Главная / Документы / Официальная информация

В начале года снова педагогическая общественность Зауралья встретилась с депутатом Государственной Думы ФС РФ 7-го созыва от Курганской области А.В. Ильтяковым

Пресс-служба Профсоюза. 20.02.2018
Печать

19 февраля 2018 г. состоялась вторая встреча педагогической общественности области с Депутатом Государственной Думы А.В. Ильтяковым. Александр Владимирович начал своё выступление со слов благодарности педагогам, умеющим хорошо обучать и воспитывать детей. «Конечно, не должно быть существенной разницы в оплате труда учителей, живущих в разных регионах одной страны», - согласился с присутствующими депутат ГД РФ.

С первой встречи, которая прошла с педагогами области 12 декабря 2017 года в Курганском областном комитете Профсоюза работников образования и науки РФ, прошло два месяца. Была проведена определённая работа по решению проблем, высказанных общественностью в декабре 2017 года, о которой рассказала председатель областной организации Профсоюза работников образования и науки РФ Охапкина Е.Н.

Педагоги говорили:

1) о загруженности дополнительной отчётностью, особенно по индивидуальному написанию рабочих программ. В прошлый год первым заместителем Министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк и председателем Профсоюза работников народного образования и науки РФ Г.И. Меркуловой были подписаны рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей. В связи с этим в Региональное отраслевое соглашение между Курганской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Департаментом образования и науки Курганской области были введены дополнения в Раздел  III  «Рабочее время и время отдыха» следующего содержания:

«3.20. Согласно п. 1 ч. 1 ст 48 Закона № 273 педагогические работники обязаны обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой. В соответствии с ч. 9 ст. 2 указанного закона, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) являются компонентами основной образовательной программы, которая в соответствии с ч. 5 статьи 12 Закона № 273 самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

3.20.1. Педагогические работники пользуются правом на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), т. е. предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя (п. 5 ч. 3 ст. 47 Закона № 273).

3.20.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

3.20.3. Работодатель:

предусматривает распределение должностных обязанностей по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) между несколькими учителями, не включая такие обязанности, например, в трудовые договоры с лицами, впервые поступившими на работу по специальности, в течение первых двух лет после получения ими среднего профессионального или высшего образования;

обеспечивает свободный доступ учителей к утверждённым рабочим программам организации для использования их в работе, в том числе для реализации права на участие в разработке на их основе (например, в ходе апробации) усовершенствованных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

не ограничивает при утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) право учителей на использование как типовых (без необходимости их перепечатки), так и авторских рабочих программ при соответствии их требованиям ФГОС.

3.20.4.  Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) не имеют обязательной типовой структуры.»

 

2) об обеспечении учебниками в школе.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (далее - учебники и учебные пособия) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

При этом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая и расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, средства, необходимые на приобретение учебников и учебных пособий, включаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в субвенции местным бюджетам. Федеральным законом не предусматривается возможность уменьшения размера предоставляемой субвенции местным бюджетам на указанные цели при непосредственной передаче закупленных учебников и учебных пособий.

Следовательно, закупка учебников и учебных пособий для обеспечения муниципальных образовательных организаций осуществляется на муниципальном уровне.

Такая закупка учебников и учебных пособий органами местного самоуправления, образовательными организациями, являющимися муниципальными казенными и бюджетными учреждениями, с 1 января 2014 года осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44).

Закупка может быть произведена органами местного самоуправления централизованно с целью обеспечения всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями (централизованная закупка в соответствии со статьей 26 Закона № 44), либо произведена муниципальными образовательными организациями самостоятельно за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг.

При этом в случае проведения закупки органами местного самоуправления, необходимо учитывать, что выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться образовательными организациями (ч. 4 ст. 18 и п. 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона).

Также Законом № 44 предусмотрена возможность проведения совместных аукционов двумя и более заказчиками.

Согласно ст. 25 Закона № 44 при наличии у двух и более заказчиков (образовательных организаций, органов местного самоуправления) потребности в одних и тех же товарах (учебники и учебные пособия) такие заказчики вправе проводить совместные аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 44. Контракт с победителем, либо победителями совместного аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. Причем в качестве заказчика могут выступать как муниципальные образовательные организации, так и органы местного самоуправления, проводя совместные закупки для нужд нескольких муниципальных образований.

Организатором совместного аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение такого аукциона.

Организатор совместного аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный аукцион.

Таким образом, на уровне муниципальных образований закупки учебников и учебных пособий за счет средств субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации могут быть осуществлены с использованием централизованных схем, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Кроме того, несколько муниципальных образований также могут проводить централизованные закупки учебников и учебных пособий на межмуниципальном уровне (совместные аукционы).

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Формирование списка учебников, учебных пособий для осуществления выбора используемых при реализации образовательных программ осуществляется посредством:

1) инвентаризации библиотечных фондов. Работник библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с педагогическими работниками анализируют состояние обеспеченности фонда библиотеки учебниками, выявляют дефицит. Результаты инвентаризации утверждаются заведующим библиотекой и передаются директору;

2) формирования под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, с участием педагогического коллектива списка учебников из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ, планируемых к использованию в новом учебном году. Список согласовывается с коллегиальными органами управления и утверждается директором;

3) составления заявки на приобретение учебников, учебных пособий, в том числе в электронной форме и направление ее в орган управления муниципального района (городского округа), либо осуществления закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет средств, полученных из бюджета на оказание муниципальных услуг. При заключении договоров на поставку учебников необходимо:

а) предусматривать возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию учебников или возможность возврата денежных средств;

б) учитывать, что одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.

Что касается прав, связанных с пользованием материально-техническими, информационными ресурсами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то данные права педагогических работников подлежат регламентации на уровне каждой организации. Что касается педагогических работников, то имеющееся нормативное регулирование на уровне образовательных организаций, как правило, регламентирует пользование методическими услугами (фондами) образовательной организации.

Наиболее распространенной практикой является принятие актов о методическом кабинете (положение) и пользовании методическими услугами (порядок). Так, в положениях о методических кабинетах образовательных организаций, как правило, устанавливается порядок обеспечения пользования педагогами учебными и методическими пособиями, дидактическими играми, методическими разработками и информационно-коммуникационными сетями. Методический кабинет формирует фонд учебной литературы, пособий, материально-технические средства, информационные источники, видеотеки, осуществляет учет объектов, входящих в данный фонд, обеспечивает их сохранность и несет за них материальную ответственность. Методические кабинеты осуществляют информационное обслуживание педагогов посредством предоставления информационных ресурсов на различных носителях; поддерживают деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.). Образовательная организация создает комплект учебников, учебно-методической литературы, художественных, научных, справочных, педагогических и научно-популярных произведений, обеспечивает доступ педагогических работников к информации посредством использования методических, информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); игровом (дидактические игры и пособия); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях при условии компьютеризации библиотеки.

 

3) по поводу оплаты труда за дополнительную работу, связанную с производственной необходимостью.

 

Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации и образования работника (ст. 129 ТК РФ).

Согласно п. 2.7 приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования устанавливается норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы.

Вы должны руководствоваться не п. 30 Постановления Правительства Курганской области от 20 мая 2013 г. № 210, а Разделом VI. «Порядок и условия установления выплат компенсационного характера», п. 48 «Сверхурочная работа оплачивается в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации» и п. 49 «Доплата за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы определяется в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации», т.е. определяется трудовым договором и работнику производится доплата.

В Региональном отраслевом Соглашении п. 6.1.19 «Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период - оплачивается за первые два часа работы не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее, чем в двойном размере. Конкретные размеры определяются в коллективном договоре. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.»

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Так как при норме 36 часов в неделю работа воспитателя после 36 часов является сверхурочной, доплата производится согласно ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Для оплаты сверхурочной работы воспитателя заведующая детским садом издает соответствующий приказ.

 

4) об увеличении базового оклада.

 

Областной комитет Профсоюза обратился к и.о. директора Департамента образования и науки Курганской области Хмелёву Г.Г.

«В связи с повышением МРОТ с 1 января 2018 г. в размере 9489 руб., а с учетом уральского коэффициента 10912,35 руб., у административно-хозяйственных работников и у педагогических работников образовательных организаций сблизились уровни заработной платы. Между тем, в законодательстве Курганской области есть механизм увеличения размеров базовых ставок, должностных окладов, предусмотренных Примерным положением об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений области, утвержденном постановлением Правительства Курганской области от 20 мая 2013 г № 210, а также постановлением Правительства Курганской области от 10 сентября 2013 г. N 422. Последнее увеличение базовых ставок педагогических работников в среднем на 15% проводилось с 1 сентября 2015 года.

Необходимость увеличения базовых тарифных ставок, должностных окладов согласуется с федеральными «Едиными рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2018 год», утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, подписанного координатором Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений О.Ю. Голодец. В нём регионам предложено перераспределить средства, предназначенные на оплату труда так, чтобы доля условно-постоянной части заработной платы работников в виде ставок была не ниже 70%.

Прошу выйти с предложением в Правительство области о внесении изменений в указанные постановления Правительства в части увеличения ставок (окладов) педагогическим работникам».

Ответ Департамента образования Курганской области от 30.01.2018 г. № 202/7.

«Уважаемая Елена Николаевна!

Рассмотрев предложение о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Курганской области, регламентирующие вопросы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций Курганской области в части индексации размеров базовых тарифных ставок, окладов (должностных окладов), Департамент образования и науки Курганской области (далее - Департамент) поддерживает Вашу законодательную инициативу.

Подготовка соответствующего проекта постановления Правительства Курганской области, а также финансово-экономического обоснования поручено специалистам Департамента.

В настоящее время Департаментом разработаны и направлены во все муниципальные органы управления образованием рекомендации по вопросам оплаты труда, в том числе и по вопросам формирования фонда оплаты труда и правовому закреплению основополагающих принципов в правовых актах муниципального образования и локальных актах образовательных организаций.

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в решении вопросов защиты прав работников образовательных организаций и развитие социального партнерства.»

 

5) об увеличении на 20% компенсационной выплаты сельским педагогам.

 

«Проект закона Курганской области «О внесении изменений в закон Курганской области «о правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области»

Статья 1.

Внести в Закон Курганской области от 30 августа 2013 года № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 24.1 изложить в следующей редакции:

«1. Педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1440 рублей (далее - компенсация).

Компенсация предоставляется указанным в абзаце первом настоящего пункта лицам, для которых работа в образовательных организациях, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организациях является основным местом работы».

 

На нынешней встрече педагоги предлагали Александру Владимировичу выйти с предложениями по установлению единой базовой единицы оплаты труда во всех регионах или установлению единого подхода к оплате труда педагога, о подготовке в организациях высшего образования всё-таки не бакалавров, а учителей-предметников, обучающих методике преподавания предмета и проходящих большую педагогическую практику в рамках программы высшего образования и др.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо