Главная / Деятельность / Правовая работа

Приморье участвует в профессионально-общественном обсуждении проекта профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации"

Пресс-служба Профсоюза. 18.06.2020
Печать

Предварительное экспертное мнение специалистов Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования (далее – ЦС Профсоюза по проекту профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»

 

         ЦС Профсоюза ознакомился с представленным СПК в сфере образования проектом профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», разработанным Институтом управления образованием Российской академии образования (ФГБНУ «ИУО РАО») и сообщает следующее.

В целях подготовки указанного проекта профстандарта Минпросвещения России была создана рабочая группа, в деятельности которой активное участие принимали специалисты ЦС  Профсоюза, ряд важных предложений, высказанных ими в этот период, был учтен.

Однако некоторые замечания и предложения принципиального характера, высказанные ЦС Профсоюза к проекту профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» (далее – проект ПС «Руководитель ОО»), в том числе в редакции от 29.11.2019 года, не были учтены разработчиками без объяснения причины их отклонения.

Предложения ЦС Профсоюза отсутствуют и в Сводных данных о поступивших замечаниях и предложениях к тексту проекта ПС «Руководитель ОО», в которых вообще не поименованы авторы замечаний и предложений.

Представленный для обсуждения проект ПС «Руководитель ОО» содержит множественные изменения, которые, на взгляд ЦС Профсоюза, требуют детальной проработки, в том числе на соответствие их законодательным нормам.

1. Так, по мнению ЦС Профсоюза, авторы-разработчики в рассматриваемой редакции проекта ПС «Руководитель ОО» не представили достаточных обоснований предложения нового варианта требований к образованию и обучению. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время законодательного закрепления понятия «высшее педагогическое образование» не существует.  

ЦС Профсоюза неоднократно настаивал на необходимости обеспечения в проекте профстандарта « Руководитель ОО» преемственности требований к образованию и обучению руководителей образовательных организаций, а также к опыту их практической работы, по отношению к требованиям, представленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н), чтобы исключить возможные риски не соответствия требования к уровню образования, закрепленного законодательством, и требования к уровню образования, устанавливаемого в пунктах 3.1 и 3.2 проекта ПС.

2. В представленном проекте ПС «Руководитель ОО» обобщенная трудовая функция «Управление дошкольной образовательной организацией» дополнена двумя новыми трудовыми функциями: «управление развитием дошкольной образовательной организации» и «управление взаимодействия дошкольной образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами», которые приводят к  увеличению перечня  трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, что требует дополнительного обсуждения и оценки вводимых новых понятий и терминов.

3. Предложенные новые требования к наличию стажа работы на педагогических или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях авторами-разработчиками не имеют аргументированного обоснования, тогда как требования к опыту практической работы, установленные в пунктах 3.1 и 3.2 проекта ПС «Руководитель ОО», ЦС Профсоюза предлагал определить с учетом ценности наличия как стажа работы на педагогических должностях, так и стажа работы на руководящих должностях.

4. ЦС Профсоюза неоднократно высказывал необходимость в проекте ПС «Руководитель ОО» отдельно от описания трудовых функций руководителя образовательной организации (заведующего, директора, начальника)  представить описание трудовых функций и  трудовых действий для заместителя руководителя, руководителя структурных подразделений и их заместителей, т.е. описание деятельности лиц, занимающих эти должности, которые поименованы в разделе II Номенклатуры
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678) и предусмотрены для образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. 

Тем не менее в предложенном новом варианте проекта ПС, авторы-разработчики исключили названные выше должности из описания, предложив взамен для заместителей руководителей необоснованную новую редакцию пункта 3.1 в разделе «Другие характеристики», а в пункте 3.2 вопрос о заместителях руководителя общеобразовательной организации вообще не нашел решения.

Следует отметить, что должности «заместитель руководителя», «руководитель структурных подразделений» и «заместитель руководителя структурных подразделений» являются номенклатурными должностями, имеющими закрепленный законодательством правой статус, а предложенный авторами-разработчиками способ решения проблемы с вышеназванными должностями приведет к утрате правового статуса лиц, замещающих эти должности.

Кроме того, отказ от описания трудовых функций и трудовых действий для заместителя руководителя, руководителя структурных подразделений и их заместителей снизил качество описания трудовых функций и трудовых действий руководителя дошкольной и общеобразовательной организаций, сделав их избыточными и не соответствующими установленной для них ответственности за руководство организацией.

5. ЦС Профсоюза считает неверным решение авторов-разработчиков отклонить предложение ЦС Профсоюза об изложениив разделе 3.1. в обобщенной трудовой функции «Управление дошкольной образовательной организацией»наименования трудовой функции в редакции: «Организация присмотра и ухода за детьми» вместо предложенной авторами – разработчиками в проекте ПС «Руководитель ОО» наименования трудовой функции «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми». При этом ЦС Профсоюза выражает несогласие с приведенным авторами-разработчиками обоснованием отклонения упомянутого выше предложения Профсоюза об изменении наименования трудовой функции.

ЦС Профсоюза продолжает настаивать на том, чтобы не выделять присмотр и уход как вид деятельности для руководителя образовательной организации, поскольку его трудовые действия в рамках этой трудовой функции в полной мере осуществляются в рамках реализуемой образовательной программы, то есть составляют основу образовательной деятельности образовательной организации, а присмотр и уход не являются целью деятельности образовательной организации.

6. В перечень трудовых действий, представленный в трудовой функции «Управление образовательной деятельностью» в пункте 3.2.1. включено трудовое действие с наименованием: «Руководство дополнительно осуществляемой деятельности общеобразовательной организации, связанной с осуществлением образовательной деятельности (присмотр и уход, содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая и иная деятельность».

На взгляд ЦС Профсоюза, такое наименование трудового действия противоречит части 2 статьи 27 Федерального закона от 29.12. 2012 г.
№ 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019), в соответствии с которой образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры и многие другие). Таким образом, перечисленные в пункте 3.2.1 виды деятельности являются не дополнительными, а обеспечивающими реализацию образовательных программ с учетом уровня, вида и их направленности, формы обучения и режима пребывания обучающихся.

7. По мнению ЦС Профсоюза, следует вернуться к рассмотрению формулировок трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, обозначающих процесс руководства руководителями ОО разработкой и утверждением программ развития либо стратегий, в том числе к описанию трудовых действий в трудовых функциях 3.1.5. и 3.2.4, которые необходимо привести в соответствие с частями 30, 31 и 32 статьи 2 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ, согласно которым:

отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

8. Учитывая особенности правового статуса руководителей образовательных организаций, описание его специфики в пояснительной записке к проекту ПС «Руководитель ОО», на взгляд ЦС Профсоюза, не должно ограничиваться только образовательным законодательством, поскольку правовой статус руководителей образовательных организаций определяет и трудовое законодательство, а именно:

- часть первая статьи 15, часть вторая статьи 57 ТК РФ, в соответствии с которой  руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию;

- часть первая статьи 273 ТК РФ, в силу которой Трудовая функция руководителя организации состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.);

- статья 275 ТК РФ, в соответствии с которой предусмотрен особый порядок заключения трудового договора с руководителем организации на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации[1] с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Учитывая, что представленный СПК вариант проекта «ПС Руководитель ОО» требует доработки, ЦС Профсоюза организовал профессионально-общественное обсуждение указанного проекта силами профсоюзных организаций разных уровней, по итогам которого направит обобщенные предложения и замечания в СПК.



[1] Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 года N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо