Главная / Деятельность / Год педагога и наставника

Мои наставники и коллеги

Пресс-служба Профсоюза. 30.05.2023
Печать

Указом Президента России Владимира Путина в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год посвящён в нашей стране педагогам и наставникам. Незаметно пролетают годы, мы постоянно находимся в окружении множества людей, многие из которых передают нам самые разнообразные знания и опыт: практические, житейские, профессиональные и научные. Делятся опытом социальных и производственных отношений. О своих наставниках и коллегах я и хочу рассказать.

Наставники в семье

Первыми наставниками для человека являются родители. Они закладывают фундамент в интеллектуальное, творческое, социальное, физическое развитие ребёнка. На всю жизнь запомнился мне случай в первом классе. Контролировала меня мама, но, так как учился я хорошо, то контроль потихоньку ослабевал. Однажды я позволил себе расслабиться, потом второй раз, третий… Дело дошло до троек. В тот роковой весенний день по русскому языку получил двойку. Дома на вопрос «Как дела в школе?» ответил, что все хорошо, и стал заниматься своими делами. Но одноклассник, который проходил мимо нашего дома, увидел маму и «сдал» меня. У меня потребовали тетрадь по русскому языку и заставили её переписывать. Тетрадь была исписана почти полностью, и мне пришлось трудиться весь вечер, переписывать всё заново и аккуратно. После этого желание «халтурить» пропало.

У моей мамы была предрасположенность к точным наукам, в частности к математике. Это качество по наследству передалось и мне. Отец же был примером доброты и большого трудолюбия. Дома его видели только по вечерам, иногда, в выходные дни. Технику он знал «наизусть», об этом говорили все механизаторы и водители учхоза. Помню, когда отец меня первый раз посадил за руль трактора К-700, было страшно управлять такой махиной, хотя до этого я уже пахал поля на гусеничном ДТ-54, но я справился. А когда я вырос и купил свою первую «копейку», отец подошёл, послушал работу двигателя и поставил точный диагноз недомоганий автомобиля.

Примером жизнелюбия, самоотверженности и простой человеческой мудрости была бабушка Маша, мать моего отца. Грамоты не знала, могла только расписываться. Но жизнь научила её многому и своими наблюдениями, воспоминаниями она щедро делилась с многочисленными внуками. Родилась и выросла в деревне Шунки Вятской губернии. Семья была большая и трудолюбивая, держали несколько коров, лошадей. За это чуть не угодили под раскулачивание. В 30-е годы прошлого века бабушка с дедом переехали в Омскую область. Я бывал в Шунках, бродил по берегам небольшой речки Медянки, на которой раньше стояла мельница, а на косогоре церковь. Остов кирпичной церкви ещё сохранился, а вот от мельницы ничего не осталось. Из Шунков хорошо видно урочище Свининцы. С парнями из этой деревни шунковцы сходились в кулачных боях, а после этого к ним же ходили в гости. Об этом рассказывала бабушка. Вспоминаются её рассказы и о военном лихолетье. Дед ушёл на фронт с первых дней войны. Осталась Мария одна с тремя детьми, младшей Рае был всего один год, отцу четыре года. Из-под Сталинграда пришла похоронка. Но она оказалась ошибочной, дед получил ранение и после лечения в Ташкенте вернулся на фронт. Это было его первое из семи ранений. К сожалению, дед не дождался моего рождения.

Детство моё прошло в небольшом посёлке в одном километре южнее Харламово. Теперь на этом месте стоит кирпичный завод. Раньше между берёзовыми колками располагались животноводческие помещения. В посёлке было около десятка домов, из них пять совхозных, один двухквартирный под красной черепицей и четыре четырехквартирные. Наша семья занимала половину четырехквартирного дома. Одну квартиру, состоящую из кухни и комнаты, занимала наша семья, а вторую, состоящую из одной комнаты, занимала бабушка. Вход был один, коридор общий. Через дорогу жили в частных домах большие семьи Кондрашовых, Марахиных, Пасько. Дядя Миша Кондрашов с сыновьями построил высокие качели на жердях, которые крепились к перекладине через железные подшипники. Парни постарше крутили сальто на этих качелях.

А ещё моё детство тесно связано с семьями моих тётушек Валентины Петровны Старшовой и Раисы Григорьевны Волковой. Здесь формировались навыки гостеприимства, радушия и коллективного труда. Картошку садили и копали большими бригадами, по очереди всем родственникам. В гостях у Старшовых я научился играть в шахматы. У Волковых первый раз сел за руль мотоцикла. Старшие сестры Людмила, Галина, Светлана занимались моей подготовкой к школе, учили считать, читать и писать. Галина увлекалась фотографией, на многих снимках зафиксированы моменты нашего детства.

В школе

В новое здание Харламовской школы ходить было далековато, около двух километров. Запомнились снежные горы зимой, порой большой трактор С-100 уже не мог пробить сквозь сугробы прямую дорогу, и ходить приходилось по диагонали через поле. В начальных классах наукам меня учила строгая и мудрая Ксения Семёновна Лихацкая. Её внучка Светлана Ивановна Фомина сегодня работает директором Копейкинской школы, а у правнука Никиты Фомина я был классным руководителем в 10–11 классах. Вот так порой распоряжается судьба.

В пятом классе классным руководителем у нас была энергичная и требовательная Вера Петровна Купченко, которая не начинала урок, пока в классе не наступала полная тишина. А как захватывающе она вела уроки! Одна из выпускниц школы писала: «На уроках Веры Петровны и мухи не летали, они слушали учителя». А еще, сразу после окончания университета я работал в Харламовской школе старшим пионерским вожатым, и Вера Петровна помогла мне в подготовке к районному смотру инсценированной песни, в котором харламовские школьники заняли первое место, исполняя песню про Щорса. Муж Веры Петровны, Владимир Елисеевич Купченко был человек энциклопедического склада ума. По специальности учитель математики, он вёл в нашем классе обществоведение. Много читал о достижениях в разных областях знаний, и был интересным собеседником, всегда прямо высказывал своё мнение о проблемах и событиях в стране, образовании, культуре. Именно поэтому в 1988 году был избран делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования от Омской области. А ещё он был заядлым садоводом, цветоводом. От него у меня растёт замечательная смородина сорта «Московская», вишня «Саратовская расплётка». Ежегодно мы обменивались новыми сортами георгин.

С пятого до восьмого класса вела математику у нас ветеран Великой Отечественной войны Мария Никифоровна Никодимова, строгая и ответственная, аккуратная и добросовестная. Свою педагогическую деятельность начала в Харламовской средней школе в 1947 году и проработала в ней 25 лет. Её категоричное: «Математику надо знать!» – помнила вся школа. Именно Мария Никифоровна заложила во мне любовь к математике. На каждом уроке у неё был дополнительный материал для сильных учащихся, очень интересными были занятия математического кружка. Математические газеты, выпущенные под руководством Марии Никифоровны, были хорошо продуманы и эстетически оформлены, поэтому возле них всегда стояли дети: читали, решали, записывали. Мне она передала книги и написанные её рукой сценарии математических вечеров, конкурсов. Продолжила дело Марии Никифоровны в школе выпускница 1969 года Галина Степановна Ратушная (Старшова), учитель математики Новоуральской школы.

С учителем истории Георгием Ивановичем Никодимовым мы занимались делами политическими. Он вёл кружок политинформаторов, который заседал по пятницам после уроков, а в понедельник мы, учащиеся, проводили в классах политинформации. А ещё мы проводили в школе митинги. Один из них Георгий Иванович вспоминал постоянно: «Олег, помнишь, как мы проводили митинг в защиту Сальвадора Альенде, после военного переворота в Чили?». Помню, закончился митинг призывом ко всем школьникам района выйти на субботник. Средства, заработанные на нём, перечислить в фонд борющегося народа Чили! Георгий Иванович приучил меня приходить пораньше на проводимые мероприятия, чтобы окончательно проверить готовность.

Ещё одна учительская семейная пара оставила яркий след в нашем обучении и воспитании. Это Геннадий Петрович и Надежда Алексеевна Шиян. Геннадий Петрович вёл труды, в крепких брезентовых фартуках мы пилили, строгали, выжигали, в том числе указки для учителей. Зимой очищали школьные дорожки от снега. А старшеклассники на авиамодельном кружке делали летающие модели самолётов, потом всей школой запускали их на стадионе. Надежда Алексеевна впервые вывела меня на сцену деревенского клуба в новогоднем спектакле. С тех пор я постоянно участвовал в различных сценках, миниатюрах и серьезных спектаклях школы, клуба, Дома культуры.

На всю жизнь остались в памяти уроки русского языка и литературы, которые вела Римма Павловна Мартынова. Добрая и требовательная, мудрая и энергичная, она влюбила нас в свои уроки, в героев литературных произведений. Ещё она была организатором внеклассной и внешкольной работы и курировала комсомольскую организацию школы, а я был секретарём. Вместе проводили вечера и конкурсы, на заработанные на уборке урожая деньги закупили электрогитары и другую аппаратуру для школьного вокально-инструментального ансамбля. Руководил ансамблем Николай Михайлович Уманец, муж Риммы Павловны. Он обучал желающих нотной грамоте и другим музыкальным премудростям, учил играть на гитарах. Я тоже пытался освоить эту науку, но не получилось. А еще Николай Михайлович был знатный рыбак и, иногда, делился секретами успешной ловли. В этом деле у меня получалось лучше, чем с музыкой.

В 9 и 10 классах математику у нас вёл ветеран Великой Отечественной войны Павел Николаевич Воронин. Любил свой предмет самозабвенно. Вера Петровна Купченко вспоминала, что и на педсоветах он решал математические задачи. Уже близорукий, но спокойный и уверенный, он замечал всё, что происходит в классе во время урока. Его подробные доказательства теорем, примеры решения задач и примеров я запоминал сразу и навсегда.

С физической культурой в начальных классах у меня были проблемы. Я всегда был склонен к полноте. Во втором классе годовые оценки в табеле были все пятёрки и тройка по физкультуре. А потом пришёл в школу работать замечательный учитель Владимир Анатольевич Сорокин и я потихоньку втянулся в занятия спортом. Помню, как на линейке всей школой провожали его на службу в армию, и как через два года радовались возвращению. Все вечера проводили в спортзале школы, а потом и в совхозном спортзале. Заниматься тяжелой атлетикой начал у Георгия Уткова, а потом продолжил под руководством Станислава Ивановича Величко и в 1975 году стал чемпионом области по гирям среди юниоров.

В старших классах биологию и химию вели молодые, очень красивые и отлично знающие свои предметы педагоги Валентина Сергеевна Ремаренко и Валентина Павловна Монастырская. Обе ставили мне единицы за подсказки одноклассникам, отвечавшим у доски (сидел я на первой парте). Валентина Сергеевна позже вышла замуж и переехала в Сосновское, стала Тихановой. А Валентина Павловна по мужу стала Воронковой, уезжала в Крым, потом вернулась в Омск. Мы, выпускники 1976 года, благодарны им за яркие, увлекательные уроки, внеклассные мероприятия.

Недавно встретил в Таврическом Марию Алексеевну Шараеву. Она у нас вела незабываемые уроки географии, а позже возглавила районную фильмотеку и обеспечивала школы учебными фильмами.

Учителя английского языка в средних классах менялись часто, иногда по два раза за учебный год. Но потом пришёл стройный красавец Виктор Фридрихович Бриль, прошедший стажировку в Англии и увлекательно рассказывавший об этом. Он очень любил баскетбол, приходил на наши секции, играл с учениками. Анфиса Григорьевна Авраменко вспоминала, как он недоумевал по поводу деревенского молока. «После городского, – говорил он, – и бутылку мыть на надо, потому что она остаётся чистой. А вот после деревенского – жир остаётся». Но Виктор Фридрихович ушёл работать в Омский автодорожный институт. Последние два года вела уроки английского великолепная Елена Васильевна Кравченко. В ней удивительным образом сочетались мудрость и доброта, внешняя и душевная красота, уважение к учащимся и умение держать дисциплину на уроках. Вся школа была просто влюблена в учителя. Об этом рассказывали многие выпускники.

В дальнем уголке памяти хранится встреча в 1967 году в школе с участниками Великой Отечественной войны Виктором Борисовичем Береловичем и Героем Советского Союза Алексеем Петровичем Дмитриевым. Организована она была Риммой Ефимовной Кононенко, создавшей комнату боевой славы в школе. Сейчас в музее хранится большая переписка харламовских следопытов с ветеранами войны.

Каждый учитель внёс вклад в формирование нашего «Я», каждому мы благодарны за полученные знания и бесценный опыт.

Верность профессии

С шестого класса и до окончания школы классной мамой у нас была учитель физики Раиса Илларионовна Васюта. Её родина – село Брахлово Климовского района Брянской области. О жизненном пути Раисы Илларионовны мы писали работу с её внучкой Юлией Барановой. Рая родилась 15 июля 1933 года. Мать Улита занималась домашним хозяйством, детьми. Детей было пятеро. Отец – коммунист, председатель сельпо. Её детство пришлось на военные и послевоенные годы. Брянская область была разрушена войной полностью. Здесь проходили тяжёлые бои. То, что фашисты не сожгли – увезли в Германию. А ещё – угоняли молодёжь. Старшую сестру Раисы Илларионовны Настю мать прятала во время войны в землянке в лесу, чтобы немцы не угнали в Германию. Отец и старший брат Иван воевали на фронте с первых месяцев войны. Затем ушёл на фронт средний брат Семён, а в последний год воевал и младший Михаил. Рая была самой младшей в семье, поэтому ей приходилось утром и вечером молиться за своего отца и братьев, чтобы они вернулись с фронта. «У тебя еще чистая, безгрешная душа, – говорила ей мать, Бог тебя услышит». И не зря молилась Рая. Все родные мужчины вернулись с фронта.

Навсегда осталось в памяти Раисы и то, что в их доме одно время жил пожилой немец. Он разговаривал по-русски. Семье приходилось ютиться в чулане. Но немец оказался добрым. Не обижал хозяев, иногда делился своим военным пайком с детьми. Улита однажды посетовала: «Что ж вы делаете, зачем войну начали? Зачем убиваете людей?». На что немец медленно ответил. «Матка, я сам очень устал. У меня тоже есть семья. Я так хочу домой!». Но больше всего, вспоминала Раиса Илларионовна, боялись в селе бандеровцев – украинских националистов, отличавшихся лютой ненавистью и жестокостью к советским людям. И ещё, было очень обидно, что их родной дом всю войну простоял целёхонький, а когда наступали наши войска, во время бомбежки сгорел.

В 1942 году Рая пошла в школу. Плохо одетые, полуголодные ходили дети на занятия. Но тяга к знаниям была велика. Учение Раисе давалось легко. В начальных классах уже знала, что будет учителем. И не просто учителем, а учителем математики. После окончания школы поступила учиться в Новозыбковский педагогический институт. Студенческие годы – самые счастливые. Жила с другими девчонками в общежитии, бегали на танцплощадку, успешно сдавали сессии, ездили осенью в деревню помогать убирать урожай. И много мечтали. Мечтали о своей будущей работе, школе, учениках.

Жизнь быстротечна. Пролетела студенческая пора, сданы государственные экзамены. И вот он – диплом. Диплом учителя физики и математики. Впереди целая жизнь. Большая группа выпускников института распределилась в Сибирь. Раиса приехала в далёкое сибирское село Харламово. Путёвка Министерства просвещения 15844, приказ № 92 по Омскому областному отделу народного образования от 6 августа 1956 года. На проезд был выдан аванс в сумме шестисот восьмидесяти девяти рублей.

«Сильно переживала бабушка Улита, – вспоминает рассказы Раисы Илларионовны её дочь Татьяна, – когда узнала, что маму направляют по распределению в Омскую область. «В Сибирь поедешь... Ведь так далеко, да и холодно там. Туда, в Сибирь, только каторжных посылали, и они там от голода и холода помирали. А тебе ж ещё и учить детей надо». Мама, пока в поезде ехала, всё в окно смотрела, и письмо домой писала, чтобы бабушку успокоить. Оказалось, не так всё плохо. Много лесов – значит, есть грибы, много полей – значит, мука будет. Больших яблонь и груш, конечно, она не увидела, но зато видела, как люди копают картошку! Первое, что мама сообщила бабушке, что в Сибири картошка растёт! Значит, с голоду не помрём!»

Школой назывался длинный приземистый барак, с подпорками у каждой стены, с печным отоплением, небольшими окнами. Но здание утопало в зелени. Ухоженные овощные грядки, подстриженные кустарники и море цветов. Клумбы различных размеров и конфигураций пёстрым ковром окружали школу. Коллектив учителей был небольшой, но дружный. Чувствовалось, что это семья единомышленников. Встретили молодого специалиста дружелюбно, помогали и словом, и делом.

«Молодая, симпатичная, – вспоминает Вера Петровна Купченко, – но сразу было видно, что не сибирячка. В ней интересным образом сочеталось олимпийское спокойствие, неконфликтность и страх перед проверяющими. Если на уроке кто-то присутствовал, она сильно терялась».

Время пролетело незаметно. Подготовка к занятиям, уроки, концерты художественной самодеятельности, подготовка и проведение праздников, классных часов, субботников, ведение кружков. И всё же главным в её жизни была физика. Урокам физики она отдавала всё. Старалась, чтобы дошло до каждого ученика то, о чём она рассказывала. Мягкая и добрая по характеру Раиса Илларионовна никогда не повышала голос. Она никогда не сердилась, если ученик что-то не понял, не знал или не выучил. На уроках физики всегда царила рабочая обстановка.

Сколько совершено за школьные годы походов, поездок, путешествий. И всегда со своими учениками – классный руководитель. Сколько сил, труда и времени затрачено, чтобы выросли её ученики добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, милосердными, преданными своей Родине. В каждого из них она вложила частичку своего сердца. И ученики отвечали ей тем же – теплотой и уважением. Добрыми словами вспоминают свою классную руководительницу директор Харламовского Центра Культуры Николай Николаевич Тихонюк, учитель математики Харламовской средней общеобразовательной школы, директор этой школы с 1988 по 2010 годы Олег Викторович Кривошеин, директор спортивной школы в отставке Виктор Степанович Старшов, главный бухгалтер Харламовской сельской администрации Галина Игнатьевна Дзигилевич и ещё сотни выпускников. Многие жители районного центра, да и других сёл района знают телемастера Федора Степановича Гунько.

35 лет Раиса Илларионовна отдала Харламовской школе. В ней состоялась она как человек и как учитель. В её трудовой книжке единственная запись: «Принята в Харламовскую среднюю школу учителем математики и физики». А сибирское село стало родным. Здесь встретилась с веселым красавцем Александром Васютой, который при первой же встрече утонул в ее голубых глазах. Это была любовь с первого взгляда. Здесь же появились два сына Владимир и Николай, радость и надежда родителей.

Чёрным днем оказалось третье сентября 1966 года. Трагический случай унёс жизнь Александра. А четвёртого сентября Николаю младшему исполнилось шесть лет. Он спрашивал мать, почему столько народу приходит в дом, и никто его не поздравляет. Володя в этот год пошёл во второй класс. Огромное трудолюбие, привитое с детства, терпение и сила воли помогли Раисе выстоять. «Мы удивлялись, – вспоминает Купченко, – как она успевала справляться со всем домашним хозяйством и работой в школе». Приходилось держать корову, свиней, курей. Детей надо было кормить.

Со временем боль утраты отступила. Встретила в 1972 году хорошего человека, Алексея Корнеева и снова в семье поселилось счастье. Родилась дочь Татьяна. Выросли и завели свои семьи сыновья. Татьяна с серебряной медалью окончила Харламовскую среднюю школу, поступила в Омский педагогический институт.

В 1990 году член Союза журналистов СССР Дмитрий Ильенко написал статью «Комбат» о выпускнике Харламовской школы, командире батальона, полковнике Владимире Емельянове. Приведу один абзац из этой статьи. «Комбат очень интересный собеседник. Любит вспоминать Омскую область, своё село Харламово. Даже помнит имена своих учителей. В частности, преподавателя физики Раису Илларионовну Васюту. О ней офицер говорит с благодарностью. Ещё бы, она привила Емельянову, его ровесникам любовь к труду, земле родной».

Вспоминает Лилия Альфредовна Смирнова: «Мы приехали в Харламово в 1978 году. Мне было 26 лет. И первый человек, с которым пришлось вплотную столкнуться на работе – Раиса Илларионовна. Мудрая и добрая. Она показала лабораторию и рассказала, что к чему. Завязались очень доверительные отношения. Как с матерью, я делилась с ней всеми проблемами и радостями, в том числе семейными. И она понимала, советовала, иногда журила, наставляла. Но никогда не выдавала. Она заставила меня писать плакатным пером. Помню, я отказывалась, говорила, что не умею. «Пиши, как умеешь!» – говорила она. Я пошла в коридор, посмотрела, как пишет ученица Ольга Кривошеина, и научилась потихоньку».

«Очень порядочный и справедливый человек, – продолжает Владимир Павлович Смирнов, – На недостатки указывала прямо, не лукавя. И на неё никто не обижался. Любила приглашать к себе в гости, а мы любили у неё гостить».

В 1995 году дочь Раисы Илларионовны Татьяна окончила математический факультет Омского педагогического института и пришла работать в Харламовскую школу. Она так же, как и мать стала любима и уважаема учениками и учителями. И в её трудовой книжке тоже только одна запись о приёме на работу в Харламовскую среднюю школу. Фундамент под будущую профессию Татьяны кроме мамы заложил ещё один человек – учитель математики Мария Арсентьевна Осина, творческий и бесконечно добросовестный человек. Наглядные пособия, изготовленные самой Марией Арсентьевной и её воспитанниками, до сих пор хранятся в кабинете математики и используются в процессе обучения. Кстати, и сам кабинет математики Мария Арсентьевна передала, уходя на заслуженный отдых, своей ученице Татьяне Алексеевне. И кабинет, и вся школьная математика сегодня в надёжных руках. Говоря о Марии Арсентьевне, я всегда вспоминаю её подругу, такую же замечательную учительницу математики из Неверовской школы Валентину Григорьевну Полеводову, с ней мне посчастливилось поработать вместе, и она всегда передавала приветы в Харламово.

Вместе с Татьяной Алексеевной мы проводили предметные недели, конкурсы, школьные вечера. Организовывали математические марафоны регионального значения, для 5–6 классов. Они назывались «Благородна и восхитительна», для старших классов «Многолика и многогранна». В 2013 году заняли второе место в областном конкурсе «Радуга телекоммуникационных проектов». Марафоны проводились при содействии кафедры физико-математического образования Института развития образования Омкой области. Татьяна Алексеевна – очень ответственный и добросовестный, инициативный и творческий человек и работать с ней в одной команде всегда комфортно. «Наш классный руководитель Татьяна Алексеевна Баранова, – написала в своей работе Ольга Иноземцева, – веселая и хорошая, ещё она очень активная». Да, она очень активная и поэтому двадцать лет возглавляла профсоюзную организацию школы, руководит школьным методическим объединением учителей математики и физики.

Ежегодно учащиеся школы под руководством Татьяны Алексеевны Барановой проводят исследовательскую работу и участвуют в школьных, районных, региональных конференциях научного общества учащихся «Поиск». Вот и в этом году дипломом награждён шестиклассник Савелий Метринский за работу «Перегибая лист бумаги». Восьмиклассники Татьяны Алексеевны в команде с семиклассниками, математику у которых ведёт Егор Олегович Кривошеин, заняли 1 место в районном конкурсе «Математическая регата».

Татьяна Алексеевна достойно продолжает дело своей мамы, и сама является наставником молодых педагогов школы. Только один пример, с начинающим учителем физической культуры Валерией Яценко они стали победителями муниципального этапа областного конкурса профессионального мастерства «НАСТАВНИК + МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ = КОМАНДА».

В директорах

В 1981 году после окончания математического факультета Омского государственного университета я пришёл в Харламовскую школу работать старшим пионерским вожатым. Время пролетело быстро, и я стал самым богатым по педагогическому стажу и возрасту из работающих в школе учителей. Вместо заболевших учителей приходилось проводить уроки русского языка, биологии, химии, физической культуры и другие. Активно участвовали с учащимися на маршрутах Всесоюзного марша пионерских отрядов «Пионеры всей страны делу Ленина верны!». И сейчас, украшенные сединой, бывшие пионеры вспоминают, как в спичечных коробочках приносили в школу березовые почки, как собирали металлолом, макулатуру, как участвовали в конкурсах и соревнованиях. Руководила школой в то время Лилия Фёдоровна Фирсова, мудрая и инициативная, ответственная и пробивная. За два года она с мужем полностью переоформила кабинеты, актовый зал, коридоры. В эти годы я многому научился у старших пионерских вожатых школ района: Валентины Бибиной, Зинаиды Наукеновой, Светланы Жмакиной, Валентины Избушевой и других.

А летом 1982 года Алексей Фёдорович Моисеенко, заведующий районного отдела народного образования, назначил меня директором пионерского лагеря, который располагался рядом с профилакторием. Здесь и познал я многие «прелести» директорской работы, познакомился с руководителями района, директорами совхозов, организаций и предприятий. Большую помощь оказывали председатель райисполкома Геннадий Владимирович Бужеря, председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства Виктор Петрович Пахомов, председатель райпо Василий Фёдорович Гергель и другие руководители. Во время подготовки пионерского лагеря к работе получил первый урок от первого секретаря райкома КПСС Александра Яковлевича Серяцкого: «Не можешь организовать – делай сам».

Олег Кривошеин,

учитель Харламовской школы.

Фото из архива автора.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо