Главная / Деятельность / Краевая трехсторонняя комиссия

О важности соблюдения органами местного самоуправления Приморья статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации

Пресс-служба Профсоюза. 18.12.2021
Печать

16 декабря 2021 года на заседании Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшейся в режиме видеоконференцсвязи, в которой принимали участие руководители всех муниципальных образований Приморского края, рассматривался очень важный для Приморья вопрос, инициированный профсоюзами: «О соблюдении органами местного самоуправления статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации в части обязательного рассмотрения (обсуждения) соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда».

Из выступления Кравченко Дмитрия Владимировича – заместителя председателя СОП «Федерация профсоюзов Приморского края»:

Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и другие законы Приморского края, иные нормативные правовые акты Приморского края и муниципальные правовые акты по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.

Инициатива в принятии того или иного акта в сфере труда может исходить как от государственных органов, органов местного самоуправления, так и от сторон или органов социального партнерства - профсоюзов (их объединений), объединений работодателей, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Приморского края» (далее – СОП «ФППК») является территориальным общественным объединением, представляющим собой объединение территориальных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, а в случае их отсутствия – первичные профсоюзные организаций.

Часть 1 статьи ст. 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет право комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или (в случае их отсутствия) соответствующих профсоюзов

(их объединений) и объединений работодателей на участие в разработке

и (или) обсуждении трех видов правовых актов: нормативных правовых актов (в т.ч. законопроектов), программ социально-экономического развития, иных правовых актов.

СОП «ФППК» наделена правом законодательной инициативы.

По инициативе СОП «ФППК» был принят Закон Приморского края

от 26.12.2014 № 531-КЗ «О социальном партнерстве в Приморском крае».

Действие Закона распространяется на работодателей, краевые объединения (союзы, ассоциации) работодателей, профсоюзные организации Приморского края и краевые объединения (ассоциации) профессиональных союзов, работников, органы исполнительной власти Приморского края и органы местного самоуправления. Так же установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечить условия для его реализации.

Проекты соответствующих правовых актов направляются в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее комиссии), а при их отсутствии - профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей. Последние принимают решения, отражающие их мнение по поводу представленных проектов, замечания и предложения, и доводят их до сведения органов, разработавших соответствующие проекты.

Органы местного самоуправления обязаны рассматривать и учитывать решения органов социального партнерства (или социальных партнеров).

Современное территориальное устройство Приморского края - это двенадцать городских округов и двадцать два муниципальных района (округа), всего 34 муниципальных образования.

С 2006 года в муниципальных образованиях Приморского края работают представительства СОП «ФППК» - координационные советы организаций профсоюзов (далее - КСОП). Руководит деятельностью на местах председатель КСОП.

Во всех муниципальных образованиях созданы и работают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, разрабатываются и принимаются трехсторонние соглашения. Это единственный правовой акт, который заключается всеми муниципальными образованиями Приморского края с участием социальных партнеров.

Иные правовые акты, затрагивающие социально-значимые отношения сторон в муниципальных образованиях, принимаются без учета мнения социальных партнеров, то есть с грубым нарушением норм действующего законодательства РФ. Правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат ли обязательному исполнению если приняты с нарушением?

Согласование проектов нормативных актов через комиссии проводится только во Владивостокском ГО, Пограничном МО, Хорольском МО.  

В этом году в муниципальных образованиях проходили заседания комиссий в основном в заочном формате, кроме следующих:

Дальнереченский ГО, Дальнереченский МР, Лазовский МО, Лесозаводский ГО, Октябрьский МО, Ольгинский МР, Пожарский МР.

Законом Приморского края «О социальном партнерстве в Приморском крае» возлагает обязанность по организации и проведению заседаний комиссий на муниципальные образования. В этих муниципальных образованиях нет вопросов для обсуждения сторонами социального партнерства?

Так же и в межведомственные комиссии муниципальных образований не всегда получают приглашение на участие представители профсоюзов. Межведомственные комиссии работают с участием представителей профсоюзов в основном по охране труда, налоговой и социальной политике и организации отдыха и оздоровления детей, в большей части муниципальных образований.

Представители профсоюзов прилагают много усилий для того что бы попасть на прием к Главе муниципального образования и обсудить волнующие их вопросы. Ни в одном муниципальном образовании нет практика встреч глав с представителями профсоюзов.

А Губернатор Приморского края такие встречи проводит ежегодно, знает о проблемах и принимает меры к их решению.

Основная задача исполнительная власти в муниципальном образовании - это создание наиболее комфортных условий для населения и бизнеса. А это возможно при условии, когда стороны социального партнерства работают над решением проблем вместе и в рамках действующего законодательства РФ и Приморского края.

 

Информация по вопросу от министра труда и социальной политики Приморского края Светланы Викторовны Красицкой:

В соответствии со ст.75.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство.

Правовые основы функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Приморском крае определяет Закон Приморского края от 26 декабря 2014 года № 531-КЗ «О социальном партнерстве в Приморском крае» (далее – Закон ПК о социальном партнерстве).

Согласно статьям 9, 20, 23, 25 Закона ПК о социальном партнерстве механизм социального партнерства реализуется в крае в рамках:

Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

регионального Соглашения между профсоюзами, работодателями и Правительством Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2020-2022 годы;

территориальных трехсторонних комиссий в 34 муниципальных образованиях края;

территориальных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, заключенных в 34 муниципальных образованиях края.

На сегодняшний день во всех 34 муниципальных образованиях края созданы трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключены территориальные трехсторонние соглашения о регулировании социально-трудовых отношений.

Статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечить условия для участия соответствующих трехсторонних комиссий в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.

Участие сторон социального партнерства в формировании законодательства в сфере труда способствует выработке обоснованного общественного мнения в процессе подготовки и реализации органами власти управленческих решений и стратегических проектов.

Одновременно, обязательное участие Трехсторонних комиссий регионального и территориального уровней в формировании законодательства Приморского края в сфере труда закреплено в статьях 13, 20 Закона ПК о социальном партнерстве, а также в региональном и территориальных трехсторонних соглашениях.

В рамках обязательств, предусмотренных п. 6.13 регионального Соглашения, стороны социального партнерства совместно рассматривают проекты законодательных и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Приморского края в сфере труда. 

В 2021 году согласно ст. 35.1 ТК РФ на региональном уровне обеспечено участие Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в обсуждении 29 проектов нормативных правовых актов краевого значения по вопросам социально-трудовых отношений. Сторонами социального партнерства рассмотрены:

3 проекта законов Приморского края (об индексации заработной платы, о квотировании рабочих мест, о прожиточном минимуме в Приморском крае);

1 проект постановления Губернатора Приморского края (о компенсации расходов по бесплатному проезду и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из краевого бюджета, и проживающим в местностях Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера);

6 проектов постановлений Правительства Приморского края (об оплате труда и индексации заработной платы);

1 проект распоряжения Правительства Приморского края (о прогнозных значениях среднемесячной начисленной заработной платы);

18 проектов приказов органов исполнительной власти края (об оплате труда работников подведомственных краевых учреждений и индексации заработной платы).

Министерством труда и социальной политики Приморского края проведен мониторинг исполнения ст. 35.1 ТК РФ органами местного самоуправления в 2021 году на основе данных, представленных главами муниципальных образований (приложение1).

Анализ представленных сведений позволяет сделать вывод о том, что вопросу развития территориальной системы социального партнерства

в муниципальных образованиях края уделяется недостаточное внимание.

В 7 муниципальных образованиях края трехсторонние комиссии существуют формально, заседания не проводятся, отсутствует диалог

с профсоюзами и работодателями (Дальнереченский ГО, Дальнереченский МР, Дальнегорский ГО, Октябрьский МО, Ольгинский МР, Хасанский МР, Тернейский МО). 

По данным мониторинга в 2021 году в муниципальных образованиях края проведено 55 заседаний трехсторонних комиссий, на которых рассмотрено

167 актуальных вопросов в сфере оплаты труда, охраны труда и занятости населения.

В 13 муниципальных образованиях края организована системная работа территориальных трехсторонних комиссий. Это Владивостокский ГО

(3 заседания, 15 вопросов), Артемовский ГО (2 заседания, 8 вопросов), Находкинский ГО (3 заседания, 10 вопросов), Партизанский ГО (4 заседания,

9 вопросов), ГО Спасск-Дальний (2 заседания, 14 вопросов), Красноармейский МР (3 заседания, 9 вопросов), Надеждинский МР (2 заседания, 8 вопросов), Партизанский МР (2 заседания, 7 вопросов), Пожарский МР (7 заседаний,

14 вопросов), Спасский МР (3 заседания, 12 вопросов), Хорольский МО

(2 заседания, 10 вопросов), Черниговский МР (3 заседания, 12 вопросов), Яковлевский МР (2 заседания, 5 вопросов).

Согласно ст. 35.1 ТК РФ в 2021 году на территориальном уровне рассмотрено 49 нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Не исполнено требование ст. 35.1 ТК РФ в 17 муниципальных образованиях края (Артемовский, Арсеньевский, Лесозаводский, Дальнегорский, Дальнереченский городские округа, Анучинский, Лазовский, Октябрьский, Тернейский, Ханкайский муниципальные округа, Надеждинский, Красноармейский, Дальнереченский, Ольгинский, Партизанский, Хасанский, Шкотовский муниципальные районы).

Следует отметить, что согласно ст. 50 ТК РФ министерством труда и социальной политики Приморского края проводится уведомительная регистрация территориальных трехсторонний соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, в рамках которой вопросу соблюдения обязательных требований ст. 35.1 ТК РФ органами местного самоуправления уделяется особое внимание. 

Достижение конструктивного диалога между властью, бизнесом и профсоюзами на всех уровнях социального партнерства обеспечит гарантию соблюдения трудовых прав работников, отсутствие коллективных трудовых споров, социальную стабильность в обществе.

В целях развития территориальной системы социального партнерства считаем необходимым рекомендовать главам муниципальных образований обеспечить:

системную работу территориальных трехсторонних комиссий;

участие территориальных трехсторонних комиссий в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере труда согласно ст.35.1 ТК РФ.

Информация о работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в 2021 году (по данным органов местного самоуправления)

Председатель Приморской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Ирина Григорьевна Мариш также отметила важность взаимодействия на местах Управлений образования с территориальными профсоюзными организациями, указав на то, что отраслевые соглашения между Управлениями образования и территориальными   профсоюзными организациями подписаны  только в 2 муниципальных образованиях края: во Владивостокском городском и Чугуевском окружном.

 

Заслушав и обсудив информацию СОП «ФППК» и  министерства труда и социальной политики Приморского края по вопросу: «О соблюдении органами местного самоуправления требований статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации в части обязательного рассмотрения (обсуждения) соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда», Комиссия приняла следующее решение:

«Главам муниципальных образований Приморского края обеспечить:

-системную работу территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

-обязательное участие территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов местного самоуправления в сфере труда в соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

-заключение территориальных трехсторонних соглашений о регулировании социально-трудовых отношений между работодателями, профсоюзами и администрациями муниципальных образований;

-представление информации о проведенной работе в секретариат Комиссии ежегодно не позднее 25 января года, следующего за отчетным».

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо