Главная / Деятельность / Год педагога и наставника

Рассказ о совершенных учителях…

Пресс-служба Профсоюза. 09.09.2023
Печать

Указом Президента России Владимира Путина в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год посвящён в нашей стране педагогам и наставникам. Незаметно пролетают годы, мы постоянно находимся в окружении множества людей, многие из которых передают нам самые разнообразные знания и опыт: практические, житейские, профессиональные и научные. Делятся опытом социальных и производственных отношений. О своих наставниках и коллегах я и хочу рассказать.

Наставники в семье

Первыми наставниками для человека являются родители. Они закладывают фундамент в интеллектуальное, творческое, социальное, физическое развитие ребёнка. На всю жизнь запомнился мне случай в первом классе. Контролировала меня мама, но, так как учился я хорошо, то контроль потихоньку ослабевал. Однажды я позволил себе расслабиться, потом второй раз, третий… Дело дошло до троек. В тот роковой весенний день по русскому языку получил двойку. Дома на вопрос «Как дела в школе?» ответил, что все хорошо, и стал заниматься своими делами. Но одноклассник, который проходил мимо нашего дома, увидел маму и «сдал» меня. У меня потребовали тетрадь по русскому языку и заставили её переписывать. Тетрадь была исписана почти полностью, и мне пришлось трудиться весь вечер, переписывать всё заново и аккуратно. После этого желание «халтурить» пропало.

У моей мамы была предрасположенность к точным наукам, в частности к математике. Это качество по наследству передалось и мне. Отец же был примером доброты и большого трудолюбия. Дома его видели только по вечерам, иногда, в выходные дни. Технику он знал «наизусть», об этом говорили все механизаторы и водители учхоза. Помню, когда отец меня первый раз посадил за руль трактора К-700, было страшно управлять такой махиной, хотя до этого я уже пахал поля на гусеничном ДТ-54, но я справился. А когда я вырос и купил свою первую «копейку», отец подошёл, послушал работу двигателя и поставил точный диагноз недомоганий автомобиля.

Примером жизнелюбия, самоотверженности и простой человеческой мудрости была бабушка Маша, мать моего отца. Грамоты не знала, могла только расписываться. Но жизнь научила её многому и своими наблюдениями, воспоминаниями она щедро делилась с многочисленными внуками. Родилась и выросла в деревне Шунки Вятской губернии. Семья была большая и трудолюбивая, держали несколько коров, лошадей. За это чуть не угодили под раскулачивание. В 30-е годы прошлого века бабушка с дедом переехали в Омскую область. Я бывал в Шунках, бродил по берегам небольшой речки Медянки, на которой раньше стояла мельница, а на косогоре церковь. Остов кирпичной церкви ещё сохранился, а вот от мельницы ничего не осталось. Из Шунков хорошо видно урочище Свининцы. С парнями из этой деревни шунковцы сходились в кулачных боях, а после этого к ним же ходили в гости. Об этом рассказывала бабушка. Вспоминаются её рассказы и о военном лихолетье. Дед ушёл на фронт с первых дней войны. Осталась Мария одна с тремя детьми, младшей Рае был всего один год, отцу четыре года. Из-под Сталинграда пришла похоронка. Но она оказалась ошибочной, дед получил ранение и после лечения в Ташкенте вернулся на фронт. Это было его первое из семи ранений. К сожалению, дед не дождался моего рождения.

Детство моё прошло в небольшом посёлке в одном километре южнее Харламово. Теперь на этом месте стоит кирпичный завод. Раньше между берёзовыми колками располагались животноводческие помещения. В посёлке было около десятка домов, из них пять совхозных, один двухквартирный под красной черепицей и четыре четырехквартирные. Наша семья занимала половину четырехквартирного дома. Одну квартиру, состоящую из кухни и комнаты, занимала наша семья, а вторую, состоящую из одной комнаты, занимала бабушка. Вход был один, коридор общий. Через дорогу жили в частных домах большие семьи Кондрашовых, Марахиных, Пасько. Дядя Миша Кондрашов с сыновьями построил высокие качели на жердях, которые крепились к перекладине через железные подшипники. Парни постарше крутили сальто на этих качелях.

А ещё моё детство тесно связано с семьями моих тётушек Валентины Петровны Старшовой и Раисы Григорьевны Волковой. Здесь формировались навыки гостеприимства, радушия и коллективного труда. Картошку садили и копали большими бригадами, по очереди всем родственникам. В гостях у Старшовых я научился играть в шахматы. У Волковых первый раз сел за руль мотоцикла. Старшие сестры Людмила, Галина, Светлана занимались моей подготовкой к школе, учили считать, читать и писать. Галина увлекалась фотографией, на многих снимках зафиксированы моменты нашего детства.

В школе

В новое здание Харламовской школы ходить было далековато, около двух километров. Запомнились снежные горы зимой, порой большой трактор С-100 уже не мог пробить сквозь сугробы прямую дорогу, и ходить приходилось по диагонали через поле. В начальных классах наукам меня учила строгая и мудрая Ксения Семёновна Лихацкая. Её внучка Светлана Ивановна Фомина сегодня работает директором Копейкинской школы, а у правнука Никиты Фомина я был классным руководителем в 10–11 классах. Вот так порой распоряжается судьба.

В пятом классе классным руководителем у нас была энергичная и требовательная Вера Петровна Купченко, которая не начинала урок, пока в классе не наступала полная тишина. А как захватывающе она вела уроки! Одна из выпускниц школы писала: «На уроках Веры Петровны и мухи не летали, они слушали учителя». А еще, сразу после окончания университета я работал в Харламовской школе старшим пионерским вожатым, и Вера Петровна помогла мне в подготовке к районному смотру инсценированной песни, в котором харламовские школьники заняли первое место, исполняя песню про Щорса. Муж Веры Петровны, Владимир Елисеевич Купченко был человек энциклопедического склада ума. По специальности учитель математики, он вёл в нашем классе обществоведение. Много читал о достижениях в разных областях знаний, и был интересным собеседником, всегда прямо высказывал своё мнение о проблемах и событиях в стране, образовании, культуре. Именно поэтому в 1988 году был избран делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования от Омской области. А ещё он был заядлым садоводом, цветоводом. От него у меня растёт замечательная смородина сорта «Московская», вишня «Саратовская расплётка». Ежегодно мы обменивались новыми сортами георгин.

С пятого до восьмого класса вела математику у нас ветеран Великой Отечественной войны Мария Никифоровна Никодимова, строгая и ответственная, аккуратная и добросовестная. Свою педагогическую деятельность начала в Харламовской средней школе в 1947 году и проработала в ней 25 лет. Её категоричное: «Математику надо знать!» – помнила вся школа. Именно Мария Никифоровна заложила во мне любовь к математике. На каждом уроке у неё был дополнительный материал для сильных учащихся, очень интересными были занятия математического кружка. Математические газеты, выпущенные под руководством Марии Никифоровны, были хорошо продуманы и эстетически оформлены, поэтому возле них всегда стояли дети: читали, решали, записывали. Мне она передала книги и написанные её рукой сценарии математических вечеров, конкурсов. Продолжила дело Марии Никифоровны в школе выпускница 1969 года Галина Степановна Ратушная (Старшова), учитель математики Новоуральской школы.

С учителем истории Георгием Ивановичем Никодимовым мы занимались делами политическими. Он вёл кружок политинформаторов, который заседал по пятницам после уроков, а в понедельник мы, учащиеся, проводили в классах политинформации. А ещё мы проводили в школе митинги. Один из них Георгий Иванович вспоминал постоянно: «Олег, помнишь, как мы проводили митинг в защиту Сальвадора Альенде, после военного переворота в Чили?». Помню, закончился митинг призывом ко всем школьникам района выйти на субботник. Средства, заработанные на нём, перечислить в фонд борющегося народа Чили! Георгий Иванович приучил меня приходить пораньше на проводимые мероприятия, чтобы окончательно проверить готовность.

Ещё одна учительская семейная пара оставила яркий след в нашем обучении и воспитании. Это Геннадий Петрович и Надежда Алексеевна Шиян. Геннадий Петрович вёл труды, в крепких брезентовых фартуках мы пилили, строгали, выжигали, в том числе указки для учителей. Зимой очищали школьные дорожки от снега. А старшеклассники на авиамодельном кружке делали летающие модели самолётов, потом всей школой запускали их на стадионе. Надежда Алексеевна впервые вывела меня на сцену деревенского клуба в новогоднем спектакле. С тех пор я постоянно участвовал в различных сценках, миниатюрах и серьезных спектаклях школы, клуба, Дома культуры.

На всю жизнь остались в памяти уроки русского языка и литературы, которые вела Римма Павловна Мартынова. Добрая и требовательная, мудрая и энергичная, она влюбила нас в свои уроки, в героев литературных произведений. Ещё она была организатором внеклассной и внешкольной работы и курировала комсомольскую организацию школы, а я был секретарём. Вместе проводили вечера и конкурсы, на заработанные на уборке урожая деньги закупили электрогитары и другую аппаратуру для школьного вокально-инструментального ансамбля. Руководил ансамблем Николай Михайлович Уманец, муж Риммы Павловны. Он обучал желающих нотной грамоте и другим музыкальным премудростям, учил играть на гитарах. Я тоже пытался освоить эту науку, но не получилось. А еще Николай Михайлович был знатный рыбак и, иногда, делился секретами успешной ловли. В этом деле у меня получалось лучше, чем с музыкой.

В 9 и 10 классах математику у нас вёл ветеран Великой Отечественной войны Павел Николаевич Воронин. Любил свой предмет самозабвенно. Вера Петровна Купченко вспоминала, что и на педсоветах он решал математические задачи. Уже близорукий, но спокойный и уверенный, он замечал всё, что происходит в классе во время урока. Его подробные доказательства теорем, примеры решения задач и примеров я запоминал сразу и навсегда.

С физической культурой в начальных классах у меня были проблемы. Я всегда был склонен к полноте. Во втором классе годовые оценки в табеле были все пятёрки и тройка по физкультуре. А потом пришёл в школу работать замечательный учитель Владимир Анатольевич Сорокин и я потихоньку втянулся в занятия спортом. Помню, как на линейке всей школой провожали его на службу в армию, и как через два года радовались возвращению. Все вечера проводили в спортзале школы, а потом и в совхозном спортзале. Заниматься тяжелой атлетикой начал у Георгия Уткова, а потом продолжил под руководством Станислава Ивановича Величко и в 1975 году стал чемпионом области по гирям среди юниоров.

В старших классах биологию и химию вели молодые, очень красивые и отлично знающие свои предметы педагоги Валентина Сергеевна Ремаренко и Валентина Павловна Монастырская. Обе ставили мне единицы за подсказки одноклассникам, отвечавшим у доски (сидел я на первой парте). Валентина Сергеевна позже вышла замуж и переехала в Сосновское, стала Тихановой. А Валентина Павловна по мужу стала Воронковой, уезжала в Крым, потом вернулась в Омск. Мы, выпускники 1976 года, благодарны им за яркие, увлекательные уроки, внеклассные мероприятия.

Недавно встретил в Таврическом Марию Алексеевну Шараеву. Она у нас вела незабываемые уроки географии, а позже возглавила районную фильмотеку и обеспечивала школы учебными фильмами.

Учителя английского языка в средних классах менялись часто, иногда по два раза за учебный год. Но потом пришёл стройный красавец Виктор Фридрихович Бриль, прошедший стажировку в Англии и увлекательно рассказывавший об этом. Он очень любил баскетбол, приходил на наши секции, играл с учениками. Анфиса Григорьевна Авраменко вспоминала, как он недоумевал по поводу деревенского молока. «После городского, – говорил он, – и бутылку мыть на надо, потому что она остаётся чистой. А вот после деревенского – жир остаётся». Но Виктор Фридрихович ушёл работать в Омский автодорожный институт. Последние два года вела уроки английского великолепная Елена Васильевна Кравченко. В ней удивительным образом сочетались мудрость и доброта, внешняя и душевная красота, уважение к учащимся и умение держать дисциплину на уроках. Вся школа была просто влюблена в учителя. Об этом рассказывали многие выпускники.

В дальнем уголке памяти хранится встреча в 1967 году в школе с участниками Великой Отечественной войны Виктором Борисовичем Береловичем и Героем Советского Союза Алексеем Петровичем Дмитриевым. Организована она была Риммой Ефимовной Кононенко, создавшей комнату боевой славы в школе. Сейчас в музее хранится большая переписка харламовских следопытов с ветеранами войны.

Каждый учитель внёс вклад в формирование нашего «Я», каждому мы благодарны за полученные знания и бесценный опыт.

Верность профессии

С шестого класса и до окончания школы классной мамой у нас была учитель физики Раиса Илларионовна Васюта. Её родина – село Брахлово Климовского района Брянской области. О жизненном пути Раисы Илларионовны мы писали работу с её внучкой Юлией Барановой. Рая родилась 15 июля 1933 года. Мать Улита занималась домашним хозяйством, детьми. Детей было пятеро. Отец – коммунист, председатель сельпо. Её детство пришлось на военные и послевоенные годы. Брянская область была разрушена войной полностью. Здесь проходили тяжёлые бои. То, что фашисты не сожгли – увезли в Германию. А ещё – угоняли молодёжь. Старшую сестру Раисы Илларионовны Настю мать прятала во время войны в землянке в лесу, чтобы немцы не угнали в Германию. Отец и старший брат Иван воевали на фронте с первых месяцев войны. Затем ушёл на фронт средний брат Семён, а в последний год воевал и младший Михаил. Рая была самой младшей в семье, поэтому ей приходилось утром и вечером молиться за своего отца и братьев, чтобы они вернулись с фронта. «У тебя еще чистая, безгрешная душа, – говорила ей мать, Бог тебя услышит». И не зря молилась Рая. Все родные мужчины вернулись с фронта.

Навсегда осталось в памяти Раисы и то, что в их доме одно время жил пожилой немец. Он разговаривал по-русски. Семье приходилось ютиться в чулане. Но немец оказался добрым. Не обижал хозяев, иногда делился своим военным пайком с детьми. Улита однажды посетовала: «Что ж вы делаете, зачем войну начали? Зачем убиваете людей?». На что немец медленно ответил. «Матка, я сам очень устал. У меня тоже есть семья. Я так хочу домой!». Но больше всего, вспоминала Раиса Илларионовна, боялись в селе бандеровцев – украинских националистов, отличавшихся лютой ненавистью и жестокостью к советским людям. И ещё, было очень обидно, что их родной дом всю войну простоял целёхонький, а когда наступали наши войска, во время бомбежки сгорел.

В 1942 году Рая пошла в школу. Плохо одетые, полуголодные ходили дети на занятия. Но тяга к знаниям была велика. Учение Раисе давалось легко. В начальных классах уже знала, что будет учителем. И не просто учителем, а учителем математики. После окончания школы поступила учиться в Новозыбковский педагогический институт. Студенческие годы – самые счастливые. Жила с другими девчонками в общежитии, бегали на танцплощадку, успешно сдавали сессии, ездили осенью в деревню помогать убирать урожай. И много мечтали. Мечтали о своей будущей работе, школе, учениках.

Жизнь быстротечна. Пролетела студенческая пора, сданы государственные экзамены. И вот он – диплом. Диплом учителя физики и математики. Впереди целая жизнь. Большая группа выпускников института распределилась в Сибирь. Раиса приехала в далёкое сибирское село Харламово. Путёвка Министерства просвещения 15844, приказ № 92 по Омскому областному отделу народного образования от 6 августа 1956 года. На проезд был выдан аванс в сумме шестисот восьмидесяти девяти рублей.

«Сильно переживала бабушка Улита, – вспоминает рассказы Раисы Илларионовны её дочь Татьяна, – когда узнала, что маму направляют по распределению в Омскую область. «В Сибирь поедешь... Ведь так далеко, да и холодно там. Туда, в Сибирь, только каторжных посылали, и они там от голода и холода помирали. А тебе ж ещё и учить детей надо». Мама, пока в поезде ехала, всё в окно смотрела, и письмо домой писала, чтобы бабушку успокоить. Оказалось, не так всё плохо. Много лесов – значит, есть грибы, много полей – значит, мука будет. Больших яблонь и груш, конечно, она не увидела, но зато видела, как люди копают картошку! Первое, что мама сообщила бабушке, что в Сибири картошка растёт! Значит, с голоду не помрём!»

Школой назывался длинный приземистый барак, с подпорками у каждой стены, с печным отоплением, небольшими окнами. Но здание утопало в зелени. Ухоженные овощные грядки, подстриженные кустарники и море цветов. Клумбы различных размеров и конфигураций пёстрым ковром окружали школу. Коллектив учителей был небольшой, но дружный. Чувствовалось, что это семья единомышленников. Встретили молодого специалиста дружелюбно, помогали и словом, и делом.

«Молодая, симпатичная, – вспоминает Вера Петровна Купченко, – но сразу было видно, что не сибирячка. В ней интересным образом сочеталось олимпийское спокойствие, неконфликтность и страх перед проверяющими. Если на уроке кто-то присутствовал, она сильно терялась».

Время пролетело незаметно. Подготовка к занятиям, уроки, концерты художественной самодеятельности, подготовка и проведение праздников, классных часов, субботников, ведение кружков. И всё же главным в её жизни была физика. Урокам физики она отдавала всё. Старалась, чтобы дошло до каждого ученика то, о чём она рассказывала. Мягкая и добрая по характеру Раиса Илларионовна никогда не повышала голос. Она никогда не сердилась, если ученик что-то не понял, не знал или не выучил. На уроках физики всегда царила рабочая обстановка.

Сколько совершено за школьные годы походов, поездок, путешествий. И всегда со своими учениками – классный руководитель. Сколько сил, труда и времени затрачено, чтобы выросли её ученики добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, милосердными, преданными своей Родине. В каждого из них она вложила частичку своего сердца. И ученики отвечали ей тем же – теплотой и уважением. Добрыми словами вспоминают свою классную руководительницу директор Харламовского Центра Культуры Николай Николаевич Тихонюк, учитель математики Харламовской средней общеобразовательной школы, директор этой школы с 1988 по 2010 годы Олег Викторович Кривошеин, директор спортивной школы в отставке Виктор Степанович Старшов, главный бухгалтер Харламовской сельской администрации Галина Игнатьевна Дзигилевич и ещё сотни выпускников. Многие жители районного центра, да и других сёл района знают телемастера Федора Степановича Гунько.

35 лет Раиса Илларионовна отдала Харламовской школе. В ней состоялась она как человек и как учитель. В её трудовой книжке единственная запись: «Принята в Харламовскую среднюю школу учителем математики и физики». А сибирское село стало родным. Здесь встретилась с веселым красавцем Александром Васютой, который при первой же встрече утонул в ее голубых глазах. Это была любовь с первого взгляда. Здесь же появились два сына Владимир и Николай, радость и надежда родителей.

Чёрным днем оказалось третье сентября 1966 года. Трагический случай унёс жизнь Александра. А четвёртого сентября Николаю младшему исполнилось шесть лет. Он спрашивал мать, почему столько народу приходит в дом, и никто его не поздравляет. Володя в этот год пошёл во второй класс. Огромное трудолюбие, привитое с детства, терпение и сила воли помогли Раисе выстоять. «Мы удивлялись, – вспоминает Купченко, – как она успевала справляться со всем домашним хозяйством и работой в школе». Приходилось держать корову, свиней, курей. Детей надо было кормить.

Со временем боль утраты отступила. Встретила в 1972 году хорошего человека, Алексея Корнеева и снова в семье поселилось счастье. Родилась дочь Татьяна. Выросли и завели свои семьи сыновья. Татьяна с серебряной медалью окончила Харламовскую среднюю школу, поступила в Омский педагогический институт.

В 1990 году член Союза журналистов СССР Дмитрий Ильенко написал статью «Комбат» о выпускнике Харламовской школы, командире батальона, полковнике Владимире Емельянове. Приведу один абзац из этой статьи. «Комбат очень интересный собеседник. Любит вспоминать Омскую область, своё село Харламово. Даже помнит имена своих учителей. В частности, преподавателя физики Раису Илларионовну Васюту. О ней офицер говорит с благодарностью. Ещё бы, она привила Емельянову, его ровесникам любовь к труду, земле родной».

Вспоминает Лилия Альфредовна Смирнова: «Мы приехали в Харламово в 1978 году. Мне было 26 лет. И первый человек, с которым пришлось вплотную столкнуться на работе – Раиса Илларионовна. Мудрая и добрая. Она показала лабораторию и рассказала, что к чему. Завязались очень доверительные отношения. Как с матерью, я делилась с ней всеми проблемами и радостями, в том числе семейными. И она понимала, советовала, иногда журила, наставляла. Но никогда не выдавала. Она заставила меня писать плакатным пером. Помню, я отказывалась, говорила, что не умею. «Пиши, как умеешь!» – говорила она. Я пошла в коридор, посмотрела, как пишет ученица Ольга Кривошеина, и научилась потихоньку».

«Очень порядочный и справедливый человек, – продолжает Владимир Павлович Смирнов, – На недостатки указывала прямо, не лукавя. И на неё никто не обижался. Любила приглашать к себе в гости, а мы любили у неё гостить».

В 1995 году дочь Раисы Илларионовны Татьяна окончила математический факультет Омского педагогического института и пришла работать в Харламовскую школу. Она так же, как и мать стала любима и уважаема учениками и учителями. И в её трудовой книжке тоже только одна запись о приёме на работу в Харламовскую среднюю школу. Фундамент под будущую профессию Татьяны кроме мамы заложил ещё один человек – учитель математики Мария Арсентьевна Осина, творческий и бесконечно добросовестный человек. Наглядные пособия, изготовленные самой Марией Арсентьевной и её воспитанниками, до сих пор хранятся в кабинете математики и используются в процессе обучения. Кстати, и сам кабинет математики Мария Арсентьевна передала, уходя на заслуженный отдых, своей ученице Татьяне Алексеевне. И кабинет, и вся школьная математика сегодня в надёжных руках. Говоря о Марии Арсентьевне, я всегда вспоминаю её подругу, такую же замечательную учительницу математики из Неверовской школы Валентину Григорьевну Полеводову, с ней мне посчастливилось поработать вместе, и она всегда передавала приветы в Харламово.

Вместе с Татьяной Алексеевной мы проводили предметные недели, конкурсы, школьные вечера. Организовывали математические марафоны регионального значения, для 5–6 классов. Они назывались «Благородна и восхитительна», для старших классов «Многолика и многогранна». В 2013 году заняли второе место в областном конкурсе «Радуга телекоммуникационных проектов». Марафоны проводились при содействии кафедры физико-математического образования Института развития образования Омкой области. Татьяна Алексеевна – очень ответственный и добросовестный, инициативный и творческий человек и работать с ней в одной команде всегда комфортно. «Наш классный руководитель Татьяна Алексеевна Баранова, – написала в своей работе Ольга Иноземцева, – веселая и хорошая, ещё она очень активная». Да, она очень активная и поэтому двадцать лет возглавляла профсоюзную организацию школы, руководит школьным методическим объединением учителей математики и физики.

Ежегодно учащиеся школы под руководством Татьяны Алексеевны Барановой проводят исследовательскую работу и участвуют в школьных, районных, региональных конференциях научного общества учащихся «Поиск». Вот и в этом году дипломом награждён шестиклассник Савелий Метринский за работу «Перегибая лист бумаги». Восьмиклассники Татьяны Алексеевны в команде с семиклассниками, математику у которых ведёт Егор Олегович Кривошеин, заняли 1 место в районном конкурсе «Математическая регата».

Татьяна Алексеевна достойно продолжает дело своей мамы, и сама является наставником молодых педагогов школы. Только один пример, с начинающим учителем физической культуры Валерией Яценко они стали победителями муниципального этапа областного конкурса профессионального мастерства «НАСТАВНИК + МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ = КОМАНДА».

В директорах

В 1981 году после окончания математического факультета Омского государственного университета я пришёл в Харламовскую школу работать старшим пионерским вожатым. Время пролетело быстро, и я стал самым богатым по педагогическому стажу и возрасту из работающих в школе учителей. Вместо заболевших учителей приходилось проводить уроки русского языка, биологии, химии, физической культуры и другие. Активно участвовали с учащимися на маршрутах Всесоюзного марша пионерских отрядов «Пионеры всей страны делу Ленина верны!». И сейчас, украшенные сединой, бывшие пионеры вспоминают, как в спичечных коробочках приносили в школу березовые почки, как собирали металлолом, макулатуру, как участвовали в конкурсах и соревнованиях. Руководила школой в то время Лилия Фёдоровна Фирсова, мудрая и инициативная, ответственная и пробивная. За два года она с мужем полностью переоформила кабинеты, актовый зал, коридоры. В эти годы я многому научился у старших пионерских вожатых школ района: Валентины Бибиной, Зинаиды Наукеновой, Светланы Жмакиной, Валентины Избушевой и других.

А летом 1982 года Алексей Фёдорович Моисеенко, заведующий районного отдела народного образования, назначил меня директором пионерского лагеря, который располагался рядом с профилакторием. Здесь и познал я многие «прелести» директорской работы, познакомился с руководителями района, директорами совхозов, организаций и предприятий. Большую помощь оказывали председатель райисполкома Геннадий Владимирович Бужеря, председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства Виктор Петрович Пахомов, председатель райпо Василий Фёдорович Гергель и другие руководители. Во время подготовки пионерского лагеря к работе получил первый урок от первого секретаря райкома КПСС Александра Яковлевича Серяцкого: «Не можешь организовать – делай сам».

Мои наставники и коллеги

В районном пионерском лагере за каждым совхозом был закреплён от-дельный спальный корпус, за предприятиями райцентра – столовая, спортивная зона, детские аттракционы и другие объекты. За их подготовку к летнему сезону отвечали лично руководители. Они регулярно заезжали проверять ход подготовки закреплённых зданий и сооружений к оздоровительному сезону. Общение с такими мэтрами как Николай Григорьевич Сорока, Анатолий Степанович Мажуга, Алексей Григорьевич Ткач, Геннадий Дмитриевич Мураев, Николай Филиппович Плохой оказывало большое влияние на формирование моего стиля руководства.

Три сезона отработал пионерский лагерь, десятки педагогических работников района проводили активную, творческую воспитательную работу. В третьем спортивном сезоне я познакомился с учителями физической куль-туры школ района.

После окончания работы пионерского лагеря я был назначен директором Черниговской восьмилетней школы, а через полтора года – Неверовской средней школы, ещё через полтора года Новобелозёровской восьмилетней школы. Параллельно я вёл уроки математики. С благодарностью вспоминаю педагогические коллективы этих школ. Я набирался педагогической и житейской мудрости у учителя истории Зинаиды Михайловны Кравченко и её сестры, учителя начальных классов из Лапино Тамары Михайловны Миланич, учителей начальных классов Галины Андреевны Лазько и Таисии Павловны Ткаченко, учителя математики Валентины Григорьевны Полеводовой и военного руководителя Сергея Тимофеевича Маракулина, учителя и соседки в Новобелозёровке Лидии Петровны Шрам и многих других коллег. На долгие годы сохранились добрые отношения с молодыми (в те времена) педагогами Тамарой Кислой и её сестрой Надеждой, Ольгой Боль и Любовью Лемешевой, Анатолием Поляковым, Натальей Белянчиковой (Потаповой), Верой Тимченко (Гизбрехт) и многими другими.

Беспрекословными авторитетами для меня в эти годы были директора Новоуральской средней школы Николай Дмитриевич Дьяченко, Таврической первой Пётр Петрович Слиньков. Много полезной информации получал я от общения с директорами Сосновской средней школы Валентином Петровичем Голиком, Луговской школы Надеждой Ивановной Прусс, Пристанской школы Александром Адамовичем Франком, Харламовской школы Александром Ивановичем Заболотним, Гауфской школы Олегом Эвальдовичем Зиссом, Звонарёвокутской школы Виктором Константиновичем Нидерквельдом и другими коллегами.

Помогали в укреплении авторитета молодого директора председатель райкома профсоюзов работников образования Любовь Васильевна Супрун, её сменила Лидия Васильевна Брыкалова. Инспекторы районного отдела образования Зинаида Васильевна Байджурак и Нина Ивановна Поддубная. Все они не только строжились, но и давали полезные и важные советы. Зинаида Васильевна, например, начинала педагогическую деятельность в Харламовской школе. Её первые выпускники 1964 года с искренней благодарностью вспоминают школьные годы, классные мероприятия, поездки и походы. А Нину Ивановну назвали лучшим статистом в системе образования области после полномасштабной проверки областным отделом народного образования системы образования Таврического района.

После Новобелозёровской школы я один год работал инструктором отдела агитации и пропаганды райкома КПСС. Возглавлял отдел ответственный и грамотный Анатолий Михайлович Федоренко, обладающий удивительной орфографической зоркостью. Я со школьной скамьи писал с ошибками. Хоть одну запятую, да не поставлю, или букву пропущу. Поэтому по русскому языку у меня всегда была четвёрка. А Анатолий Михайлович, пролистывая написанные мною справки, как говорится, слёту находил эти ошибки.

Вместе со мной в отделе работали опытные специалисты Александр Васильевич Лычкин и Валерий Петрович Шиян, Борис Александрович Сеченов и Изольда Артуровна Рейнеке. Курировала отдел третий секретарь райкома Нина Ивановна Осадчук, с которой я был знаком ещё в школьные годы. Нина Ивановна тогда возглавляла творческий коллектив районной газеты, а я писал заметки и небольшие статьи.

Много пришлось за этот год поездить по району, ближе познакомиться с трудовыми коллективами совхозов, школ, культурных учреждений. В то время обязательными были еженедельные политзанятия, партийные собрания в первичных организациях.

Но более бесценный опыт я получил, работая заведующим партийным отделом в редакции районной газеты «Слава труду», куда меня пригласил редактор Эдуард Ефимович Гнатышин. С благодарностью вспоминаю совместную работу с Анной Николаевной Извековой, Людмилой Ивановной Богатовой, Еленой Миненко, Ириной Мищенко, Валентиной Шаповаловой и другими членами коллектива. В течение года я осваивал премудрости журналистского мастерства. В последствии это помогло мне написать эссе «Зацифрован, околдован и со школой навечно повенчан…» и стать победителем во всероссийском конкурсе творческих работ «Сельский учитель в большой России».

В 1988 году тайным голосованием педагогического коллектива Харла-мовской средней школы я был избран директором, и 22 года возглавлял трудовой коллектив образовательной организации. В эти годы в районе сложился сильный и стабильный директорский корпус. В него входили выше названные руководители плюс Вера Валентиновна Добрых, Зоя Ивановна Шель, Любовь Савельевна Соколова, Галина Ивановна Остапчук, Петр Иванович Полоухин, Анатолий Алексеевич Демчук, Анатолий Тынович Таймре, Виктор Богданович Яук, Егор Михайлович Эйгензеер, Владимир Григорьевич Редько, Валентина Фёдоровна Малахова, Гульнара Кызметовна Кабылдакова, Светлана Михайловна Зяброва, Нина Валерьевна Федорцова и другие. Это была настоящая команда управленцев, у каждого из них было чему поучиться и каждый охотно делился своим опытом работы.

Курьёзный случай произошёл однажды на курсах повышения квалификации. Из Таврического района на них присутствовали я, Олег Викторович Кривошеин, директор Азовской школы (тогда она ещё была в нашем районе), Николай Константинович Кривохвостов и заместитель директора Луговской школы Валентина Васильевна Кривошея (бывают и такие совпадения). Судя по этому списку, говоря научным языком, можно было выдвинуть гипотезу, что в Таврическом районе фамилии руководителей школ начинаются на «Криво».

Вместе с педагогическими коллективами руководителям школ довелось пережить годы перестройки, распад Советского Союза. Передо мной, например, лежит представление профсоюзного комитета школы от 23 января 1999 года, подписанное председателем первичной профсоюзной организации Валерием Петровичем Олейником, о проведении однодневной забастовки 27 января 1999 года. Это мероприятие было связано с невыплатой заработной платы. По полгода работники школ её не получали. Выживали за счёт ведения личного хозяйства, бартера (хотя что мог обменять учитель?). Надо отдать должное людям, никто не ушёл из школы на другую работу – выстояли. Это были годы, когда на ремонт учреждений образования не выделялось ни денег, ни материалов. А с трибуны иногда звучали угрозы «необходимо научиться делать ремонт без денег». Из железных труб и ДСП учитель технологии Станислав Юрьевич Барсуков с другими работниками школы и учащимися сделали столы для школьной столовой, большие и крепкие. Наваривали металлические трубки для укрепления ученических столов и стульев, делали двухместные скамейки из сломанных стульев. Некоторые служат до сих пор.

Немного позже был написан приказ по районному отделу образования о вынесении выговора директору Кривошеину О.В. за присоединение к забастовавшему коллективу. Это единственное взыскание, о которым я не сожалею. Директор не имел права бастовать, хотя его труд тоже не оплачивался. Приходилось искать другие возможности прокормить семью. Научился печь домашний хлеб, пироги. Выручала сестра, работавшая в учхозе № 2 водителем, им выдавали под зарплату муку.

За годы руководства коллективом школы я окончательно убедился, что каждый из моих коллег уникален и как личность, и как учитель. У каждого есть свой стержень, своя изюминка. У каждого есть чему поучиться. В этом я убеждаюсь и по настоящее время.

Самой ответственной и мудрой, обладающей высочайшей степенью оптимизма и трудолюбия в нашей школе была учитель начальных классов Анфиза Григорьевна Авраменко. «Я пережила в школе 10 директоров и ни один не был на меня в обиде» – часто говорила она. И после выхода на пенсию ей не давали покоя молодые коллеги, то одна уйдёт в декретный отпуск то другая. Просили ветерана заменить, поработать на классе. Были уверены – знания у детей будут отличные.

Патриархом среди учителей начальных классов считалась заместитель директора Любовь Александровна Горбунова. Опытный учитель и руководитель помогала начинающим коллегам осваивать вершины педагогического мастерства. О ней недавно писала в районной газете Людмила Степановна Олейник.

Ольга Владимировна Сипий в 1993 году приехала в наше село из Казахстана и первый год работала учителем математики в Камышинской восьмилетней школе. И в Камышинской, а потом и в Харламовской школе сразу показала себя как педагог высочайшего класса, внедряющий в свою практику всё новое и непривычное в педагогике. Доброжелательная и мудрая она организовала работу школьного научного общества учащихся «Поиск» так, что оно было одним из лучших в области. Занимались исследованиями не только учителя и учащиеся, но и родители. Андрей Александрович Журавлёв помогал сыну Тимофею проводить опыты по выращиванию молоди меченосцев. Евгения Петровна Ефремова помогала внуку Алексею Федотову изучать влияние на урожайность прививки огурца на тыкву. Члены жюри на районной конференции НОУ высоко оценили помощь детям их родственников и родителей. Многим выпускникам исследования, выполненные в школе, помогли легко справляться с курсовыми работами в высших и средних учебных заведениях.

В настоящее время в нашей школе замечательно преподаёт историю, обществознание и другие науки сын Ольги Владимировны Иван Александрович Сипий. Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, то он совершенный учитель». Это главные черты Ивана Александровича. А пригласила его в нашу школу Наталья Ивановна Фещенко на своё место, когда уходила на заслуженный отдых. Ученики Натальи Ивановны неоднократно становились победителями и призёрами районных и региональных олимпиад по истории, праву, обществознанию. Вспоминаю Ивана Долженко, который после первой сессии в Автодорожной академии пришёл в школу поблагодарить своего учителя за знания. Он получил экзаменационную оценку по истории автоматом, лучше всех в группе работал на семинарах.

Всегда, по приезду в Харламово, навещал свою «классную» Наталью Ивановну и военного руководителя школы Владимира Павловича Смирнова майор Алексей Московченко, погибший год назад в Украине.

Валентина Михайловна Чердынцева по результатам анкетирования старшеклассников всегда была в передовых. Дети отмечали её эрудицию и требовательность, умение убедительно и ярко донести информацию. Подготовленные учителем учащиеся занимали призовые места на районных и областных олимпиадах, становились дипломантами областных конференций научного общества учащихся «Поиск». После выхода на пенсию всю свою энергию Валентина Михайловна направила на воспитание внуков и создание родословной по своей линии и по линии мужа. Ею проделана огромная организаторская и исследовательская работа. А сегодня биологию и химию в школе ведёт ученица Валентины Михайловны – Наталья Викторовна Уварова, через тридцать лет вернувшаяся в родную школу.

В 2023 году закончила педагогическую деятельность в Харламовской школе хорошо известная в районе учитель музыки Инна Георгиевна Смагина. В августе 1986 года пришла работать в Харламовскую среднюю школу выпускница Омского музыкально-педагогического училища № 3 Инна Георгиевна Филиппова. Маленькая девятнадцатилетняя девчонка, горожанка приехала в незнакомое село, нашла школу, а директор в отпуске. В спортивном зале ремонт делал учитель физкультуры Валерий Петрович Олейник. Познакомились. Он и отвёз молодую учительницу музыки к директору Александру Ивановичу Заболотнему. Проговорили условия работы, нагрузку. Подселили Инну в двухкомнатную квартиру к двум молодым учительницам. С тех пор и продолжается их дружба: Инны Георгиевны Филипповой (в последствии Смагиной), Татьяны Александровны Писаренко (в последствии Кривошеиной) и Марии Ивановны Вагнер. Позже они все трое переехали в новую благоустроенную трёхэтажку. Марии Ивановне была выделена отдельная однокомнатная квартира, а рядом Инне и Татьяне трёхкомнатная. Общежитием для учителей называли эту трёшку. В неё постоянно подселяли кого-нибудь третьего. В каждой комнате по жильцу. Но жить было интересно. Все молодые, энергичные, задорные. Из этого общежития и уводили девчат под венец. В подобном общежитии школа остро нуждается и сегодня. Кстати, Мария Ивановна Вагнер более 30 лет отработала в Харламовской школе, это абсолютный рекорд для учителей иностранного языка. А Татьяна Писаренко стала моей женой в январе 1988 года и подарила мне двух сыновей. Гордимся полученной медалью «За любовь и верность».

Главная черта характера Инны Георгиевны – любовь и требовательность к себе и учащимся, членам семьи и друзьям. Если она берётся за какое-то дело, то добросовестно доводит его до победного конца. Назначили руководителем волонтёрского отряда, в первый же год волонтёрский отряд «Друг» занимает второе место в районе, а Елена Емельянова становится победительницей районного конкурса «Волонтёр года». На следующий год «Друг» становится первым в районе, а сама Инна Георгиевна заняла второе место в районном конкурсе руководителей волонтёрского движения «Куратор года – 2011». Ввели в школе уроки мировой художественной культуры, харламовские школьники ежегодно победители и призёры на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по МХК. Взялась Инна Георгиевна преподавать географию – дети ежегодно являлись победителями и призёрами районных олимпиад. А школьный хоровой коллектив «Вдохновение» уже много лет является лучшим в районе, неоднократно занимал призовые места на областных конкурсах.

Энергично включилась в творческую жизнь школы Оксана Алексан-дровна Селявкина. Под её руководством ученик 7 класса Михаил Егоркин занял первое место в номинации «Проза» в муниципальном конкурсе чтецов «За Родину! За Отчизну!». Алина Загидуллина читала стихи на Красной площади и заняла 1 место во всероссийском конкурсе поэтической декламации «История России в стихах». Сама Оксана Александровна победила в региональном конкурсе с грантовой поддержкой «Равный обучает равного» проводимого Институтом развития образования Омской области совместно с Омской областной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Пока пишу об одном из коллег, в голове выстраивается очередь воспоминаний о других. Хочется рассказать о совместной работе с заместителем директора Ольгой Николаевной Барсуковой, о замечательном учителе технологии Елене Борисовне Захарченко. Под её руководством дети побеждали в конкурсах и олимпиадах районного и регионального уровней. О победителе муниципального этапа конкурса «Учитель года России – 2021» Файрузе Рифатовне Хаматовой, перешедшей в этом году на работу в Институт развития образования Омской области. О семейных парах Олейников, Смирновых, Абрамовых, Купченко, Никодимовых. О талантливых молодых специалистах, прошедших период становления в нашей школе и сохраняющих постоянную связь с коллективом. Это и Сергей Юрьевич Мандрыга, и Валерия Витальевна Яценко, и Юлия Николаевна Штеле и многие, многие другие коллеги. А как не написать о Татьяне Александровне Маркер, которая после небольшого перерыва вернулась в школу и со всей своей необычайной энергией включилась в работу, зажигая сердца детей, родителей и коллег. Удивительными, драгоценными самоцветами педагогического коллектива сегодня являются Вероника Владиславовна Желябовская, Татьяна Геннадьевна Озорнина, Елена Георгиевна Иванченко и Наталья Александровна Гуськова. Большие надежды возлагаем на начинающих педагогов Галину Сергеевну Теске, Ольгу Викторовну Александрову, Ирину Владимировну Егоркину.

Первого сентября 2023 года на торжественной линейке произошло необычное событие, учителю вручали грамоту от другого учителя, из другого региона. Седьмого сентября Людмила Болдовская пишет в своём аккаунте: «Самый провальный урок был и у меня... Негодование, смятение, боль... Этот список можно продолжать бесконечно. В этот момент я не была молодым специалистом, просто вышла на работу после двухгодичного отпуска по уходу за ребёнком. Как жаль, что наставника не назначают после декретного отпуска. Что делать?! Ответ один – СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ. Так провальный урок стал стимулом к развитию. Я выбрала кратчайший путь – учиться у лучших. Рядом была Марина Ивановна Шрайбер, педагог с большим опытом, призёр муниципального этапа Всероссийского педагогического конкурса «Учитель года», руководитель методического объединения педагогов начальной школы и просто неравнодушный к своей профессии человек с творческой искрой. Моя просьба о помощи не осталась без ответа. После занятий мы корпели над технологическими картами: часами перекраивали лишь один этап урока.

«Этот» урок был особенным. Пришли коллеги, но главное – ОНА. Краем глаза во время урока я наблюдала за реакцией своего наставника и видела, как Марина Ивановна сияет – значит, всё получается. Вместо разбора полётов я получила положительные отзывы о проведённом уроке и, пожалуй, с этого момента началась моя профессиональная вера в себя. И за это я благодарна Вам, дорогая Марина Ивановна!

Сегодня ещё раз о благодарности. Это важно. Подходит к завершению Год педагога и наставника. Успевайте поблагодарить своих учителей-наставников». Добавлю, что Людмила Магауияновна в День учителя побывала на праздничном концерте в Государственном Кремлёвском Дворце.

А закончить свою работу я хочу словами выпускницы Харламовской школы, регионального координатора проекта «Навигаторы детства» в Ом-ской области Александры Огородниковой: «Как здорово, что есть на свете люди, которые выбрали путь служения на благо будущего поколения. И пусть таких людей – искренних, настоящих, горящих своим делом, будет как можно больше!»

Олег Кривошеин,

Учитель харламовской школы.

Фото из архива автора.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо