Всероссийский съезд сельских учителей
7–8 ноября 2019 года в Белгородской области проходил IV Всероссийский съезд сельских учителей «Сельская школа как фактор развития сельских территорий». На нем обсуждались актуальные вопросы сохранения и развития сельских школ, повышения профессионального уровня педагогических работников, а также была представлена стратегия реализации программы «Земский учитель».
На съезде выступила Министр просвещения России Ольга Юрьевна Васильева. Она обозначила главные проблемы сельских школ и пути их решения.
Одна из таких проблем сельской школы — учительские кадры.
По данным Минпросвещения России, сегодня в стране насчитывается 42 тысячи школ, из которых 26 тысяч – сельские. В них работает 470 тысяч учителей, 23 % их них достигли пенсионного возраста, а 19% к нему приближаются. Через 10 лет доля учителей до 29 лет в стране будет составлять всего 5,9 %.
По словам Министра, решить проблему с молодыми учителями «очень сложно», и дело здесь не в низких зарплатах, а в том, что выпускники просто боятся идти в школу.
Как рассказала Ольга Юрьевна, из 73 тысяч, принимаемых ежегодно на бюджетные места на педагогические специальности, «до последнего курса доходит половина, а из той половины, которая заканчивает успешно вуз, ровно 30% приходят в школы».
Что предлагает Министерство просвещения?
Министр отметила, что одна из мер по привлечению молодых специалистов – законодательно разрешить студентам вести занятия у школьников, а их наставниками получают возможность стать педагоги, которые сейчас уже в зрелом возрасте. О.Ю. Васильева считает, что в педвузах нужно вернуть тот объем практики, который был в советское время.
В Госдуме прошел первое чтение законопроект о внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона об образовании в РФ,
предусматривающий допуск студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования к осуществлению в течение периода прохождения ими обучения к образовательной деятельности в образовательных организациях, которые реализуют основные и дополнительные общеобразовательные программы.
Другой мерой, с которой Министерство связывает большие надежды по решению кадровой проблемы, является реализация с 10 января 2020 года программы «Земский учитель», на которую будет выделено из федерального бюджета около 4 млрд рублей.
Согласно программе предусмотрена освобожденная от налогообложения единовременная компенсационная выплата в размере 2 млн рублей для регионов Дальнего Востока и 1 млн рублей — для всех остальных. Деньги учителя смогут потратить, например, на строительство жилья или другие нужды.
В программе могут участвовать учителя до 55 лет. Поэтому, как считает О.Ю.Васильева, программа станет стимулом для привлечения в сельскую местность и молодых, и опытных педагогов. что позволит привлечь в села и малые города примерно четыре тысячи педагогов.
Следующим направлением, по мнению руководителя ведомства, является повышение квалификации педагогических кадров.
В рамках нацпроекта «Образование» реализуется федеральный проект «Учитель будущего», согласно которому 50% учителей должны пройти персональную переподготовку.
Министр считает, что педагог, чтобы творчески развиваться, должен проходить качественную переподготовку раз в три года. А для этого необходимо восстановить методическую службу, вдохнуть новую силу в институты повышения квалификации и институты развития образования, чтобы разговор о наставничестве был не просто разговором, а реально системной работой, чтобы привлекать молодых, ощущать наставнический подвиг и заниматься качественным образованием.
«Молодые люди будут работать и иметь возможность заявить о себе, а педагоги с опытом — стать наставниками«, — отметила О.Ю.Васильева. По её словам в последние годы мы растеряли этот опыт.
Сейчас в сельской местности живут около 26 миллионов человек. В селах учатся около 3,8 миллиона детей. Поэтому одним из направлений в рамках нацпроекта является обеспечение равного доступа к качественному бесплатному образованию детей в отдалённых районах.
Для этого Минпросвещения запущен проект «Точка роста», предполагающий создание технологических центров для школьников в сёлах и малых городах.
В рамках этого проекта школы получат высокоскоростной интернет, чтобы ученики могли пользоваться электронными образовательными платформами, как федеральными, так и региональными, а учителя, работая с цифровой образовательной средой, могли погрузиться в новые технологии.
«Мы очень хотим, чтобы дети, которые живут в отдалённой местности, сельских населённых пунктах и малых городах, имели равный доступ к бесплатному качественному образованию», – заявила Министр.
О.Ю.Васильева также коснулась и таких вопросов как заработная плата и бюрократическая нагрузка на учителя.
По вопросу зарплаты учителей Министр напомнила, что строго гарантированная часть зарплаты учителя, которая исходит из 18-часовой ставки, должна составлять 70% и только 30% отводиться на поощрения, отметив, что сейчас этот вопрос прорабатывается с регионами.
На тему чрезмерной отчётности, глава ведомства сообщив, что законопроект, в котором чётко прописаны четыре документа, с которыми должен работать учитель: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, журнал и электронный дневник, в настоящее время находится «на заключительной стадии согласования».
На съезде были высказаны предложения по развитию сельских школ, которые будут рассмотрены Минпросвещения России.