ПРОФСОЮЗНЫЕ ЛИДЕРЫ РАССКАЗАЛИ КАК ЖИВЁТСЯ И РАБОТАЕТСЯ ПЕДАГОГАМ В РЕГИОНАХ
Сколько стоит российский учитель
Накануне Дня знаний профлидеры рассказывают о зарплатах педагогов и помощи им
1 сентября стало хорошим поводом выяснить, как живётся и работается представителям важнейшей профессии — педагогам. Без учителя не будет ни врача, ни учёного, ни IT-специалиста, ни солдата. Разговор центральной профсоюзной газеты «Солидарность» с представителями Общероссийского Профсоюза образования четырёх очень разных регионов определил основные проблемы, с которыми сталкивается российский учитель. Одни из них — отдадим должное региональным властям и профсоюзам — постепенно решаются. Другие остаются болезненными и по-прежнему нуждаются в пристальном внимании государства и общественности. Прежде всего речь шла об оплате труда учителя. Без достойной оплаты, справедливо замечали нам, трудно говорить об авторитете профессии.
Разговор о ситуации в отечественном образовании и сложностях, встающих перед педагогом, председатель Ярославской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Алексей Соколов предложил разделить на две части — как это определено в законе «Об образовании в Российской Федерации». Там записано, что российским обществом и государством признаётся особый статус педагогических работников, и этот статус обеспечивается разными мерами социальной поддержки.
— Особый правовой статус состоит из нескольких составляющих. И прежде всего — это материальное вознаграждение за сделанную специалистом работу. Оно тесно связано с понятием морального авторитета, которым социум награждает учителей и воспитателей, — говорит он.
Обе стороны этой медали необходимы, и обе, по мнению наших собеседников, нуждаются в корректировке.
Разновекторный Ярославль
Старинный приволжский город внезапно оказался довольно успешным на образовательной ниве. В этом году количество заявлений в педагогические колледжи Ярославля выросло на 10% — как и в Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского. Алексей Соколов видит в этом растущий интерес выпускников к профессии.
И всё же относительная близость региона к Москве играет с ним злую шутку. Развитая транспортная система позволяет ярославским педагогам, «особенно — талантливым и высокопрофессиональным», реализоваться в Москве или Подмосковье. Поэтому школы Ярославской области испытывают сложности с комплектованием педагогического состава, что характерно для многих субъектов Центрального федерального округа. Основная причина профессиональной миграции — уровень вознаграждения за учительский труд в столице по-прежнему заметно выше, чем в Ярославле. Алексей Владимирович раскрывает детали сложившегося положения дел:
— Недавно по инициативе президента страны было принято решение: с 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда в бюджетной сфере превысит 19 тысяч рублей. Это хорошо. Но педагоги задают справедливый вопрос: когда мы говорим о повышении МРОТ, приведёт ли это к аналогичному увеличению зарплат всех категорий работников бюджетной сферы?
Сегодня ярославский педагог с высшим профобразованием, стажем больше 15 лет, высшей квалификационной категорией получает при полной нагрузке (18 часов в неделю) должностную ставку ниже планируемого МРОТ — чуть больше 18 тысяч рублей. «И это мы говорим о золотом фонде педагогов, об элите профессии», — отмечает председатель региональной организации Профсоюза.
В ярославской профорганизации очень надеются, что ситуация изменится. Так, на педагогическом совещании в августе губернатор области Михаил Евраев обещал повысить финансовое обеспечение педагогов региона. А пока различия в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда стираются.
— Понятно, что на деле педагог будет работать больше 18 часов, что ему установят доплату за классное руководство и другие функции. Но это будет потом. Позиция же нашего Профсоюза ясна: учитель изначально должен получать достойное вознаграждение за труд, — говорит Алексей Соколов.
В области не в лучшей ситуации находятся сельские муниципальные образования. С развалом системы совхозов и колхозов перспектива на селе для молодёжи туманна. Подобно тому, как из Ярославля выпускники педвузов едут в Москву, сельская молодёжь, в том числе потенциальные сельские учителя, видят своё будущее в крупных региональных центрах — Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском.
Местная власть понимает проблемы в отрасли: у области ограниченные возможности, в том числе финансовые, но Профсоюз всегда находит поддержку у губернатора, отмечает председатель региональной организации Профсоюза. На традиционном областном августовском совещании педагогов прозвучала новая губернская инициатива: с 2023 года ежегодно ярославским педагогам будут выделять 70 премий по 100 тысяч рублей за достижения в профессиональной сфере. Это хороший пример, как региональные власти могут поддержать педагогическую элиту региона, считает профлидер.
Но есть регионы, где и в центре, и на селе ситуация куда более критическая, чем в относительно успешном Ярославле.
Омск: нефть есть, учителей нет?
Омская область, граничащая с Казахстаном на юге и Тюменской областью на севере, оказалась в конце рейтинга регионов Российской Федерации по качеству жизни: 66-е место из 85. Тем самым регион попал в число 20 наименее привлекательных для жизни и развития.
Структуру занятости в областном центре определяет нефтехимическая промышленность. В Омске работают каучуковый и агрегатный заводы, но самое крупное предприятие в регионе — нефтеперерабатывающий завод «Газпромнефть-ОНПЗ».
— На нефтезаводе, наверное, мечтает работать каждый житель города, — признаётся главный специалист Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Полина Карась. — По уровню зарплат его работники для остальных омичей просто недосягаемы.
Однако большая часть уплачиваемых предприятием налогов идёт в Санкт-Петербург, а не в местный бюджет. Регион переживает большой отток жителей. Выпускники омских вузов стараются уехать в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск. Жители сёл стремятся перебраться в областной центр или другие регионы.
Миграционные процессы приводят к специфической для Омской области — в том числе для педагогов — «женской» проблеме: в регионе непропорционально мало мужского населения. Мужчины уезжают на заработки в соседнюю Тюменскую область и Заполярье — в Сургут и Ханты-Мансийск с их привлекательными зарплатами. Уезжают — и с новых мест работы не возвращаются. В итоге распадаются семьи или же женщины, и педагоги тоже, вынуждены ехать вслед за мужьями. На социальные проблемы накладываются профессиональные.
О том, как приходится работать оставшимся учителям, рассказывает Полина Карась:
— Норма рабочего времени за ставку зарплаты преподавателя — 18 часов в неделю. Реформа оплаты труда, дефицит кадров привели к тому, что для нормальной жизни учителям приходится брать и 40-часовую, и даже 60-часовую нагрузку. И это лишь аудиторная занятость. А ещё — классное руководство, дополнительные занятия с детьми. Надо готовиться к урокам, проверять тетради, писать учебные планы. Только при таком режиме ему удаётся заработать свои 40 тысяч. В сельской школе нашего региона учительница может одновременно вести географию, биологию, труд для девочек и ещё дистанционно преподавать в школах отдалённых деревень, откуда трудно возить детей в главное здание. Это — работа на износ.
Обком Профсоюза совместно с региональным министерством как могут пытаются облегчить жизнь педагогов. В регионе действует ряд мер социальной поддержки педагогов. Одна из них — ежемесячная компенсация (2300 рублей) расходов на оплату жилья, отопления и освещения, но с 2017 года эта выплата не индексировалась. Причём цены на коммунальные услуги постоянно растут, а уровень жизни педагогов остаётся прежним.
На ситуацию вокруг выплат сельским педагогам Профсоюз неоднократно обращал внимание Министерства образования и правительства области. Но на обращения местные власти отвечают: «В нашем регионе ещё не самая тяжёлая картина по России — в некоторых социальной поддержки ещё меньше».
— Нам приходят отписки. Проблема не решена, индексации по-прежнему нет, — с горечью отмечает Полина Борисовна. Но именно работу с соцпартнёрами областная организация Профсоюза считает своей самой важной задачей: — Чтобы нас услышали, чтобы пошли навстречу. Хотя, вероятно, такая же непростая ситуация во многих удалённых от центра регионах. Но мы стараемся работать, — не опускает рук и не теряет надежды наша собеседница.
Якутия: огромные просторы, деятельная власть
Знакомство с Республикой Саха (Якутией) лучше начать с цифр. Её территория — 3 миллиона квадратных километра, но миллионный житель здесь появился на свет только в 2023 году. Плотность населения в регионе — 0,32 человека на 1 квадратный километр (для сравнения: в Москве — около 5000 человек на 1 квадратный километр). При этом официально треть населения республики живёт в Якутске, но на деле цифра больше. В состав Якутии входят 35 районов, из которых 13 имеют статус северных и арктических, 6 из них граничат с Северным Ледовитым океаном.
Поскольку население Якутии в основном сельское, распределённое по огромной территории, здесь крайне болезненны транспортные проблемы. В отдалённые сёла самолёты не летают. Бывает, что в распутицу люди не могут доехать даже до своего райцентра. Сейчас в республике активно строят дороги, но пока их сетью удаётся охватить лишь промышленные территории, крупные сёла, районные центры. Полным ходом идёт и газификация, но в сёлах дома по-прежнему топят углём, который доставляют летом на баржах, а в отдалённых деревнях сохраняется печное отопление. Как итог в сельской местности складывается тяжёлая демографическая ситуация:
— Люди уезжают, и прежде всего потому, что для мужчин нет работы, — объясняет председатель Якутской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования Янина Щепанская. — Советские совхозы держали людей, но сейчас в селе рабочих мест не так много. Женщина может устроиться в школу учителем или уборщицей, мужчина — сторожем. Или зачастую он безработный. Вот и выходит: жена-учитель получает из бюджета зарплату (которую в Якутии не задерживают), и вся семья живёт за её счёт. Плюс пособия на детей, пенсия бабушек, дедушек.
При этом для развития образования в Якутии делается очень много, отмечает наша собеседница:
— Надо отдать должное правительству и главе республики — ни одна сельская школа, ни один детский сад не были закрыты, даже если там осталось всего 5—10 детей. Образовательная структура в Якутии сохранена.
Более того, за 2018—2022 годы в республике построены 42 школы — в основном в сельской местности, в райцентрах появилось 72 новых детских сада. До конца этого года планируется открыть ещё 12 школ, 4 детских сада и 2 пристройки к школам. 97% детей от 1,5 до 3 лет в Якутии обеспечены детскими садами.
На фоне многих других регионов и ситуация с зарплатами учителей в Якутии выглядит более чем приемлемой. Но для этого региональной организации Профсоюза пришлось прилагать усилия.
— Проблема с окладами в бюджетных отраслях характерна для всей России, — объясняет Янина Станиславовна. — Она возникла в 2006 году, когда была отменена единая тарифная сетка, определявшая зарплату бюджетников. С 2007 года в России вели эксперимент: в 21 регионе зарплата учителям должна была начисляться на основе так называемого ученико-часа, который ставил доход учителя в зависимость от числа учеников в классе. По этой системе выгодно работать в городах. А какой может быть ученико-час на селе, где во всей школе пять учеников?..
Ещё в 2006 году Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования, оспаривая новую систему, писал письма в разные государственные инстанции. Тем не менее новый принцип оплаты всё-таки был введён. Тогда реском Профсоюза поставил перед профильным министерством региона задачу: педагогов небольших сельских школ и детских садов перевести на окладную систему оплаты труда, не зависящую от числа воспитанников.
Рескому Профсоюза удалось добиться своего. И сейчас во многих районах Якутии педагоги, пожелавшие вернуться к прежней системе оплаты труда, получают оклады. Сегодня региональный МРОТ вместе с северными коэффициентами — 39 198 рублей. Немного больше получают логопеды, социальные педагоги, школьные библиотекари, дефектологи, психологи. А якутские педагоги — те, кто работает на 1,5—2 ставки, имеет высшую квалификационную категорию, получает республиканскую и федеральную надбавки за классное руководство, — зарабатывают в месяц по 68—76 тысяч рублей. В прошлом году дважды повышали оклады и стимулирующие выплаты.
В октябре—ноябре 2022 года председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) Николай Дегтярёв предложил региональной организации Профсоюза вместе выехать в три района, изучить данную проблему на месте, выйти в учреждения в Якутске. После проверок он написал письмо председателю Государственного Собрания республики с просьбой провести парламентские слушания по зарплате учителей. Слушания состоялись в апреле 2023 года на заседании Комитета Государственного Собрания по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций. Выступили представители отраслевого Профсоюза и территориального объединения профсоюзов. По итогам заседания были даны рекомендации в адрес республиканского правительства и профильного министерства Якутии. Сейчас профсоюзы ждут, каковы будут решения этих структур и как они будут претворяться в жизнь. Разработка условий оплаты труда ещё продолжается в Министерстве просвещения Российской Федерации и Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования. Отрасль ждёт результатов с надеждой.
Подмосковье: самый богатый регион ЦФО страдает от близости к столице
Иная ситуация в Московской области. Там сегодня работает больше 113 тысяч педагогов: 63 тысячи — в школах, 35 тысяч — в детских садах, 7500 — в учреждениях дополнительного образования, 4000 — в колледжах и техникумах и 3500 — в вузах. В систему образовательных учреждений области входят комплексы, объединяющие школы и детсады; 40 колледжей; вузы. Областных вузов в Подмосковье осталось всего два, но в регионе работают три федеральных и 21 филиал 17 государственных вузов.
И детей в Подмосковье прибывает. В этом сентябре там установлен рекорд — в школы пришли 120 тысяч первоклассников. Пришлось открывать новые классы: в Одинцове вместо 4 классов открывают 7, в Королёве вместо 4 открывают 6.
Несмотря на, казалось бы, привилегированное географическое положение, повышение зарплаты — актуальный вопрос и для подмосковных учителей.
— Минимальная заработная плата всех работников образования в Подмосковье растёт. На основании трёхстороннего отраслевого соглашения она превышает 19 тысяч рублей, — отмечает заместитель председателя Московской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Вера Алхимова. — Но, к сожалению, последняя полноценная индексация зарплаты учителей в регионе проводилась в 2014 году. Минимальная зарплата в Подмосковье в целом — 19 тысяч, а начальный учительский оклад — 12—14 тысяч. Очевидно, что средняя зарплата (в Подмосковье у учителя — 65 тысяч) складывается на основе не одной ставки. Ставка предполагает 18 рабочих часов в неделю, а чтобы заработать 65 тысяч, преподавателю нужно работать на 1,5—2 ставки. Тогда он получает за них компенсационные — как и за проверку тетрадей, классное руководство, участие в региональных смотрах и конкурсах.
Дополнительный доход приносят учителям и «олимпиадники». В прошлом учебном году 370 ребят из Подмосковья стали победителями Всероссийской олимпиады школьников, 600 выпускников получили 100 баллов по ЕГЭ — за всё это воспитавшие их учителя получают доплаты. Перечень стимулирующих выплат записан в Положении об оплате труда, отраслевом соглашении и коллективном договоре, которые соблюдаются в каждой образовательной организации. А если сюда добавить оказание дополнительных платных услуг, то можно зарабатывать и больше 65 тысяч рублей.
Особая ситуация в Подмосковье и с сельскими школами. В области продолжается объединение образовательных организаций в комплексы и, конечно же, идёт соединение городских и сельских школ. Так что собственно сельских школ в области (за исключением отдалённых округов, таких как Каширский) практически не осталось. Однако существовавшее в бывших сельских школах 25-процентное повышение ставок к должностным окладам всё ещё сохранено, хотя эти школы уже объединены в комплексы с городскими.
При этом Московскую область не обошла и общая для всех регионов проблема миграционных потоков.
— Хотя Подмосковье по уровню зарплат лидирует в Центральном федеральном округе, оно несколько отстаёт от Москвы, где средняя зарплата учителя — 92 тысячи. Поэтому городские округа близко от Москвы — Реутов, Люберцы, куда сейчас к тому же проложили метро, — подвержены утечке хороших профессионалов.
Неудивительно, что, несмотря на относительное благополучие Подмосковья (по сравнению со многими российским регионами), Московская областная организация Профсоюза солидарна с региональными коллегами в определении своей главной задачи: добиться, чтобы зарплату педагогическим работникам индексировали на основе окладов, а не путём доплат.
— Доплаты носят разовый характер. А хотелось бы, чтобы увеличились ставки, причём не только педагогов, но и всех бюджетников, — уточняет позицию Профсоюза Вера Алхимова.
Со своей стороны, центральная профсоюзная газета «Солидарность» полагает: люди одной профессии, хорошо выполняющие одинаковые профессиональные обязанности, должны получать за свой труд сопоставимую зарплату.
Екатерина Жирицкая