Напомнить

Омская областная организацияОмская областная организация

Омская областная организация Общероссийского Профсоюза образованияОмская областная организация Общероссийского Профсоюза образования

(3812) 31-88-27(3812) 31-88-27

644024, г. Омск, пр-т К. Маркса, д. 4644024, г. Омск, пр-т К. Маркса, д. 4

«…Это наша с тобой биография»

Пресс-служба Профсоюза. 21.06.2019
41

Двадцать восемь лет на руководящем профсоюзном посту провела Екатерина Степановна Калайтан

 

Пикет как средство решения квартирного вопроса

 

…Если среди наших профсоюзных корифеев устроить негласное соревнование по продолжительности пребывания на руководящем профсоюзном посту, то одним из лидеров получившегося рейтинга наверняка будет Екатерина Калайтан - стаж её работы председателем Центрального райкома профсоюза работников народного образования и науки составляет 28 лет. И вы знаете, всегда возникает вопрос: ведь если человек так долго пробыл на такой ответственной и беспокойной должности, значит, он для неё родился и его попадание на этот пост не случайно? «Не-а, - отвечают, как правило, спрошенные об этом. - Совершенно случайно».

Вот и Екатерина Степановна, в прошлом году отметившая очередной юбилей, отмахивается от вопроса: «Всё произошло чисто случайно. Просто я была членом президиума райкома профсоюза, и когда в 1979 году его многолетний председатель Татьяна Ивановна Плотникова покидала свой пост, стали смотреть вокруг. И вот я - молодая, энергичная, организатор внеклассной работы в средней школе № 116. Отчетно-выборная конференция предстоит в субботу, а в четверг меня вызвала первый секретарь райкома партии Людмила Одинцова, причём я и не подозревала, зачем. А когда она объявила о решении, сказала, что вообще об этой работе понятия не имею. Ну, она меня и уговорила избраться на год - как бы временно».

(Заметим в скобках, что «крестная мать» Екатерины Степановны, та самая Людмила Павловна Одинцова, сама по себе была личностью чрезвычайно примечательной. В 1956 году она прибыла на строительство ОНПЗ по комсомольской путевке, работала штукатуром, затем возглавила комсомольско-молодежную бригаду штукатуров в СМУ-4 треста № 6. За успешную работу была награждена орденом Ленина: вывела бригаду из отстающих в передовые, попутно добившись звания «Бригада коммунистического труда». Окончив СибАДИ, Одинцова стала прорабом в своем СМУ-4, затем заместителем секретаря парткома треста № 6. При её непосредственном участии были построены ОмГУ им. Достоевского, поликлиника ОНПЗ, целый ряд объектов завода. А в 1978 году Одинцова стала первым секретарем Центрального райкома КПСС. И позднее даже заняла должность заместителя председателя облисполкома).

Однако продолжим. Как было дальше? «Не сказать, что работа сразу понравилась, - говорит Екатерина Степановна, - но я не понимала, как это - вдруг взять и бросить всё. Тем более, что получалось многое. Вот один пример. В то время стали образовываться в школах группы выходного дня, а значит, учителя должны были дежурить по выходным. Я выступила против этих дежурств, и один из работников партаппарата сказал: «У-у, мол, вам здесь не работать». Но дня через два заходит в мой кабинет и извиняется: «Я был не прав». Ветер, стало быть, переменился. И таких моментов было достаточно».

Впрочем, достаточно было и случаев, после которых Калайтан думала: «Всё, ухожу». Скажем, неважно прошел первый пленум райкома профсоюза под её руководством: перепутали фамилии директоров школ, не то написали в постановлении. Та же Плотникова её жестко раскритиковала, и Екатерина Степановна сгоряча собралась было возвращаться в школу. Однако решила перетерпеть. Но когда её вызвали на финансовую комиссию обкома профсоюза и объявили, что Центральный райком недобрал взносов (и ей пришлось потом в муках всё восстанавливать), опять полезли мысли: «Ну куда я поперлась? Дома всё хорошо, на работе тоже. Зачем мне всё это?». Опять самолюбие взяло верх, а главное - Калайтан был извлечен правильный вывод: кадры надо подбирать самой.

Этот фактор сыграл свою роль в реформенные годы - пору митингов и забастовок. А прежде чем продемонстрировать вам характерный эпизод, скажем, что примерно с конца пятидесятых в Центральном районе, как ни в одном другом, активно строилось жилье для учителей. Причем получали квартиры педагоги не где-то на выселках, а в самом центре - на Иртышской набережной, в районе Театра кукол и у Ленинградского моста. Так вот, само собой, в начале девяностых эта практика быстренько сошла на нет, и как-то во время очередной сессии райсовета Центральный райком профсоюза решил устроить перед районной администрацией пикет с целью привлечения внимания депутатов к проблеме жилья для учителей. В перерыве заседания кто-то из депутатов вышел и посмеялся: дескать, тоже мне, больше пятнадцати человек собрать не смогли.

«Я тут же обзвонила кого могла, - по сию пору горячится Екатерина Степановна, - и к концу заседания нас было уже человек пятьдесят. И после этого для учителей в районе сделали отдельную очередь. А подтолкнули депутатов к этому решению именно мы».

 

О нелюбимых предметах и увлечениях

 

Родилась Екатерина Степановна в деревне Ливенка Горьковского района, располагавшейся на берегу Иртыша, посреди березового лога. Ныне уже исчезнувшая, в своё время Ливенка была довольно основательным поселением: в конце двадцатых годов она состояла из 90 хозяйств и была центром Ливенского сельсовета Бородинского района Омского округа Сибирского края. Увы, к началу перестройки Ливенка совсем захирела и в 1988 году исчезла с карты страны.

Десятый класс юная Екатерина окончила без троек. «Односельчане говорили обо мне: безотцовщина, куда ей чего-то добиться, - рассказывает Калайтан. - А я думала: всё равно добьюсь». Видимо, живописные окружающие ландшафты и природное упорство придавали девушке творческих сил: Екатерина писала стихи, хорошо танцевала, пела в хоре, вошла в редколлегию стенгазеты. Еще и в школьном комитете комсомола активно работала по разным направлениям.

Окончив в 1958 педучилище, Калайтан вернулась в родную школу: её классный руководитель стал директором и очень настойчиво звал свою воспитанницу. «Я вообще мечтала стать учителем, - улыбается Екатерина Степановна. - Потому что с кого еще пример брать на селе?». Так что теперь односельчане уже не кивали пренебрежительно за спиной, а уважительно приветствовали новую учительницу. Добилась-таки, выходит.

Сначала Калайтан работала в начальных классах, потом вела русский язык и литературу, заочно поступила в пединститут. Окончив его, решила всё-таки перебраться в областной центр и устроилась на работу в школу № 116 на 6-й Ремесленной. «Тогда была директором Валерия Яковлевна Вахнина, - рассказывает она. - Что примечательно: до неё были два директора - и никак не могли справиться с контингентом. А при Валерии Яковлевне через два года мы уже были победителями соцсоревнования. Дисциплина была удивительная, и всеобщим правилом стало стремление всеми силами ухаживать за школой».

Неизгладимый след в памяти педагогов 116-й школы оставила директор Клавдия Семеновна Бондарева: при ней появились открытые уроки, причем она сама же и провела первый такой урок - по экономической географии. «И провела так, - признается Екатерина Степановна, - что я, не любившая этот предмет, прямо не на шутку заинтересовалась им». При ней в школе был построен тир, сделана хорошая столовая: «Причем она сама в Тару за материалами ездила!», - до сих пор удивляется Калайтан.

Еще одно нелюбимое Екатериной Степановной занятие всё же сумело занять заметное место в её жизни. «У меня муж любил рыбалку, а я нет, - говорит она. - Но дети маленькие, кормить надо, поэтому в выходные мы вместе ездили на речку. И - что ж делать - стала я поэтому рыболовом». Она вообще любит природу, русский лес, куда выезжает при первой возможности. Ливенская закваска, никуда не денешься.

 

А теперь - о любимых

 

С особыми удовольствием и благодарностью Екатерина Степановна вспоминает своих предшественников, наставников и коллег - одних за формирование достойной идейно-методологической базы райкома профсоюза, других - за надежное плечо и всяческую помощь, а всех вместе - за верность избранному делу.

«Первым председателем районной профорганизации на общественных началах был избран директор магазина учебно-наглядных пособий Василий Кузьмич Белов, - вспоминает она. - А сменила его в 1955 году Мария Ивановна Сизова, уже на освобожденной основе. Тогда, по существу, и началось настоящее становление профсоюза».

В советские годы, как известно, первостепенное внимание профсоюзных органов было направлено на организацию социалистического соревнования. При этом в образовательной отрасли в числе основных критериев успеха учитывались такие показатели, как учебная деятельность, оформление кабинетов, занятость учащихся в кружках и секциях, участие в спортивных соревнованиях коллективов, работа с родителями и другие вопросы. Поэтому Екатерина Степановна по сей день считает соцсоревнование исключительно полезной затеей, заставлявшей учреждения образования продвигаться в самых разных направлениях. И давайте не будем забывать, что параллельно с названными векторами деятельности активно развивались другие: вместе с пионерией и комсомолом профсоюзные организации школ оказывали шефскую помощь ветеранам войны и труда, проводили поисковую работу, организовывали поездки школьников по местам боевой славы.

Вспомним и других председателей Центрального райкома профсоюза, возглавлявших его до Калайтан. После Сизовой этот пост заняла Светлана Георгиевна Сидорова, ранее работавшая заместителем директора всё той же школы №116 по учебно-воспитательной работе. Настоящая кузница профсоюзных кадров, не правда ли? «Яркая и энергичная, прекрасный оратор, она притягивала к себе всех, с кем общалась, - утверждает Екатерина Степановна. - Сидорова часто бывала в первичных профсоюзных организациях, знала проблемы учителей и уверенно бралась помогать. О ней говорили: «Она пробьет и решит любой вопрос».

Непосредственная предшественница Калайтан на должности руководителя районной профорганизации Татьяна Ивановна Плотникова работала с 1967 по 1979 годы. При ней существенную долю внимания получило оздоровление членов профсоюза: активисты энергично строили в Красноярке летние домики, которые предоставлялись работникам образования, а их дети отдыхали главным образом в пионерлагерях «Смена» и «Чайка». Именно в этот период, в 1976 году, был проведен первый турслет.

…Менялись председатели райкома профсоюза, но рядом с ними всегда была их ближайшая помощница Екатерина Степановна Павлова. С 1955 года она стала исполнять в Центральном райкоме профсоюза обязанности казначея и провела на профсоюзной работе в общей сложности пятьдесят один (!) год на общественных началах (!!!). «Не каждый способен на такое», - резонно замечает Калайтан. Кстати, из двадцати восьми лет, проведенных ею на посту председателя, ровно двадцать рядом была Павлова.

Невозможно не упомянуть и других профсоюзных лидеров района (а позднее и округа), которые во все времена настойчиво и грамотно решали социальные вопросы. И первой среди них Екатерина Степановна называет председателя профкома школы № 17 Галину Владимировну Ушарову, в прошлом октябре отметившую 35-летие с того дня, как она возглавила свою профсоюзную организацию. Она - кавалер ордена Трудовой славы III степени, отличник народного просвещения, обладатель звания «Заслуженный учитель школы РФ», ее имя занесено в Книгу почета работников муниципальной системы образования.

Достойный вклад в дело развития профсоюзного движения внесла преподаватель начальных классов лицея № 29 Надежда Георгиевна Воронина - как говорит Калайтан, «лидер по призванию и активист по жизни». Она также отмечена званиями отличника народного просвещения и Заслуженного учителя школы РФ, а кроме того всегда находится в гуще общественной жизни: член профкома своего учреждения, председатель первичной профсоюзной организации, в течение двадцати лет - член президиума райкома профсоюза (а общий стаж её профсоюзной работы приближается к тридцати годам).

С необычайной теплотой Екатерина Степановна вспоминает заслуженного учителя школы РФ Тамару Георгиевну Сметкову, четверть века возглавлявшую профсоюзную организацию гимназии № 19. Ненамного отстали от неё по этому показателю отличники народного просвещения, возглавлявшие профсоюзные организации в своих учреждениях двадцать и более лет - такие, как, например, Зинаида Васильевна Туриевская, председатель профсоюзной организации детского сада № 150. Именно у этой профорганизации, к слову, в свое время появился первый коллективный договор среди детских учреждений. Или, скажем, Наталья Петровна Антонова, председатель профсоюзной организации школы № 62, победитель областного конкурса «Лучший профсоюзный лидер», делегат от областной профорганизации на слете лучших председателей первичек в Москве. А также председатель профсоюзной организации гимназии № 85 Людмила Евгеньевна Корженкова и её коллеги Лия Александровна Булатова (школа № 93), Галина Ивановна Ухина (школа № 48) и Валентина Галимовна Муханжарова (детский сад № 179).

«У нас всегда была настоящая команда единомышленников, преданных профсоюзу, с которой можно жить, работать и добиваться успехов», - твердо говорит Екатерина Степановна. И к этим словам уже невозможно добавить решительно ничего.

Лев ГРАЧЁВ.

Фото Василия МОЛОШНИКОВА.

Актуально

Актуально

Популярные материалы

33138Начало применения профессионального стандарта "Педагог" переносится на 1 сентября 2019 года
30962Дополнительные разъяснения Профсоюза и Минобрнауки России по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей
27904Совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования с рекомендациями по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей
24478С 1 января 2019 года Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ!
10642Всемирная Конференция кредитных союзов
10450Всероссийский конкурс "Гордость Профсоюза"
10106Астраханская городская территориальная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Создание сайта: Легал Студио 2012