По вопросу «Кадровая ситуация в системе образования Курганской области"
Сегодня муниципальная власть должна проводить собственную кадровую политику и разрабатывать свои механизмы для привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях.
Меры социальной поддержки молодых специалистов установлены только в 11 из 26 муниципальных образований Курганской области в виде единовременной денежной выплаты.
Размер предоставляемой льготы |
Город, район |
1 средняя з/п по экономике |
Сафакулевский |
3 оклада |
Шадринский |
6 окладов |
Далматовский |
2 оклада |
Шатровский |
6 окладов |
Кетовсикй |
30 тыс. руб |
г. Шадринск |
50 тыс. руб |
г. Курган |
2 оклада |
Каргапольский |
2 оклада |
Альменевский |
2 оклада |
Белозерский |
1 оклад |
Шумихинский |
10 тыс.руб |
Мишкинский |
В ряде районов ведётся работа по привлечению и сохранению педагогических кадров в школах. Так, в Каргапольском районе на протяжении многих лет работает районная Школа учителя-стажера, в Шадринске - программа «Молодые специалисты», «Школа молодого специалиста» в Частоозерском и Шатровском районах и др. Но в половине территорий области этому вопросу уделяется минимальное внимание.
В мае 2014 г. Молодёжным Советом обкома Профсоюза проведено анкетирование среди студентов предпоследнего и последнего курсов, получающих педагогическую специальность в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Участниками стали 100 человек из Курганского педагогического колледжа, в том числе из Куртамышского филиала, Катайского профессионально-педагогического техникума, Мишкинского профессионально-педагогического техникума, 56 – из Шадринского государственного педагогического института.
Студенты учреждений СПО сделали следующий выбор. На вопрос анкеты «Почему вы поступили на педагогическую специальность?» выбрали ответ: «Хочу быть педагогом» - 39 студентов, «Посоветовали родители» - 9 студентов, «Порекомендовали учителя» - 6 студентов, «Где- то надо учиться» - 43 студента, 3 студента дали свои ответы.
На вопрос «Намерены ли вы работать педагогом после окончания учёбы» предлагалось шесть вариантов ответов. Ответ: «Хочу работать по специальности» - выбрали 24 студента, «Работать педагогом престижно» выбрал 1 студент, «Намерен сделать карьеру в системе образования» - ни одного выбора, 34 из 100 - пойдут работать педагогами, если не смогут нигде трудоустроиться.
Студентам, кто не пойдет работать по педагогической специальности, были предложены варианты причин. Выбор оказался таков:
- «Низкий уровень заработной платы» -30 студентов,
- «Трудно сделать карьеру» - 8 студентов,
- «Преподавание - не мое призвание» - 12 студентов,
- «Высокий уровень стресса на работе» - 24 студентов,
- «Непрестижная работа» - 26 студентов.
Анализ анкет студентов УВПО ШГПИ. Из 56 опрошенных хотят быть педагогом -14 студентов, т.е.25%. Выбрали ответ: «Посоветовали родители» - 10 студентов – 17% , «Где-то надо учиться» -6 студентов – 11%, ни один из опрошенных не выбрал ответ «Порекомендовали учителя». Остальные дали свои ответы. Собираются работать в образовательном учреждении 22 студента, т.е. 39%. Из них 4 студента намерены сделать карьеру в системе образования, 4 студента – считают, что это их призвание, 2 студента-уверены, что работать педагогом престижно. Те студенты, которые не пойдут работать по педагогической специальности, указывают в большинстве причин – 78,5% - низкий уровень заработной платы.
Одновременно Молодёжным Советом обкома Профсоюза проведено анкетирование молодых специалистов, приступивших к работе в образовательных учреждениях с прошлого учебного года. В анкетировании приняли участие 48 молодых педагогов из Шадринского, Мокроусовского, Шатровского, Половинского, Куртамышского, Звериноголовского, Каргапольского, Притобольного районов и города Шадринска. Среди них с высшим образованием - 27 человек (большинство закончили Шадринский государственный педагогический институт, Курганский госуниверситет – 2 человека), со средним профессиональным – 21 педагог, 20 - выпускники Курганского педагогического колледжа, в том числе Куртамышского филиала, один педагог - выпускник Катайского профессионально – педагогического техникума. По специальности в образовательные организации области устроились работать – 34 человека. Удовлетворены местом работы 24 молодых специалиста (50%). Частично удовлетворены - 16 человек (33%), не удовлетворены - 8 (17%).
Молодым специалистам на вопрос «Чего не хватает вам для осуществления педагогической деятельности» было предложено выбрать по два варианта. Выбор распределился следующим образом, большинство (83%), указали на недостаточное обеспечение современной материально-технической базы, выбрали «Не хватает общения с молодыми специалистами» - 67% опрошенных, 32 человека, т.е. 67%., молодых специалистов не удовлетворены уровнем заработной платы, 35% не удовлетворены отсутствием благоустроенного жилья.
Сегодня главной задачей является то, чтобы молодые специалисты оставались работать и дальше на своих местах, поэтому необходимо предпринимать конкретные решения по выполнению требований, которые вполне справедливы и во многом исполнимы. По результатам тестирования удовлетворены в той или иной степени местом своей работы 83% молодых педагога. Они в первую очередь высказываются о проблемах, касающихся профессиональной деятельности, заботятся о достойном результате своего труда, желают непременно развиваться, опираясь на опыт педагогов со стажем и на обмен информацией со своими молодыми коллегами.
Если главы районов смотрят в будущее, планируют развитие своей территории, то именно осмысленная муниципальная кадровая политика должна быть приоритетной. Хорошо бы оценивать эффективность работы муниципалитетов в сфере образования не только по критерию «эффективность образования», то есть доступность общего и дополнительного образования, качество учебных результатов, социализация детей и подростков, охрана и укрепление физического здоровья обучающихся, но и по критерию - «финансирование образовательных эффектов», то есть вклад управленческой деятельности в конечный результат работы системы. Муниципалитеты наглядно увидят результат своих действий или бездействия, а главное, его увидит общество. Не создавая на местах условий для привлечения молодёжи в учреждения образования, трудно получать желаемый результат по первому критерию.