Главная / Деятельность / Правовая работа

Всероссийский съезд сельских учителей

Пресс-служба Профсоюза. 24.11.2019
Печать

7–8 ноября 2019 года  в Белгородской области  проходил IV Всероссийский съезд сельских учителей  «Сельская школа как фактор развития сельских территорий». На нем обсуждались актуальные вопросы сохранения и развития сельских школ, повышения профессионального уровня педагогических работников, а также была представлена стратегия реализации программы «Земский учитель».

На съезде выступила Министр просвещения России  Ольга Юрьевна Васильева. Она обозначила главные проблемы сельских школ и пути их решения.

Одна из таких проблем сельской школы — учительские кадры.

По данным Минпросвещения России, сегодня в стране насчитывается 42 тысячи школ, из которых 26 тысяч – сельские. В них работает 470 тысяч учителей,  23 % их них достигли пенсионного возраста, а 19% к нему приближаются.   Через 10 лет доля учителей до 29 лет в стране будет составлять всего 5,9 %.

По словам Министра, решить проблему с молодыми учителями «очень сложно», и дело здесь  не в низких зарплатах, а в том, что выпускники просто боятся идти в школу.

Как рассказала Ольга Юрьевна,  из 73 тысяч, принимаемых ежегодно  на бюджетные места на педагогические специальности, «до последнего курса доходит половина, а из той половины, которая заканчивает успешно вуз, ровно 30% приходят в школы».

Что предлагает Министерство просвещения?

Министр отметила, что одна из мер по привлечению молодых специалистов – законодательно разрешить студентам вести занятия у школьников, а их наставниками получают возможность стать педагоги, которые сейчас уже в зрелом возрасте. О.Ю. Васильева считает, что в педвузах нужно вернуть тот объем практики, который был в советское время.

 В Госдуме прошел первое чтение законопроект о  внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона об образовании в РФ,

предусматривающий допуск студентов, обучающихся по образовательным программам среднего  профессионального и высшего образования к   осуществлению в течение периода прохождения ими обучения  к                    образовательной деятельности в образовательных организациях, которые  реализуют основные и дополнительные общеобразовательные программы.

Другой мерой, с которой Министерство связывает большие надежды по решению кадровой проблемы, является реализация с 10 января 2020 года программы «Земский учитель», на которую будет выделено из федерального бюджета около 4 млрд рублей.

Согласно программе предусмотрена  освобожденная от налогообложения единовременная компенсационная выплата в размере  2 млн рублей для регионов Дальнего Востока и 1 млн рублей — для всех остальных. Деньги учителя смогут потратить, например, на строительство жилья или другие нужды.

В программе  могут участвовать учителя до 55 лет. Поэтому, как считает О.Ю.Васильева, программа станет стимулом для привлечения в сельскую местность и молодых, и опытных педагогов. что позволит привлечь в села и малые города примерно четыре тысячи педагогов.

Следующим направлением, по мнению руководителя ведомства, является повышение квалификации педагогических кадров.

В рамках нацпроекта «Образование» реализуется федеральный проект «Учитель будущего», согласно которому  50%  учителей должны пройти персональную переподготовку.

Министр считает, что педагог, чтобы творчески развиваться,  должен проходить качественную переподготовку раз в три года. А для этого  необходимо восстановить методическую службу, вдохнуть новую силу в институты повышения квалификации и институты развития образования, чтобы разговор о наставничестве был не просто разговором, а реально системной работой,  чтобы привлекать молодых, ощущать наставнический подвиг и заниматься качественным образованием.

«Молодые люди будут работать и иметь возможность заявить о себе, а педагоги с опытом — стать наставниками«, — отметила О.Ю.Васильева. По её словам в последние годы мы растеряли этот опыт.

Сейчас в сельской местности живут около 26 миллионов человек. В селах учатся около 3,8 миллиона детей. Поэтому одним из  направлений в рамках нацпроекта является  обеспечение равного доступа к качественному бесплатному образованию детей в отдалённых районах.

Для этого Минпросвещения запущен  проект «Точка роста», предполагающий создание технологических центров для школьников в сёлах и малых городах.

В рамках этого проекта  школы получат высокоскоростной интернет,  чтобы ученики могли пользоваться электронными образовательными платформами, как федеральными, так и региональными, а учителя, работая с цифровой образовательной средой,  могли  погрузиться в новые технологии.

 «Мы очень хотим, чтобы дети, которые живут в отдалённой местности, сельских населённых пунктах и малых городах, имели равный доступ к бесплатному качественному образованию», – заявила Министр.

О.Ю.Васильева также коснулась и таких вопросов как заработная плата и бюрократическая нагрузка на учителя.

По вопросу зарплаты учителей Министр напомнила, что строго гарантированная часть зарплаты учителя, которая исходит из 18-часовой ставки, должна составлять 70% и только 30% отводиться на поощрения, отметив, что сейчас этот вопрос прорабатывается с регионами.

На тему чрезмерной отчётности, глава ведомства  сообщив, что законопроект, в котором чётко прописаны четыре документа, с которыми должен работать учитель: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, журнал и электронный дневник,  в настоящее время находится «на заключительной стадии согласования».

На съезде были высказаны предложения по развитию сельских школ, которые будут рассмотрены Минпросвещения России.

 

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо