Главная / Из территориальных организаций / Нововаршавская РО

«Люди, воспитывающие нацию…»

Пресс-служба Профсоюза. 01.02.2017
Печать

Какими качествами сегодня должен обладать учитель, работающий в условиях интенсивно меняющегося мира? Какова его миссия в современном образовательном процессе? По пути поиска ответов на эти вопросы отправились участники муниципального педагогического форума «Люди, воспитывающие нацию…», прошедшего 28 января на базе Нововаршавской гимназии Омской области. Представители Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ были в числе участников мероприятия.

Особенностью этого образовательного события стало то, что все присутствующие разной степени погруженности в педагогическую профессию разделились на целевые группы Обучающимся муниципального педагогического класса, студентам Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ), молодым педагогам, руководителям школ Нововаршавского района, представителям университета и комитета облпрофорганизации, объединенным в смешанные разновозрастные микропедагогические коллективы, предстояло прожить один день в роли ученика педагогического класса.

Выступая перед собравшимися с приветственным словом и рассуждая о миссии учителя, Зоя Аркадьевна Халюта, председатель комитета по образованию Нововаршавского района, привела слова известного советского и российского психолога В.П. Зинченко: «Учитель – посредник, и тогда он значит. Не посредник – не значит…». Связывая времена – историческое и конкретно жизненное – учитель должен стараться быть посредником. «Значить» – в нашей профессии – это принципиально! «Значить» – значит взять на себя эту миссию и стараться стать посредником. И сегодняшняя встреча призвана ускорить восхождение к «значить».

В продолжении пленарной части был поднят еще один серьезный вопрос – вопрос педагогической преемственности. Все возрастающую актуальность ему придает тревожная кадровая ситуация в отрасли. Сегодня в школах работает много педагогов, возраст которых приближается к пенсионному. Недостаток молодой смены учителей особенно ощущается в сельских учреждениях образования. За многие годы накоплено колоссальное педагогически ценное наследие, дальнейшее сохранение которого требует не просто музеефикации и заключения под колпак памяти, а активной трансляции и передачи его молодым.

Как воспитать достойного педагога-гражданина? Опыт организации педагогического класса в нововаршавской системе образования – один из способов ответа на этот вопрос. Здесь в системе лучшими педагогами района прививаются знания о профессии ученикам 9–11 классов. Оценку этой работе дают сами дети. Иван Рычков рассуждает так: «Каждый урок в педагогическом классе для меня – это новое открытие, которое помогает мне и как будущему педагогу, и в обычной жизни школьника. Благодаря педклассу я утвердился в своем желании стать учителем».

Завершением пленарной части стало выступление представителей волонтерских отрядов ОмГПУ. Ребята презентовали волонтерские движения, направления работы и конкретные инициативы, наглядно убеждали участников в значимости такого качества у учителя, как добровольчество.

Дальнейшее движение по пути педагогических ценностей современного учителя каждая команда участников продолжила самостоятельно по своему маршруту в сопровождении волонтера форума. Путешествие по миру ценностей включало посещение площадок «Убедительность», «Вдохновение», «Образ учителя», «Найди верное решение», «Волонтерская». Особенностью каждой остановка стал ценностно-деятельностный подход.

Изначально в каждом ребенке живут чистота и вера, любовь и созидание, его внутренний мир прекрасен. И именно от учителя – его образа жизни и мыслей, веры и любви, от его культуры зависит сохранение в детях этих ценностей. О значимости роли культуры в жизни педагога, об ответственности в воспитании будущих поколений, которая ложится на учителя, участники смогли узнать от Нины Глеклер, учителя МХК, модератора проекта на площадке «Вдохновение».

Погрузиться в размышления о жизни образа учителя в памяти своих учеников, командам было предложено на станции «Образ учителя». Парадокс человеческой памяти заключается в том, что первого учителя, можно просто не запомнить, как и многих других учителей. И только от понимания и осознания педагогом своей значимости в жизни каждого ребенка, ответственного духовно-нравственного отношения к своей миссии зависит, будут ли его помнить ученики. Участники погрузились в музей памяти заслуженной учительницы РФ К.Т. Лакетко и на основе исторических источников – писем, открыток и пожеланий ее учеников, выводили закономерности запечатления образа учителя в памяти.

Какое качество учителя помогает эффективно преподносить и закреплять в детях уверенность в необходимости усвоения знаний и желание их получать? Убедительность! Педагог, владеющий «убедительными» технологиями безусловно, будет иметь успех, а его предмет обязательно окажется востребованным. Инструменты преподнесения информации и алгоритм убедительной презентации любых идей стали содержанием работы площадки «Убедительность» под руководством Константина Диянова, учителя истории, модератора проекта. Участникам, микрогрупп, было предложено попрактиковаться и, представив себя в роли убедительного маркетолога, продать указку учителю, который привык обходиться без нее и не имеет к этому атрибуту никакого интереса. Наглядность и убедительность выступлений участники процесса оценивали сами.

Современный педагог – это тот, кто умеет общаться, находить подход к каждому ученику, работать в команде внутри педагогического, ученического, родительского сообществ. На площадке «Волонтерская» команды оказались вовлечены в тренинг «Циферблат» по развитию эффективной коммуникации. Даурен Джумалинов, председатель объединённого совета обучающихся ОмГПУ, провел практическое занятие на формирование умения общаться, знакомиться. Участники тренинга – ученик и директор школы, молодой педагог и студент непринужденно знакомились и беседовали на темы «Мой любимый урок в школе», «Моя Родина – Сибирь», «Если бы я был супер-героем…». У них это неплохо получалось.

Ежедневно учитель сталкивается с ситуациями принятия решения, от верности которых зависит эмоциональный микроклимат в классном, родительском, педагогическом коллективах. Секреты успешного разрешения конфликтов группы познавали в ходе психологической ролевой игры, проходившей в сопровождении психолога Алены Шаровой. Участники, вживаясь в роли директора и родителя, ученика и учителя, научились по-разному воспринимать конфликтные ситуации и понимать важность учета позиций всех сторон.

Площадки муниципального педагогического форума «Люди, воспитывающие нацию…» стали ценностно-обогащенной практико-ориентированной средой, которая помогла одним определиться в выборе, а другим – в нем утвердиться. По словам Даны Булгаковой, одной из участниц мероприятия, оно уникально тем, что позволило объединить в одном общем деле одной общей целью и школьников, и студентов, и преподавателей. «Благодаря этому я еще раз пришла к выводу, что сделала правильный выбор, поступив в Омский государственный педагогический университет!».

Какими же качествами должен обладать современный учитель – умением быть убедительным, анализировать педагогические ситуации и принимать решения, умением вдохновлять окружающих и находить вдохновение, ответственным отношением к образу учителя, умением взаимодействовать и работать в команде? Каждый в анкетах обратной связи отметил те характеристики, которые оказались особенно близкими для него. Благодаря форуму все участники не только смогли расширить свои представления о профессии педагога, раскрыть ее новые ценностные аспекты, но и поразмыслить над ее истинным предназначением – воспитание нации.

Подводя итоги Надежда Чекалева, директор Института инновационного и инклюзивного образования ФГБОУ ВО «ОмГПУ», отметила, что на самом деле мы не всегда понимаем, какую ответственность несем перед будущим, какой образ мы оставляем в своих учениках, а это – мировоззренческие вопросы в становлении профессиональной жизни каждого педагога. И данный форум позволил каждому примерить на себя, осмыслить эти ценности. Значимость состоявшегося события подчеркнул и Евгений Дрейлинг, председатель Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, обратив особое внимание на актуальность проекта муниципального педагогического класса, призванного воспитывать будущие педагогические кадры со школьной скамьи.

Завершился форум вручением благодарственных писем, сертификатов участником и памятным фотографированием.

Новые формы профессиональной ориентации позволяют по-иному раскрывать особенности учительской профессии. И только объединяя усилия, мы можем рассчитывать на успешное решение кадровой проблемы в образовании!

 

Александра Диянова,

ведущий специалист Муниципального бюджетного учреждения

«Ресурсный центр развития и сопровождения работников образования» Нововаршавского муниципального района Омской области, член Омского Совета молодых педагогов при Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки.

 

 

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо