Главная / Мероприятия / Конкурсы

"Воспитатель года России - 2015", день четвёртый

Пресс-служба Профсоюза. 19.11.2015
Печать

Мастера показывают класс

Вчера они давали уроки, а уже сегодня выступают в качестве наставников для собственных коллег, и не только тех, кто присутствует в зале Московского государственного областного университета, но и для воспитателей всей страны, которые прильнули к экранам компьютеров в часы прямого эфира с конкурса "Воспитатель года России - 2015". К обеду четверга счётчик конкурсного сайта показал три тысячи просмотров.

Лауреаты состязания для работников дошкольного образования дают мастер-классы! За лучший, с точки зрения зрителей, мастер-класс, можно проголосовать при помощью СМС, что активно и делают коллеги, родители воспитанников, сами воспитанники и просто зрители.

В первом ряду актового зала Московского государственного областного университета - Большое жюри, самые искушённые эксперты, признанные авторитеты в сфере дошкольного образования.

У каждого лауреата всего 15 минут для того, чтобы научить зал или фокус-группу на сцене инновационной методике, какой-то своей "фишке" из богатого или пока не очень богатого педагогического опыта. Еще пять минут дается жюри, чтобы задать вопросы.

Первой выступила Екатерина Стафурова, воспитатель детского сада № 8 "Чебурашка" города Скопина Рязанской области. Она назвала свой мастер-класс "Магия анимации" и показала все этапы создания мультипликационного фильма. "Мультипликация в детском саду используется давно, - замечает Екатерина Александровна. - Важно, что у детей во время создания мультфильмов происходит воспитание чувств, личности и характера". Свой мультфильм конкурсантка и её коллега-подмастерье посвятили маме, ведь скоро в нашей стране День матери. Этапы создания мультика: замысел, раскадровка, изготовление фонов и персонажей, съёмка, монтаж, озвучивание, просмотр и анализ, демонстрация. Море в мультике нарисовано с помощью техники эбру. Короткое время мастер-класса не позволило довести работу прямо на сцене до финала. Но Екатерина Стафурова показала очень трогательный мультфильм, созданный ею в ночь перед мастер-классом.

"Поисковая экспедиция по Крыму за инновационными здоровьесберегающими технологиями", - так назвала свой мастер-класс инструктор по физической культуре детского сада № 107 "Боровичок" города Симферополя Республики Крым Наталья Белобородова. Сама Наталья Владимировна переоделась в стюардессу, а фокус-группа стала пассажирами самолёта. Первая остановка - изучение технологии бестинга. Следующая, в аэропорту Симферополя, посвящена борьбе со стрессом при помощи целебных мудр. Далее воображаемый самолёт приземлился в горах, там все занялись кинезиологической гимнастикой - тренировкой мозга. А ещё Наталья Владимировна показывала, каким образом и из чего делает нестандартное оборудование для полезных игр. Последняя остановка - в детском саду, где работает педагог.

Нина Деркаченко, воспитатель Центра развития ребёнка - детского сада № 1 "Журавушка" города Королёва Московской области, вызвала живой отклик зала своим вопросом: "Есть ли у вас книжка, любимая с детства?". Стали называться различные произведения. И затем пришли к выводу - мы помним всю жизнь книги, которые нам читали родители. Пытаясь возродить традиции семейного чтения, Нина Владимировна вместе с родителями своих воспитанников реализовала проект "Читающая гусеница". Фокус-группам лауреат предложила выступить в роли родителей. Каждой группе была предложена своя форма работы: "Читаем и обсуждаем" (рассказ Валентины Асеевой  "Отомстила"), "Читаем и играем" (сундучок с предметами, задача - придумать игры), "Читаем и придумываем" (задача - придумать сказку на основе богородской игрушки). Все группы прекрасно справились с заданиями. А Нина Деркаченко пригласила к дальнейшему сотрудничеству весь зал.

Интересное наблюдение сделала воспитатель автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Планета детства "Лада"", структурного подразделения Детского сада № 175 "Полянка" города Тольятти Самарской области Оксана Любавина. Оказывается, у современного ребёнка вопрос "Зачем?" пришёл на смену вопросу "Почему?". Вместе с залом Оксана Сергеевна проанализировала эти вопросы: хочет ли ребёнок выяснить причины, цель, следствие, личностные смыслы, когда задаёт эти вопросы? Это важно, ведь информационное пространство современного дошкольника избыточно и многозначно. Вывод: вопрос "Почему?" шире по значению, вопрос "Зачем?" ориентирован только на результат. Но важны оба вопроса. Затем Оксана Любавина рассказала, как использует технологию веб-квеста, делает со своими воспитанниками лэпбуки.

Татьяна Гилева, воспитатель Центра развития ребёнка - детского сада № 258 города Омска, представила приёмы развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс, используемый при рассматривании картины или репродукции, включает приём акцентирования, приём вхождения в картину, приём сравнения, приём экспериментирования, приём сочинительства. Методику Татьяна Васильевна демонстрировала на примере картины Исаака Левитана "Озеро. Русь". Впрочем, название картины весь зал узнал позже, сначала мы сами пытались дать пейзажу имя. А фокус-группа экспериментировала: смешивала краски на палитре, сравнивала вату и синтепон с облаками на картине, придумывала, на что похож луч фонарика…

Технология создания лэпбука, или интерактивной тематической папки, опять прозвучала со сцены, уже из уст воспитателя детского сада № 88 Санкт-Петербурга Натальи Одинцовой. Это не новая технология, но в детских садах её используют не часто. Создать части лэпбука Наталье Николаевна помогли коллеги, они за короткое время успели сделать то, что на что у малышей в саду уходит неделя. Тема данного лэпбука - "Крахмал". В самодельную книгу попали плоды, в которых есть крахмал, схема изготовления крахмала из картофеля, стихотворный рецепт приготовление киселя. Там же оказались накрахмаленные части одежды для кукол. Ещё фокус-группа определяла с помощью йода содержание крахмала в продуктах, результаты этих исследований тоже отправились в лэпбук.

Необыкновенные возможности обыкновенных игрушек демонстрировала воспитатель прогимназии № 14 "Журавушка" города Бугульмы Республики Татарстан Людмила Барабошкина. Она использовала на своём мастер-классе "вечные" игрушки, в которые дети играли, играют и будут играть всегда, - неваляшки, кубари, волчок, пирамидку, калейдоскоп… Людмила Анатольевна показала, как работает алгоритм детской исследовательской практики. Первый этап - мотивация. Второй этап - сама исследовательская практика, исследуя предметы, дети находят общий признак. Третий этап - занимательные аналогии, нахождение по аналогии заданного признака в других предметах. Четвертый этап - создание новых игрушек. Их делают самостоятельно или с помощью схемы. Фокус-группа смастерила неваляшку, а затем телескоп из калейдоскопа. Поработал и зал - зрители сделали бабочку-балансир из бумажной фигурки и скрепок.

Учитель-дефектолог детского сада № 391 "Ёлочка" города Новосибирска Ольга Протасова назвала свой мастер-класс "Как прекрасен этот мир!", но для детей, о которых говорила Ольга Викторовна, мир, увы, совсем не прекрасен. Все больше ребят, к сожалению, рождаются со зрительной патологией. Участники фокус-группы Ольги Протасовой сумели понять, как чувствуют себя такие дети, им помогли очки-симуляторы, моделирующие различные зрительные нарушения. Зал также пережил страшные ощущения, просматривая слайды, на которых прекрасный мир виден очень нечетко или в жутких пятнах… Фокус-группа рассказала, как непросто было выполнять задания в специальных очках. Ольга Протасова рассказала, как она помогает детям с патологиями зрения познавать мир. Ольга Викторовна создает сенсомоторные панно с аппликациями, которые стимулируют различные анализаторы. Например, снеговик скрипит, как будто сделан из настоящего снега. Уточки изготовлены из мягкого материала. На новогодней ёлке крепятся бубенчики. И так далее. Причём эти панно можно использовать и для развития здоровых ребятишек.

На обрядовый праздник эвенкийского народа "Бакалдын" пригласила всех коллег Галина Майданова, музыкальный руководитель детского сада № 48 города Амурска Хабаровского края. Участники фокус-группы пели, играли на инструментах и показывали ритмические движения. Фонопедические упражнения вызвали большое оживление в зале, но нужны они не для смеха, а для развития музыкальных способностей и даже здоровьесбережения. Воспитатели скрипели, шептали, кричали, издавали звуки губами и глухо бормотали на выдохе. Упражнения понравились всем! Они связаны с культурой эвенков, но в других регионах России их можно использовать, изменив названия животных и другие ключевые понятия. В финале мастер-класса все встали в хоровод дружбы.

В мир тактильно-кинестетических игр погрузила участников конкурса, жюри и сопровождающих учитель-логопед детского сада № 123 города Мурманска Оксана Корчагина. Разговор пошёл о звуках. С чем мы ассоциируем различные звуки? В основе формирования ассоциативных связей могут лежать разные критерии - цвет, форма, величина, материал, части, действие. На экране появилась видеозапись, в которой ученики Оксаны Корчагиной рассказывали о своих ассоциациях. Оксана Валерьевна придумала информативные теремки, в которых живут звуки. Так, звук "Р" живёт в розовом теремке, звук "Л" - в теремке лунного цвета. Звуки ездят на паровозике... "Раскрасим звуки в разные цвета. Это просто! И никаких стереотипов", - призвала Оксана Корчагина. Коллеги в знак согласия запустили в зале бумажные разноцветные самолётики.

День завершился экскурсией по дождливой столице. Новогодняя погода растаяла, как и снег, осень вернулась в Москву…

Специальный корреспондент "Учительской газеты" Оксана Родионова

Источник: Сайт конкурса

Другие публикации по темам:

Конкурс «Воспитатель года России»

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо