Главная / Деятельность / Совет по правовой работе

Особенности индексации пенсий в 2016 году

Пресс-служба Профсоюза. 10.02.2016
Печать

С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее – Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ), который приостанавливает до 1 января 2017 года действие федеральных законов, определяющих порядок индексации пенсий, порядок ежегодного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента, порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также порядок ежегодного увеличения размера страховой пенсии.
Наиболее остро обсуждаемый в этой связи вопрос – отмена индексации пенсий и корректировки пенсии работающим пенсионерам (пункт 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)

Для справки:
С 1 января 2015 года правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон о страховых пенсиях), и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в соответствии с которыми в систему обязательного пенсионного страхования РФ вводятся два вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия. Таким образом, привычного понятия «трудовая пенсия» с ее составными частями, страховой и накопительной, больше не существует.
Изменениями, вступившими в силу с 01.01.2015 г., упразднено также понятие «фиксированный базовый размер», вместо него вводится понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии», которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона о страховых пенсиях.
Вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона о страховых пенсиях. Таким образом, фиксированная выплата к страховой пенсии индексируется, а страховые пенсии – корректируются.

Факт осуществления трудовой деятельности будет устанавливаться на основании сведений индивидуального персонифицированного учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода (квартала). В 2015 году это 30 сентября 2015 года. Таким образом, для проведения индексации пенсии с 1 февраля 2016 года факт осуществления трудовой деятельности будет определяться по сведениям, представленным работодателем за 9 месяцев 2015 года.

Для справки:
Действие указанных изменений распространяется на всех застрахованных лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Это могут быть граждане, работающие по трудовому договору, самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и др.), выполняющие услуги по договорам гражданско-правового характера (договор возмездного оказания услуг, договор подряда и др.).

В случае прекращения трудовой деятельности позже, в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в территориальное отделение Пенсионного фонда России заявление и документы (в соответствии с пунктом 2.4 статьи 21 Федерального закона о страховых пенсиях), подтверждающие факт прекращения трудовой деятельности.
После 31 мая 2016 г. факт осуществления трудовой деятельности будет определяться ПФР автоматически в соответствии с упрощенными отчетами, которые вводятся для работодателей со 2 квартала 2016 года. Таким образом, подавать в пенсионный фонд заявление нужно только тем пенсионерам, которые прекратили или прекратят трудовую деятельность в 4-ом квартале 2015 года или 1-ом квартале 2016 года, начиная с 1 января 2016 года, то есть сразу после вступления в силу нового Федерального закона.
После обработки отчетности, из которой будет следовать, что пенсионер прекратил работать, пенсию станут начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.
Следует учитывать, что суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом ее повышения) будут выплачиваться пенсионерам, прекратившим осуществление трудовой деятельности, в размере, исчисленном с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления ими трудовой деятельности (пункт 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ). Таким образом, пенсионеры не получат лишь денежные средства при проведении индексации и (или) корректировки во время осуществления ими трудовой деятельности.
На данный факт нужно обратить особое внимание, поскольку в конце 2015 года были зафиксированы случаи, когда работники по собственной инициативе прекращали трудовые отношения, полагая, что при продолжении ими трудовой деятельности размер страховой пенсии при прекращении трудовой деятельности будет ниже.
Необходимо также отметить, что и после проведения индексации и (или) корректировки пенсионер вновь может трудоустроиться, при этом, в соответствии с пунктом 8 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, размер его пенсии уменьшен не будет. Таким образом, ежегодное возобновление пенсионерами трудовой деятельности после проведения очередной индексации и корректировки может способствовать сохранению размеров страховой пенсии.
Что касается неработающих пенсионеров, то законодательство предусматривает индексацию страховой пенсии (фиксированной выплаты) с 1 февраля 2016 года лишь на 4%, по данным же Росстата официальный уровень инфляции на начало 2016 г. составляет 12,9%, что превышает размеры индексации почти в 3 раза.
Таким образом, с 1 февраля 2016 года на 4 процента будет проиндексирована стоимость одного пенсионного балла и размер фиксированной выплаты. В соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ по итогам индексации стоимость одного балла составит 74 рубля 27 копеек (в 2015 году – 71 руб. 41 коп.), а размер фиксированной выплаты – 4 558 рублей 93 копейки (в 2015 году – 4 383 руб. 59 коп.).
Средний размер страховой пенсии в 2016 году увеличится на 490 рублей и составит 12 тыс. 603 рубля.
Если же говорить о корректировке пенсии неработающим пенсионерам, Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ устанавливается, что корректировка пенсии будет проведена по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере.
Приостановка действия гарантийной нормы об индексации пенсий не ниже уровня инфляции, закрепленной в статье 25 Федерального закона о страховых пенсиях, предусмотрена до 1 января 2017 года, и связана с нестабильностью в российской экономике, поэтому увеличение коэффициента индексации пенсий в дальнейшем будет полностью зависеть от возможностей федерального бюджета по результатам его исполнения.

Для справки:
15 декабря 2015 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год». По данным, представленным на сайте Пенсионного фонда РФ, по доходам бюджет ПФР на 2016 год сформирован в сумме 7 528,8 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета – 7 421,6 млрд. рублей), это на 105,3% больше, чем в 2015 году.
Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6 539,1 млрд. рублей (это на 104,2 % выше, чем в 2015 году). Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5 972,9 млрд. рублей. Планируемый объем поступлений страховых взносов в бюджет фонда – 4 060,35 млрд. рублей. Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, за счет естественного роста численности пенсионеров в РФ увеличится по сравнению с 2015 годом более чем на 546 тыс. и достигнет 43,2 млн. человек. Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Численность ее получателей на начало 2016 года составит более 39 млн. человек.
Таким образом, как и в прошлом году, бюджет ПФР на следующий год принят с очень большим (фактическим) дефицитом, который будет компенсироваться посредством межбюджетных трансфертов, то есть за счет средств федерального бюджета.

В октябре 2015 г. Профсоюз в рамках Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы РФ принимал активное участие в обсуждении проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. В обращениях Ассоциации профсоюзов было изложено мнение, что представленный проект не может быть поддержан, поскольку он нарушает права работающих пенсионеров и будет восприниматься ими как мера наказания за продолжение трудовой деятельности, особенно в отраслях экономики, вынужденных в массовом порядке использовать труд пенсионеров из-за дефицита кадров на низкооплачиваемых должностях (здравоохранение, образование, социальное обслуживание и т.п.), при этом игнорируется факт уплаты работодателями страховых взносов в ПФР за работающих пенсионеров. Кроме того, в обращениях было высказано мнение, что отсутствие ограничения срока применения нормы, исключающей проведение индексации для работающих пенсионеров, не может быть оправдано сложным экономическим положением, влияющим на формирование федерального бюджета.
Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, закрепление механизма исчисления пенсий и определение порядка индексации как одного из способов повышения их размеров являются компетенцией законодателя, который вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития, при этом, однако, соблюдая конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ предусматривает ряд положений, которые содержат дискриминационный подход к индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров по сравнению с пенсионерами, которые не работают, поэтому нельзя исключить, что в ближайшее время могут последовать обращения граждан в суд за восстановлением нарушенных пенсионных прав.


Дорохина Жанна,
заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза,
кандидат юридических наук

Усатов Александр,
правовой инспектор труда Кировской областной
организации Профсоюза,
член Совета по правовой работе при ЦС Профсоюза

Источник: «Мой профсоюз», №04 от 28 января 2016 года

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо