Главная / Деятельность / Правовая работа

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда

Пресс-служба Профсоюза. 18.03.2014
Печать

При осуществлении профсоюзного контроля за состоянием охраны труда в учреждениях образования  области уполномоченными по охране труда, а так же внештатной технической инспекцией труда обкома Профсоюза установлено, что самым злободневным остается вопрос проведения  аттестации рабочих мест по условиям труда. Это в первую очередь связано с недостатком денежных средств на эти цели. В ряде районов области было принято решение о проведении  аттестации рабочих мест в централизованном порядке, а именно на уровне муниципалитетов издается приказ об утверждении плана проведения аттестации рабочих мест, денежные средства выделяются из местных бюджетов.

В 2013 году удалось сделать значительный шаг вперед в решении этого вопроса. В прошлом году в образовательных  учреждениях области  аттестовано 2036 рабочих мест, что практически в 4, 5 раза больше чем в 2012 году. Сумма, израсходованная на эти цели, составила более 3 миллионов рублей.

В этой связи не лишним будет напомнить руководителям образовательных организаций о том, что в качестве  дополнительного источника финансирования аттестации рабочих мест являются денежные средства Фонда социального страхования. Приказом Министерства труда и социальной защиты №580н от 10.12.2012 года утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с которыми работодатель имеет право обратиться с заявлением о финансовом обеспечении указанных мер в территориальный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Объем средств финансового обеспечения составляет не более 20 % сумм страховых взносов, оплаченных работодателем за предшествующий календарный год.

В целях координации деятельности по осуществлению профсоюзного контроля за созданием в образовательных учреждениях здоровых и безопасных условий труда, обком  Профсоюза счел необходимым обратиться в Орловское региональное отделение Фонда социального страхования за информацией об использовании учреждениям образования вышеуказанных страховых взносов в 2013 году.  Согласно полученной информации с заявлением о финансовом обеспечении в Фонд социального страхования  в истекшем году обратилось всего 10 образовательных учреждений области. Общая сумма выплаченных им средств составила 167 114 рублей, в том числе на аттестацию рабочих мест – 122 819 рублей, приобретение средств индивидуальной защиты – 44 295 рублей.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ  "О специальной оценке условий труда" от 28 декабря 2013 года (далее - Закон). Теперь вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Напомним, раннее аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ N 342н от 26.04.2011 года.

Вновь принятым Законом   установлены правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда.  Предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По аналогии с результатами аттестации рабочих мест итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех работников организации, кроме надомных работников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями. Особые положения  предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих.

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки.

Также Законом предусмотрены:

- права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда;

- порядок организации проведения специальной оценки условий труда;

- перечень вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда;

- порядок функционирования федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Существенным нововведением Закона является установление в ст. 14 классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая должна соответствовать требованиям  ст. 19 данного Закона. Следовательно, руководителям образовательных организаций стоит внимательнее изучить наличие  соответствий аттестующей (специализированной организации) требованиям, изложенным в указанной статье, прежде чем заключать договор о специальной оценке условий труда с такой организацией.

Частью 2 ст. 4 Закона установлены обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения специальной оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обращаем  внимание на следующее, что Законом предусмотрены переходные положения. Например,  если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение следующих пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки.

Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся организаций, которые были аккредитованы, как оказывающие услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее, чем до 31 декабря 2018 г. включительно.

Принятие Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" потребовало корректировки норм некоторых правовых актов. Поправки введены Федеральным законом N 421-ФЗ от 28.12.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

Соответствующие изменения внесены в положения ряда статей Трудового кодекса Российской Федерации. В частности касающихся обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст.212 ТК), а также защиты  трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (ст.370 ТК).

В этой связи обращаем внимание профсоюзного актива, на то, чточастью 2 статьи 25 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено,  право профессиональных союзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением требований настоящего Закона в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.

Новыми нормами дополнен Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Так часть 2 ст. 5.27.1 Кодекса предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа для юридических лиц - от 60 до 80 тыс. руб. На что руководителям образовательных организаций  следует обратить особое внимание.

Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ.

Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо