Главная / Пресс-центр / Цитируем закон

О правах и обязанностях работников организаций, реализующих программы высшего образования

Пресс-служба Профсоюза. 01.02.2023
Печать

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования, интегрирующим как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование) является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Необходимо отметить, что его предшественники,
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшие с многочисленными изменениями и дополнениями, а также законодательные акты других, связанных с системой образования отраслей права (порою противоречившие друг другу) и принимаемые в их исполнение подзаконные акты не могли в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в рассматриваемой сфере, которые развивались значительно динамичнее по сравнению с правовой базой.

Федеральный закон № 273-ФЗ,действие которого направлено
на систематизацию основных норм различных отраслей законодательства, регламентирующих организацию образовательного процесса в Российской Федерации, имеет высокую социальную значимость, т.к. основной целью его реализации является не только решение проблем образования как отрасли экономики, но создание условий развития человеческого потенциала
в Российской Федерации.

По замыслу законодателя, реализация рассматриваемого Федерального закона № 273-ФЗ, по сути являющегося кодифицирующим актом, должна создать правовые условия, обеспечивающие превращение образования
в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики. Эти цели, обеспечивающие повышение конкурентоспособности страны, должны достигаться при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей личности.

Образовательные отношения включают в себя достаточно широкий круг общественных отношений, возникающих в сфере образования, которые связаныс:

1) реализацией права на образование;

2) обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека
в сфере образования;

3) созданием условий для реализации права на образование.

Основными направлениями создания нормативного, максимально эффективного механизма правового регулирования государственно значимых общественных отношений в сфере образования являются:

1) правовые, организационные и экономические основы образования
в Российской Федерации;

2) основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

3) общие правила функционирования системы образования
и осуществления образовательной деятельности;

4) правовое положение участников отношений в сфере образования.

Реализуя указанные направления правового регулирования в сфере образования, государство обеспечивает конституционное право каждого человека, независимо от наличия или отсутствия гражданства, на образование, закрепленное в статье 43 Конституции Российской Федерации.

Согласно требованиям Федерального закона № 273-ФЗ, разрабатываемые подзаконные акты и акты смежных отраслей права, затрагивающие вопросы образования в России, должны соответствовать закреплённым в нём направлениям правового регулирования.

Несмотря на масштабность реализуемых в рамках рассматриваемого Закона направлений развития системы образования, особая и, несомненно, значимая роль в образовательном процессе и в достижении целей Федерального закона № 273-ФЗ отводится педагогическим работникам.

Так, согласно определению понятия «педагогический работник», которое закреплено в пункте 21 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ, «педагогическим работником является физическое лицо, состоящее
в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».

В связи с этим, Федеральным законом № 273-ФЗ определён правовой статус педагогических работников, представляющий собой совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности. Правом осуществлять дополнительное законодательное регулирование данных отношений наделены также субъекты Российской Федерации.

Особый статус педагогических работников в обществе и необходимость создания условий для осуществления ими профессиональной деятельности закреплены в статье 47 Федерального закона № 273-ФЗ, в соответствии
с которой педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

К числу академических прав и свобод педагогических работников отнесены следующие:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ/методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной
и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими
и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления
и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства,
на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Отметим, что указанные академические права и свободы, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Кроме того, педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

- право на сокращенную продолжительность рабочего времени[1];

- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации[2];

- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования[3];

- иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В рабочее время педагогических работников в зависимости
от занимаемой должности включается учебная (преподавательская)
и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая
и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности
и квалификации работника.

Так, например, педагогическая нагрузка для профессорско-преподавательского состава при увеличении доли практической подготовки должна быть включена в учебную (преподавательскую) работу педагогического работника.[4]

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учётом особенностей, установленных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования
к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Федеральным законом № 273-ФЗ также установлен перечень обязанностей и ответственности педагогических работников.
В частности, педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой;

- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- учитывать особенности психофизического развития обучающихся
и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности
в порядке, установленном законодательством об образовании;

- проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

- проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда[5];

- соблюдать устав образовательной организации, положение
о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Также Федеральным законом № 273-ФЗ установлен ряд запретов,
а именно:

- педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;

- педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной
или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности,
их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных
и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся
к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками установленных обязанностей, указанных выше, должно учитываться при прохождении ими аттестации.

Особую категорию составляют научно-педагогические работники, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что на таких работников образовательных организаций распространяются также права и обязанности, предусмотренные законодательством о науке и государственной научно-технической политике, согласно которым научно-педагогические работники имеют право:

входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;

выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество;

бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами образовательной организации.

В число обязанностей данной категории работников законодательством о науке и государственной научно-технической политике входит:

формирование у обучающихся профессиональных качеств
по избранным профессиям, специальности или направлению подготовки;

развитие у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

Необходимо отметить, что деятельность образовательных организаций невозможна без участия работников, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (далее – обеспечивающие должности).

Право на занятие указанных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих обеспечивающие должности, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.



[1]Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой
в трудовом договоре» (далее – Приказ).

В соответствии с Приказом, продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата
за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы,
не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором.

Приказом установлено, что за педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность); сохраняется объём учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов).Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя,
за исключением ликвидации организации.

[2]Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

[3]Статья 335 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644(ред. от 29.06.2020) «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года»

[4] Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 № МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов» (вместе с «Вопросами-ответами в части правового регулирования практической подготовки обучающихся»).

[5] Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда
и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»)

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо