или принявший нормативный правовой акт, явившийся объектом педагогической экспертизы, а также в Министерство юстиции Российской Федерации. Заключение Министерства образования и науки Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт. Информация о результатах рассмотрения заключения, с обоснованием причин, по которым не приняты предложения, содержащиеся в заключении (при наличии таковых) размещается на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В проекте постановления содержится рекомендация органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении своих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Кроме того, проектом постановления утверждаются изменения, которые вносятся в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, и в Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, в части обязательного направления проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, на педагогическую экспертизу, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проект постановления в соответствии с пунктом 3 вступает в силу с 1 сентября 2013 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проект постановления в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851, был размещён на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет (http://минобрнауки.рф) для общественного обсуждения на период с 8 февраля 2013 г. по 23 февраля 2013 г.  В ходе общественного обсуждения предложения по проекту постановления не поступили. Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Заместитель директора
Правового департамента
Министерства образования и науки
Российской Федерации
Е.И. Сафронова
 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо