Главная / Важные документы / На профсоюзный стенд

К Дню Учителя: «Сперва любить - потом учить!»

Пресс-служба Профсоюза. 03.10.2016
Печать

Именно таким на протяжении десятилетий был и остаётся девиз системы воспитания и обучения в Малаховской школе.

В Косихинском районе немало сельских школ, в каждой - свой микроклимат, свои открытия и традиции. Но есть и нечто общее. Сегодня, как и прежде, сельская школа - это особая атмосфера, особый дух теплоты, дружбы и сотрудничества учителей, детей, родителей.

Тишина, размеренная жизнь, относительная безлюдность - всё это наружная, кажущаяся сторона деревенской жизни. На самом же деле за внешним спокойствием и бездействием сокрыта от глаз стороннего наблюдателя огромная работа сельской власти и стремление деревенского люда не только выживать в сложных условиях, но и жить в достаточном комфорте.

Малахово-3

Минули времена, когда простой архангельский паренек Михаил Ломоносов отправился из далекой глубинки в столицу за образованием. Сейчас и сельские школы обзавелись Интернетом, здесь не в диковинку и прочие достижения науки. И все же за последние годы проблем у школы не стало меньше. И, тем не менее, сколько творческих начинаний на счету именно сельских педагогов! Сегодня считается, что бренд школы – это конкурентоспособные учитель и ученик. А могут ли они, работающие и обучающиеся в малокомплектной школе, быть таковыми? Могут!

Малаховская школа, какая она? В ней прочный педагогический коллектив - значит, она мудрая. Здесь много улыбающихся лиц - значит, счастливая. В школе всегда рады своим выпускникам - значит, она гостеприимная. Здесь готовы помочь каждому - значит, школа добрая. Сюда многие бывшие ученики приводят своих детей - значит, она любимая!

Малахово-4

За всем этим стоит кропотливый труд педагогов-подвижников, которые  не сетуют на трудности, а работают, подавая пример другим. Учителя внедряют новые программы и уверенно ведут за собой детей. Учащиеся побеждают в районных, краевых и Всероссийских конкурсах, поступают не только в местные, но и столичные университеты.

Малаховская школа имеет давнюю историю. Первое упоминание о ней датируется аж 1880 годом. А с 1902 года можно проследить профессионально глубокую, насыщенную, интересную её жизнь.

До революции школа размещалась в обыкновенной крестьянской избе. Но тяга малаховских жителей к знаниям была неистребимой. Уже в 20-х годах в разных частях села было несколько начальных школ.

Большое двухэтажное деревянное школьное здание было построено в 1927 году. Средства и проект были даны государством, а строительство велось методом народной стройки. Сначала школа была семилетней, потом средней. Нынешние старожилы, которым самим довелось учиться в старом здании школы, утверждают, что она и сейчас бы служила людям, но в 94-м году сгорела. Это было зимой. Учителям и ученикам пришлось ездить в соседнюю Украинку. Думали, ненадолго, но промаялись пять с половиной лет. Возводили новую школу, как и в начале века, всем селом. Зато уж, когда открывали ее - праздник был грандиозный. Ученики очень бережно относятся к новой школе. За много лет, прошедших после открытия, нет ни одной испорченной парты, ни одной царапины на стенах.

Малахово-5

«Школа досталась нам со своими традициями и правилами, со своими ценностями и ориентирами, - рассказывает директор Ольга  Сергеевна Назарова. - Школу в Малахово любили всегда. К ней по-особому относятся и стар, и мал. Сегодня под ее крышей разместился детский сад, который посещают все малолетние жители села, и за время своего беззаботного детства легко, играя, успевают пройти весь курс дошкольного образования, даже и не догадываясь об этом. Старшеклассникам дается начальное профессиональное образование с выдачей удостоверения тракториста-машиниста. Занятия идут по программе, разработанной совместно с институтом повышения квалификации работников агропромышленного комплекса».

В школе создана детская организация «Дружба», которая взяла под свою опеку ветеранов, малышей, престарелых и всех нуждающихся в помощи односельчан. А еще ребята занялись поисковой работой, собирая материалы для музея.

В профсоюзной организации состоят все работники школы. «Никто не выходит, только заходят, - шутит председатель первичной профорганизации Елена Георгиевна Гордеева. - Все работники: администрация, учителя, обслуживающий персонал школы объединены не только профессиональной деятельностью, но и досугом. Коллектив участвует в жизни каждого. Помогаем друг другу решать проблемы, радуемся и огорчаемся вместе».

Учителя и ученики – предмет особой гордости Малаховской школы. В числе выпускников немало почетных граждан, есть даже Герой Советского Союза и Герои Социалистического Труда, есть ученые и руководители краевого масштаба. Но самое главное – большинство педагогов школы – тоже ее выпускники. Уже сложились педагогические династии. Так, Лидия Александровна Карих более 30 лет преподает в школе русский язык и литературу и заведует школьным музеем. А ее мама, Мария Алексеевна Ярных, тоже выпускница школы, работала учителем в годы войны. Учитель в третьем поколении и Екатерина Тимофеевна Шершнева.

Малахово-2

Малаховская школа живет не только учебой, экзаменами, отметками. У учителей, детей и родителей есть содержательная жизнь, которая совершенно не укладывается в заданные рамки учебных стандартов и требований сверху. Здесь есть такие традиции общих больших праздников, театральных постановок и неприхотливых дискотек, глядя на которые, пожалуй, снисходительно улыбнутся городские жители.

Добрые традиции живы в школе и сегодня. Одна из них – празднование Дня учителя. Ученики с букетами цветов, нарядные учителя, тематическая выставка рисунков, день самоуправления, концерт и церемония награждения – главные атрибуты этого праздника в Малаховской школе есть. В этот день с особым уважением вспоминают ветеранов педагогического труда. Для них – торжественная встреча, цветы, концерт, угощение. В прошлом году на пришкольном участке заложили аллею учительской славы. «Деревья еще малы, но у них крепкие корни»,- говорят ученики. - Они возмужают, будут радовать жителей села своей зеленью, а мы будем помнить о своих замечательных наставниках».

Малахово-1

Малокомплектная школа живет жизнью семьи и села, приобщает детей к нравственной и материальной культуре, укладу сельской жизни. Вот и в Малаховской школе, как в большой дружной семье, принято ухаживать за могилами учителей – они здесь, недалеко от школы.    

Эта собственная жизнь никакими внешними инструкциями не определена. Она есть, потому что она есть. Потому что учитель - живой человек, потому что школа – живой организм. Потому что дети – живые. И потому что на каждом уроке обязательно происходит нечто, что не укладывается ни в какие заранее расписанные схемы. И вот это нечто и есть самое образовательно продуктивное. Это та каждодневная событийность, которая возникает в диалоге и взаимодействии живых людей, и это то, что невозможно запланировать никакими учебными планами и никакими педагогическими инструкциями.

В этом простом повседневном труде сельских педагогов в Малахово и ещё в тысячах школах нашей необъятной Родины, труде негромком и неярком, но сложном и кропотливом, и состоит то высокое служение, о котором не устает говорить новый министр образования Ольга Васильева. Без этого ежедневного маленького подвига невозможно будущее наших детей, будущее огромной страны.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо