Главная / О нас

Историческая справка о возникновении, становлении и развитии профсоюзного движения работников образования в России и Орловской области

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые «дни свобод», когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в Санкт-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания «Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию».

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

Из материалов Орловского областного Архива видно, что в Орловской губернии в 1902-1906 годах так же как по всей России проходили среди учителей объединительные процессы. Об этом свидетельствует донос Орловскому Губернатору о том, что 7 января 1906 года состоялось заседание Ливенского Уездного Училищного Совета с участием учителей народных земских училищ. Они обсуждали нужды школ. Но все совещания в эти годы проходили под наблюдением жандармерии. Учитель Успенской сельской школы Николай Архипов потребовал на собрании вывести из зала «посторонних элементов». Решением заседания Архипов был избран председателем учительского Союза. Но по доносу жандармов он был представлен «как коренной преступник, подготовлявший себя к противоправительственной пропаганде» за что впоследствии Николай Архипов был лишён учительства и заключен под стражу.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро, на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп. На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ-взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений «О непосредственных задачах профессиональной борьбы». Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

О том, что в 1907 году в Орловской губернии уже существовало профсоюзное движение, подтверждает Рапорт Орловскому губернатору от 23 декабря 1907 года о том, что «в результате проведенных обысков в Струковском переулке города Орла в доме Мельчукова на квартире бывшего воспитанника гимназии, потомственного дворянина Ивана Людвиговича Арцимовича обнаружено 80 брошюр, 29 экземпляров журнала «Школа и жизнь», 1 экземпляр отчёта за август 1907 года Профессионального Союза, 1 экземпляр постановления Орловского губернского съезда партии социалистов-революционеров».

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

Все эти события в полной мере относятся к профсоюзному движению в Орловской губернии. По материалам архива в 1917 году во Всероссийский учительский Союз входило 20% учительства губернии, а в 1918 году в Союз учителей-интернационалистов входило 238 человек (18%).

Союз учителей-интернационалистов высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры. Создание этого Союза организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

Обращение Народного Комиссариата – создать Всероссийский Союз работников просвещения и социалистической культуры было подхвачено инициативными группами в Орловской губернии. К апрелю 1920 года в состав Орловского губернского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры входили: Болховский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский и Орловский уездные профессиональные Союзы, а на базе 21 района губернии были созданы 21 волостная ячейка профессионального Союза. Орловский губернский профессиональный Союз работников просвещения и социалистической культуры насчитывал в своих рядах около 5 тысяч человек. Губернский отдел народного образования возглавлял Кондратьев, а правление губернского профессионального Союза –Коняхин.

Уже в те далёкие (1920) годы на основе Устава основными задачи профессионального Союза были:

  • участие в распределении и учёте рабочей силы;
  • улучшение экономического положения страны путём нормирования заработной платы, рабочего времени, охраны труда;
  • обследования условий труда и быта своих членов Союза;
  • защита прав членов Союза.

Несмотря на нищету и голод в стране, отсутствие дорог и транспорта устав Союза требовал ежегодного проведения губернских собраний, не менее 6-ти совещаний в год в волостной ячейке. Выборным органом в районной ячейке был местный комитет, который избирался сроком всего на 6 месяцев. Действительно собрание было при участии в нём ½ всех членов Союза. И только вторичное совещание было правомочно при любом числе собравшихся.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств. От Орловского губернского отдела Союза работников просвещения в работе объединенного съезда приняли участие председатель правления губернского отдела Коняхин и его заместитель Игрицкий.

22 марта 1921 года на 6-ом заседании президиума правления Орловского губернского отдела Союза Всероссийских работников просвещения рассматривался вопрос об организации профсоюзной ячейки в институте Народного образования и в губернском отделе народного образования. Как видим, у сегодняшних первичных профсоюзных организаций областного института усовершенствования - учителей и областного Управления образования очень богатая история.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В 1922-1924 годах Орловский губернский профессиональный Союз объединял 8 уездных Союзов, 18 волостных месткомов (12 сельских и 6 городских), 3 учкома и 51 профсоюзный уполномоченный ЦК в районах губернии. В губернском Союзе состояло на учете 5641 человек, не входило в Союз 385 человек (главным образом технические служащие).

В эти годы удивляет работа выборных органов Профсоюза. Протоколы губернских съездов свидетельствуют о том, что они проходили в течение 6-7 дней, на повестку дня выносилось по 19-20 вопросов. Утренние заседания съезда проходили с 10 до 15 часов, а вечерние начинались с 17 часов и завершались в 21-23 часа. Как видно, участники губернского съезда ежедневно работали по 9-10 часов. В 1927 году в архивных материалах появляются сведения о договорах и тарифных соглашениях.

В сентябре 1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8 профсоюзов: профсоюзы начальных классов и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников политики - просветительских учреждений.

В связи с реорганизацией, проходившей в стране, Орловская область с 1930 по 1937 годы не существовала самостоятельно. Она с 1930 по 1934 годы входила в Центральную Черноземную область с областным центром в городе Воронеже, а с 1934 по 1937 годы - в Курскую область. К сожалению, за эти годы невозможно проследить историю развития профсоюзного движения на Орловщине. Поскольку все материалы находятся в Воронежском и Курском областных архивах.

Орловский областной Архив также не располагает материалами о деятельности профессионального Союза с 1938 по 1945 годы. Всему виной Великая Отечественная война.

По сведениям Архива, в 1946 году в области уже действовал профессиональный Союз работников начальной и средней школы, насчитывающей в своих рядах более 14 тысяч человек. Членство в Профсоюзе составляло 92%. В послевоенные годы область была большой (т.к. в нее входила часть территории Брянской области) и насчитывала 47 районов. Помимо сегодня существующих районов в области были: Володарский, Волынский, Дросковский, Долгоруковский, Елецкий, Красненский, Моховской, Измалковский, Никольский, Русско-Бродский, Становлянский, Судбищенский, Тельченский, Чернавский, Чибисовский районы. Во всех этих районах были созданы райкомы Профсоюза.

В 1946-1949 годы учреждения образования области всего на 60% были обеспечены топливом, учебниками и школьно-письменными принадлежностями; в школах не хватало учителей-специалистов, из 625 директоров средних и семилетних школ всего 137 человек (22%) имели соответствующее образование; на 2-3 месяца задерживалась заработная плата. В области, как и по всей стране, было голодно. Хлебный паек учителя составлял 500гр. в день, а детей и нетрудоспособного населения - по 100-150гр., и не всегда население было обеспечено этим пайком. На 1 сентября более 3,5 тысяч детей области в школы не являлись, успеваемость в отдельных районах (Долгоруковский, Колпнянский, Покровский) составляла всего около 70%.

Исходя из этих трудностей, профессиональный Союз принимал участие в обеспечении школ учебниками, подготовкой кадров учителей через заочное отделение, боролся за улучшение материально-бытового состояния учителей, вел агротехническую пропаганду среди огородников и соревнование за получение высоких урожаев, участвовал в борьбе за сохранность контингента учащихся и повышение успеваемости. В 1946 по 1950 годы Орловский областной профессиональный Союз работников начальной и средней школы возглавляла Ляшкова.

В 1951-1952 годы страна достигла довоенного уровня развития и вопросы образования, воспитания выдвигаются в один ряд с крупнейшими хозяйственно-политическими задачами. В эти годы профессиональный Союз области окреп. Он уже имел 4 Дома учителя, 8 профсоюзных библиотек, загородный пионерский лагерь для детей работников образования. Профсоюзы области имели 4 Дома отдыха: «Ботаника», «Красная поляна», «Красный рог» и «1 мая», в которых только за летние месяцы отдыхало более 200 учителей.

В 1950-1955 годы обком профсоюза возглавлял Леонтьев Петр Иванович.

В конце 50-х начале 60-х годов Орловский профессиональный Союз насчитывал в своих рядах 22 тысячи человек и большое внимание в своей работе уделял вопросам воспитания школьников, повышению квалификации учителей и трудовому законодательству. Он анализировал работу детских садов и площадок, внешкольных учреждений, участвовал в организации горячего питания детей. С 1955 по 1967 годы обком возглавляла Булкова Надежда Дмитриевна.

В 1970-1980 годы профессиональный Союз в области насчитывал 25 тысяч человек, членство в Профсоюзе составляло более 99% и объединял 630 первичных профсоюзных организации. В эти годы обком больше занимался организацией режима труда и отдыха учителей, рациональным использованием учебного времени, вопросами быта и охраны труда. Эти годы деятельности Союза характеризуются еще и тем, что многие вопросы жизни и деятельности учреждений изучались, анализировались и оценивались совместно с областным отделом народного образования. В результате чего вырабатывался единый подход к их разрешению.

С 1967 по 1976 годы обком возглавляла Бакаева Евгения Георгиевна.

В 1976 году на 15 отчетно-выборной конференции председателем обкома был избран Алейкин Сергей Васильевич.

С 1988 по 1992 годы обком возглавлял Ипполитов Евгений Михайлович.

На состоявшемся 26-27 сентября 1990 года Всероссийском учредительном Съезде было провозглашено создание профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым председателем профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев Владимир Михайлович, который на II Съезде в 1995 году был повторно избран.

В 1991 году все отраслевые Профсоюзы области пережили трудный момент в своей жизни. Чтобы осуществить развал единственно уцелевшей общественной организации, администрация области принимает решение и запрещает производить уплату членских профсоюзных взносов безналичным путем. Большая разъяснительная работа о целях и задачах Союза, использование средств Профсоюза, а самое главное, возросшая реальная активность по социальной защите работников через организацию пикетов, митингов, забастовок, заключение с административными органами Соглашений и коллективных договоров, позволили не только сохранить, но и укрепить Профсоюз. В 1992 году областная организация Профсоюза работников народного образования и науки возросла более чем на 9 тысяч человек и насчитывала в своих рядах более 36 тысяч членов Профсоюза и объединяла 798 первичных профорганизаций.

С 1992 по 2010 года областную организацию Профсоюза возглавлял Меркулов Николай Георгиевич.

С 1994 по 1999 год в стране и области было тяжелое время: задолженность по заработной плате работникам образования составляла от 3-х до 9-и месяцев, не предоставлялись социальные льготы, в магазинах не было обуви, одежды. Чтобы предотвратить бесконечные очереди в магазинах и обеспечить население жизненно-важным товаром, на продукты питания и моющие средства была введена талонная система.

Эти годы для Профсоюза стали настоящим испытанием. Профкомы в коллективах выполняли самую неблагодарную миссию - распределяли обувь, одежду, ткани, посуду, бытовую электротехнику.

26 сентября 1995 года Орловская областная организация Профсоюза вышла на первую свою отраслевую однодневную забастовку. В ней с полной отменой занятий приняло участие 168 школ и 44 дошкольных учреждения области. 404 коллектива в этот день провели митинги, собрания и направили телеграммы в адрес Президента, Правительства и Государственной думы РФ.

С 2000 года в стране и области экономическое и социальное положение начало улучшаться: заметно сократилась, а потом полностью ликвидирована задолженность по заработной плате работникам образования, восстановлены социальные гарантии и льготы, происходило насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами, улучшалось торговое обслуживание населения. Более стабильная обстановка в обществе и коллективах позволила Профсоюзу уделить внимание развитию внутрисоюзной деятельности, активизации работы первичных организаций через различные конкурсы и смотры.

С 2005 года в первичных, районных и областной организациях Профсоюза начинает происходить подъем их деятельности. Заключение коллективных договоров и районных Соглашений делают работодателей и Профсоюз социальными партнерами, заставляют слышать друг друга и объединять совместные усилия на решение существующих проблем и задач. В каждом районе проводится конкурс среди руководителей образовательных учреждений на звание «Лучший социальный партнер первичной профсоюзной организации!».

С 2009 года, несмотря на закрытие и реорганизацию учебных заведений из-за резкого сокращения детей школьного возраста, областная организация Профсоюза оживила свою деятельность.

Постоянный диалог с органами власти на заседаниях Комитета областного Совета народных депутатов, комиссиях по регулированию социальных и трудовых отношений, на встречах с руководством области способствует решению проблем.

С 2010 по 2022 года областную организацию Профсоюза возглавляла Перелыгина Надежда Михайловна.

В настоящее время председателем областной организации Профсоюза является Скуридин Владимир Александрович.

Сегодня областная организация Профсоюза так же, как и весь Общероссийский Профсоюз образования, является самой многочисленной, боевой и сплоченной.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо