Главная / Мероприятия / Заседания, конференции, акции и выступления

Профсоюз и органы управления образованием определили совместные задачи на новый учебный год

Пресс-служба Профсоюза. 20.08.2015
Печать

Педагогическая традиция сверять часы перед началом нового учебного года в этом году дополнилась новым полезным аспектом: впервые в качестве отдельной секции краевой августовской конференции проведено расширенное профсоюзное собрание, посвящённое 25-летию Общероссийского Профсоюза образования.

В нём в формате видеоселектора приняли участие 735 человек из всех городов и районов края: профсоюзные лидеры и руководители органов управления образованием и учебных заведений. Открывая мероприятие, заместитель Губернатора Алтайского края, начальник Главного управления образованием и молодёжной политики Юрий Денисов поблагодарил профсоюзных лидеров за оперативное реагирование на проблемы и активное взаимодействие с органами управления образованием, без которых решение ключевых вопросов отрасли было бы невозможным.

Юрий Абдуллаев, председатель Алтайской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

Абдуллаев-портрет"Сегодняшнее расширенное профсоюзное собрание даёт старт мероприятиям, посвящённым отмечаемому в сентябре текущего года 25-летию Общероссийского Профсоюза образования. В соответствии с решением VII Съезда Профсоюза, они должны пройти во всех профсоюзных организациях края – от региональных, городских и районных – до уровня первичек.

Конечно, 25-лет – не возраст для крупнейшей общественной организации страны, насчитывающей 4,5 миллиона работников отрасли и студентов. Его история гораздо старше и полна интереснейших событий. Общероссийский Профсоюз образования является преемником Профсоюза работников народного образования и высшей школы СССР, ведущего своё начало от 1905 года. И за прошедшее столетие наш профессиональный союз не только доказал свою дееспособность и профессионализм в отстаивании интересов педагогов, но и сформировал главный принцип своей работы, заключающийся в развитии социального партнёрства и договорных отношений как единственно правильного пути нахождения решений самых сложных вопросов. Будучи изначально настроенными на улучшение социального положения работников, честно и последовательно излагая свои аргументы и опасения, профсоюзы ждут того же и от своих партнёров. И в этом плане своеобразная «сверка часов» перед началом нового учебного года даёт нам всем хорошую возможность для предупреждения негативных ситуаций и обеспечивает нормальное развитие системы образования.

Какие же задачи очередной учебный год ставит перед профсоюзными лидерами во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием и администрациями учебных заведений?

Главная задача – это систематизация профсоюзной деятельности, предполагающая два направления:

Первое. Обеспечение всеобъемлющего охвата профсоюзным членством, предполагающее, что в системе образования не будет работников, лишённых возможности представлять свои интересы, цивилизованно защищать свои права, максимально использовать механизмы профессионального роста, оздоровления и отдыха, материальной и солидарной поддержки, предоставляемые современным профсоюзом. Более того, вызовы последнего времени, когда активизируются т.н. «альтернативные профсоюзы» (я их называю нетрадиционными) делающие политический капитал на чёрном пиаре, жёсткой оппозиции и конфронтации с властью, и активно зазывающие в свои ряды наших коллег, заставляют ещё раз напомнить руководителям о проверенной истине: не поддерживаешь свой, системный профсоюз – завтра будешь отбиваться от чужого, враждебно-экстремистского.

К сожалению, мы имеем до сих пор низкий охват профчленством и небольшое количество профорганизаций в Павловском, Первомайском Табунском, Мамонтовском, Крутихинском, Шелаболихинском, Алтайском, Ельцовском, Кытмановском, Шипуновском, Краснощёковском, Михайловском и Быстроистокском районах, городах Новоалтайск, Яровое. И проблема здесь не столько в низком охвате профчленством – это задача профсоюзных лидеров – идти от человека к человеку, сколько в том, что в большом количестве образовательных организаций нет профкомов, т.е. профессиональный союз не представлен вообще. И здесь уже мы ждём ответственного подхода от наших социальных партнёров: не секрет, что непрофессиональные либо авторитарные руководители часто препятствуют под любыми предлогами объединению людей в профсоюзы. Что, кстати, запрещено и наказывается действующим трудовым законодательством. Пример же многих признанных руководителей лучших образовательных организаций края, среди которых много лауреатов премии «За сотрудничество с профсоюзом» показывает чёткую корреляцию: у сильного, грамотного работодателя – сильный, профессионально и активно работающий профком.

Ещё раз расставим точки над «i»: быть или не быть членом профсоюза – это личное дело каждого работника, а вот обеспечить возможность деятельности профсоюзной организации, гарантировав необходимые условия – это законная обязанность работодателя. 

Второе. Систематизация профсоюзной работы предполагает чёткое её планирование на основе выделения приоритетных задач и последовательное исполнение намеченного. Полтора года назад мы уже показали, как это можно организовать, утвердив совместные с Главным управлением планы работы и обеспечив деятельность регулярных совместных рабочих групп и комиссий. Первый образцовый пример здесь нам дал г. Заринск, однако подавляющее большинство муниципалитетов пока не имеют подобных совместных планов работы и соответствующих постоянно действующих органов. Отсюда стиль взаимодействия – в лучшем случае от проблемы к проблеме, в худшем – от конфликта к конфликту.

Необходимым условием системности социального партнёрства является его документальное закрепление. Здесь мы не дадим никаких новых рецептов: оно обеспечивается заключением отраслевых регионального и муниципальных соглашений и коллективных договоров. Напомню, что отраслевые соглашения на текущий момент заключены только в 60% муниципалитетов края. Это на 10% больше, чем на начало года, когда эта задача была обозначена мной на итоговой коллегии, но всё ещё недостаточно. Напомню, что отсутствие регламентации взаимоотношений с профсоюзом чревато конфликтными ситуациями, в особенности в переживаемый нами период экономической нестабильности.

Другой вопрос, требующий в этой связи пристального внимания – это качество заключаемых соглашений и колдоговоров. Зачастую они носят декларативный характер, не улучшают социальное положение занятых в отрасли людей и не способствуют повышению престижа педагогической профессии. Да, мы отдаём себе отчет в том, что финансовые возможности бюджетных учреждений очень ограничены – но как показывает пример нашего Регионального отраслевого соглашения, даже в стеснённых экономических условиях можно предпринимать реальные шаги для улучшения положения и условий труда тех, кто посвятил свою жизнь служению отрасли образования. Это и поддержка молодых специалистов, и программы оздоровления и отдыха, и повышение квалификации, и стимулирование профессионального роста, важнейшие вопросы охраны труда, наставничество и развитие институтов государственно-общественного управления и контроля, повышение правовой грамотности и многое другое. И отдельно - о контроле за выполнением заключенных соглашений и договоров как со стороны профсоюзных органов, так и со стороны работодателей. В просвещённой аудитории нет необходимости говорить о том, что это очень серьёзные документы. Только в текущем году нам удалось аргументированно защитить более десятка руководителей от предъявляемых претензий со стороны контрольно-ревизионных органов по вопросам, оговоренным в коллективных договорах.

Считаю своим долгом также ознакомить вас, уважаемые участники собрания, с позицией нашего Профсоюза по поводу защиты трудовых прав самих руководителей, больше половины которых сегодня являются членами профсоюза. В июне юристы Центрального совета Профсоюза развернули на страницах Парламентской газеты дискуссию по вопросу применения 278-й статьи Трудового кодекса, позволяющей уволить руководителя бюджетной организации без объяснения причин. Профсоюзными депутатами в Госдуме подготовлен законопроект, который на каждом из трёх уровней — государственном, региональном или муниципальном — определит критерии, по которым может быть уволен руководитель госорганизации. Подчеркну: вопрос не в том, чтобы эту статью отменить, ведь ситуации, как и руководители, бывают разными. Мы за то, чтобы путём регламентации причин увольнения исключить произвол при её применении и защитить руководителя, который в главном вопросе оказывается менее защищён, чем остальные работники.

В 2015 году заканчивается срок действия Регионального Отраслевого соглашения, подписанного между краевым комитетом Профсоюза и Главным управлением образования и молодёжной политики почти три года назад. Совместная наша работа с Администрацией края в его рамках служит единой цели – обеспечению стабильного и позитивного развития системы образования в интересах учащихся и педагогов и посвящена вся наша совместная с Администрацией края работа. В Соглашении зафиксированы основные льготы, гарантии и меры дополнительной поддержки, которыми пользуются работники отрасли нашего региона.

И эта совместная работа даёт свои весьма ощутимые плоды. Так, в соответствии с Соглашением, молодым специалистам гарантировано повышение оклада в первые три года работы до 30 %, а также единовременные подъёмные. Сохранена льготная форма аттестации для педагогов, имеющих государственные и отраслевые награды, введена доплата за педагогический стаж, контролируется прозрачность начисления стимулирующих выплат в фонде оплаты труда, развивается система наставничества и стимулирования профессионального роста. Особо отмечу достигнутые успехи в вопросе оздоровления педагогов: за прошедшие три года с момента действия Отраслевого соглашения по всем видам путёвок – от бесплатных губернаторских до льготных профсоюзных количество поправивших своё здоровье учителей и воспитателей в крае удвоилось!

Главным управлением образования выдерживается линия на принятие важнейших решений и нормативных актов в сфере трудовых отношений только с предварительным учётом мнения Профсоюза. Эта же линия должна выдерживаться по всей вертикали, включая комитетов по образованию городов и районов, и администрации учебных заведений. Это, в свою очередь, способствует формированию благоприятного психологического климата и стабильности в педагогических коллективах, а это очень важно, ведь позитивный, довольный условиями своего труда и счастливый учитель несёт этот позитив своим воспитанникам.

За прошедший период нами не было зафиксировано каких-либо грубых его намеренных нарушений. Новый учебный год ставит перед нами и задачу заключить новое Региональное соглашение, которое станет образцом для всех муниципальных и локальных актов. В сентябре будет созвана совместная рабочая группа по данному вопросу, предстоит серьёзный переговорный процесс, но практика нашего многолетнего взаимодействия доказала безусловный приоритет диалога и компромисса в вопросах социально-трудовых отношений перед акциями протеста и конфликтами. Между нами сложились доверительные и профессиональные партнёрские отношения, основанные на взаимной ответственности, учёте интересов, возможностей и ограничений. Желаю всем нам, дорогие коллеги, в новом учебном году дальнейшего укрепления социального партнёрства, терпения и мудрости, с помощью которых, уверен, мы способны с Вами сообща преодолеть любые сложности и испытания. 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо