О пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников
О ситуации с подготовкой к проведению пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения, полномочиями, по утверждению которых федеральным законом наделено Правительство Российской Федерации
Минпросвещения России в 2021 году был проведен мониторинг заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных организаций шести субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия, Белгородская, Кировская, Нижегородская, Сахалинская и Ярославская области), определенных в качестве пилотных регионов по согласованию с государственными органами субъектов РФ.
В мониторинге приняли участие педагогические работники из 152 государственных и муниципальных образовательных организаций (далее – пилотные организации) по всем уровням образования и 27 педагогическим должностям.
Проанализировав данные заработной платы 5000 педагогических работников в части ее структуры, размеров и особенностей начисления
за 3 месяца их работы (сентябрь-ноябрь 2021 г.) Минпросвещения России было выявлено следующее:
подходы к определению размеров ставок заработной платы педагогических работников существенно различаются между пилотными регионами;
доля выплат по ставкам заработной платы (окладам) педагогических работников пилотных организаций в структуре заработной платы достаточно низкая, размер ставки заработной платы (должностного оклада)
в большинстве случаев ниже минимального размера оплаты труда;
достижение целевых значений заработной платы педагогов, определенных указами Президента Российской Федерации от 2012 г., как правило, обеспечивается достаточно высокой педагогической нагрузкой (более 1,3 ставки);
подходы к формированию перечня и размерам выплат стимулирующего и компенсационного характера различаются между пилотными регионами и образовательными организациями.
В отчете в Правительство Российской Федерации по итогам выявленных особенностей Министерством просвещения Российской Федерации предложены следующие подходы к системе оплаты труда
в рамках проведения пилотной апробации:
определить единый для всех пилотных организаций порядок формирования ставки заработной платы педагогических работников;
при определении размера ставки заработной платы (должностного оклада) педагогических работников в качестве расчетного показателя использовать величину, равную МРОТ;
привязать расчет размеров ставки заработной платы (должностного оклада) педагогических работников в зависимости от квалификационных уровней профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, используя коэффициенты сложности (от 1,05
до 1,2), а также дополнительно коэффициент региональной экономической дифференциации по каждому квалификационному уровню.
ввести перечень обязательных выплат стимулирующего и компенсационного характера и единые подходы к их назначению. Предусмотреть возможность расширять перечень и увеличивать размеры выплат по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Перечень выплат компенсационного характера:
за классное руководство (региональная выплата);
за проверку письменных работ;
за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
за руководство методическими объединениями, предметными, цикловыми и методическими комиссиями;
за работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
за осуществление индивидуального и (или) группового обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинской организации;
за осуществление индивидуального обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов, которые
по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации;
за работу с лицами, находящимися в учреждениях уголовно-исправительной системы;
за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
за выполнение педагогическими работниками, имеющими квалификационные категории «педагог-наставник» и «педагог-методист», дополнительной работы по методическому сопровождению и наставничеству в образовательной организации.
Перечень стимулирующих выплат:
за квалификационную категорию;
молодым специалистам;
за стаж непрерывной работы;
за работу в сельской местности;
за высокие результаты в работе;
за наличие государственных наград;
за ученую степень.
Учитывая, что Общероссийский Профсоюз образования не поддержал обсуждавшиеся в аппарате Правительства РФ варианты проведения пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников
в реальном формате в условиях включения в этот проект лишь нескольких десятков учреждений, введения новых условий оплаты труда только
в пределах сложившегося фонда оплаты труда в этих учреждениях, позиция Профсоюза была принята во внимание.
В настоящее время прорабатывается особый порядок реализации пилотного проекта в так называемом камеральном формате – в формате моделирования заработной платы на базе утвержденной тарификации педагогических работников на 1 сентября 2022 года и новых параметров оплаты труда. Вместе с тем, на момент подготовки августовских материалов срок проведения пилотной апробации в Правительстве Российской Федерации так и не установлен.
Предполагается, что порядок проведения пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников для последующего введения НСОТ может быть таким:
1) проведение пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников – второе полугодие 2022 года в формате камеральной апробации (моделирование зарплаты на основе направленных
в подведомственную Минпросвещения России организацию тарификаций
на начало 2022/2023 учебного года, без личного участия педагогических и руководящих работников 152 пилотных организаций;
2) анализ результатов проведения пилотной апробации в 6 субъектах РФ; принятие решений о дальнейших действиях: расширение географии проведения пилотной апробации, подготовка проектов постановлений Правительства РФ в 2023 году;
3) введение НСОТ на всей территории РФ – с сентября 2024 года
По предложению Общероссийского Профсоюза образования в Единый план мероприятий по реализации Генерального соглашения во 2 полугодии 2022 года для рассмотрения в Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений включены следующие вопросы:
1. О подготовке предложений по установлению порядка проведения пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций в целях внедрения новой системы оплаты труда – сентябрь 2022 года;
2. О результатах моделирования заработной платы педагогических работников отдельных образовательных государственных и муниципальных организаций пилотных регионов на основе применения единых требований
к оплате труда – ноябрь 2022 года.
Источник: Информационно-аналитические материалы, подготовленные Общероссийском Профсоюзом образования, к августовским педагогическим совещаниям 2022 года.