Главная / Пресс-служба / СМИ о проблемах образования

В Общественной палате РФ обсудили перспективные направления противодействия коррупции в муниципальных образовательных учреждениях

Пресс-служба Профсоюза. 10.07.2013
Печать

  

Школа - не роскошь?

В Общественной палате состоялся круглый стол на тему «Противодействие коррупции в муниципальных образовательных учреждениях».

В мероприятии приняли участие члены ОП РФ Алексей Арбузов, Сергей Симак, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Алексей Никонов, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, министр образования Московской области Марианна Кокунова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Анастасия Зырянова, а также другие эксперты и общественные деятели.

Участники дискуссии обсудили актуальные вопросы и перспективные направления противодействия коррупции в муниципальных образовательных учреждениях, а также роль некоммерческих организаций и местных СМИ в решении данной проблемы.

По экспертным оценкам, в сфере образования осуществляется сегодня многомиллиардный оборот коррупционных средств, которые нарушают здоровую работу институтов образования. Поэтому коррупция в школе по достоинству признается социальной патологией, от которой общество нужно избавлять. Иначе возникает проблема воспитания и социализации детей в школах, которым прививаются коррупционные механизмы социального взаимодействия, а система подготовки и оценки знаний девальвируется.

По оценкам экспертов наиболее коррупционными аспектами образования являются:

- система управления выделенными на нужды образования коммерческими и бюджетными средствами

- существующая система поборов на реальные или вымышленные образовательные нужды;

- процедуры прохождения единого государственного экзамена

- процедуры поступления в престижные учебные заведения

Более того, участники круглого стола обозначили основные условия, которые способствуют коррупции в учебных заведениях:

- отсутствие необходимой нормативной базы, регламентирующей разработку и реализацию системы мер по противодействию коррупции в системе образования;

- резкое снижение социального статуса учителя, преподавателя;

- отсутствие прозрачной системы оценки качества образования, образовательных учреждений , профессионализма преподавателей.

Коррупция в системе средней школы берет свои истоки в Советском Союзе. Несмотря на то что принцип территориального зачисления в школу был единственным, практика подношений руководителям образовательных учреждений и учителям активно развивалась из-за существенной амплитуды качества образования в различных школах одного и того же населенного пункта.

Коррупция в 90-ые годы для системы образования стала принципом выживания. Учителя стали получать крайне низкую заработную плату, так как школы передавались муниципальным органам власти, у которых не было денег для достойного обеспечения педагогов. С тех пор зарплаты учителей значительно выросла, однако коррупционная практика по инерции стала частью современной системы образования. Сегодня школьные поборы стали инструментом селекции учеников и способом давления на родителей.

«Трибуна Общественной палаты» спросила у экспертов, как изживать из школы сложившуюся систему коррупционных практик.

Алексей Арбузов, член комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, член региональной общественной молодежной организации Республики Хакасия «Эдельвейс», заместитель председателя Общественной палаты Республики Хакасия:

- Были высказано множество позиций с разных сторон, в том числе и органы власти. К сожалению, министерство образования здесь не появились, но силовые структуры – Следственный комитет и МВД – озвучили свое видение данной проблемы. Очень много прозвучало информации от общественников, которые так или иначе занимаются подобными вопросами, и, самое главное, было включение с мест, которое позволило нам понять проблему на местах.

Информация противоречивая: есть разные ситуации, есть разные регионы. В некоторых действительно большую роль играют общественные и родительские комитеты и другие модификации этих структур. Им удается корректировать поборы. В некоторых случаях ситуация плачевная и достигает крупных масштабов.

Если говорить в целом, то у нас сегодня нет реальной системы, которая бы противодействовала коррупции на любом уровне, в том числе муниципальном и в сфере образования. Если и есть какие-то попытки противодействия, то это, как правило, против системы в целом и сложившихся отношений.

Сложно сейчас делать качественные выводы, мы их сделаем после того, как соберем всю информацию – нам коллеги обещали прислать тезисы. Но наша комиссия решила точно, что стоит заняться вопросом наделения муниципалитетов функцией финансирования в сфере образования. На муниципальном уровне есть ресурсы, но не всегда их хватает для того, чтобы обеспечить качественный образовательный процесс.

Я для себя давно сделал вывод на основании выступлений директоров школ на состоявшемся круглом столе, что на сегодняшний день в многих регионах директора настолько обложены различными наблюдательными комиссиями, что у них нет никакой возможности заниматься коррупционной деятельность при всем желании. К тому же в субъектах всеми финансовыми потоками занимается не директора школ, а управления образования. На уровне школ очень сложно заниматься коррупцией. Поэтому нужно работать в направлении муниципальных органов.

Сергей Волков, член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы государственного образовательного учреждения Центр образования № 57 г. Москвы:

- Проблема есть, об этом все знают, но я лично с ней не сталкивался как простой учитель – взяток не получал и давал. Поэтому мне трудно говорить об этой проблеме. О коррупции скорее нужно спросить у директоров школ, которые устраивают детей в школы, например. Я учитель, поэтому такие вопросы проходят мимо меня.

Я понимаю, что система образования финансируется не настолько, насколько она должна финансироваться, сколько школа обычно тратит. Поэтому директора обязаны привлекать другие средства. Основной вопрос в том, что те средства, которые люди готовы заплатить, передавались школе легально. Механизмы, которые бы помогали гласно привлекать родительские средства в образовании, существуют, и мы об этом знаем.

Одно из последних громких дел - это история с директорами челябинских двух школ, которым человек за устройство ребенка в какой-то конкретный класс принес деньги и сдал их полиции. Ведущие директора, один из которых возглавляет одно из лучших и самых сильных учебных заведений страны Александр Попов, были, видимо, вынуждены взять эти деньги на какую-то конкретную нужду, например, послать ребенка на олимпиаду. Этих денег не было, причем даже у богатого лицея, если он пошел на такой поступок. Поэтому, искореняя коррупцию, нужно понимать, почему она существует – потому что у нас неравный доступ к образованию – есть плохие школы и есть хорошие. Если устраивать детей в хорошую школу, а классы там, как правило, заполнены, то люди ищут по привычке обходные пути, особенно если есть для этого деньги. Что с этим делать?

Тут нет простых решений. Нужно искать и поддерживать школы, которые развиваются и их опыт распространять. Нужно искать людей, кто готов в школу вложить свою жизнь, чтобы директор был и управленцем, и педагогом, и чтобы понимал, как строится школа. К сожалению, сегодня директор как ключевая фигура в построении авторской сильной школы законодательством низведен на уровень бесправного человека, потому что директоров можно сейчас увольнять без объяснения причин. Это сильно сковывает директорам всю инициативу. Начальству нужен послушный директор, а не как Попов, который, условно говоря, наказан за то, что в прошлом году послал подальше полицейское начальство, которое требовало от него выдать координаты детей кавказской национальности. Попов ответил им, что у них в школе одна национальность – математика. Вот таких непокорных директором сжирает система, а без них не сделаешь ничего.

Без сильных директоров не сделать хороших школ. Без сильных учителей тоже: сейчас никто не знает, как восполнить стремительно стареющий учительский корпус кадрами, которые могли бы держать образование на уровне. Здесь должны быть системные решения, которые пока, к сожалению, государственные органы не представляют, какие это решения. У меня тоже нет ответа на эти вопросы, но я знаю, что надо давать расти тому, что растет само, и всячески показывать другим такие примеры, опыты и их распространять такие практики.

Источник: Общественная Палата РФ

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо