Общероссийский Профсоюз образования
Главная / Права и интересы / Оплата труда

"Нас подгоняет демографический вопрос", - Михаил Авдеенко о вопросах системы образования в послании президента России Федеральному Собранию РФ

Пресс-служба Профсоюза. 04.02.2020 Печать

В свежем номере "Учительской газеты" заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко комментирует ту часть послания президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, которая посвящена бюджетной сфере, в том числе проблемам системы образования:

"Одна треть Послания президента России Федеральному Собранию Российской Федерации посвящена бюджетной сфере, в том числе проблемам системы образования. Владимир Путин напомнил, что перед сферой образования поставлены амбициозные задачи ранее изданным указом по национальным целям развития, одна из них - войти в десятку лучших стран мира по образованию. Для этого в том числе разработаны национальный проект "Образование" и в его рамках более десяти проектов. Один из них - "Учитель будущего". С нашей точки зрения, он нуждается в улучшении.

Также в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент России предложил ввести дополнительные надбавки учителям за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей. Деньги на это должны выделяться из федерального бюджета, при этом существующие региональные надбавки должны быть сохранены в полном объёме.

Отношение Профсоюза к этой надбавке, которую получат более 850 тысяч педагогов, а именно столько классных руководителей сегодня в нашей стране, самое положительное. Мы давно ставили перед властью вопросы повышения материального благосостояния педагогических работников, и тот шаг, который был объявлен в рамках Послания президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, мы полностью приветствуем. Но вместе с тем мы бы предложили сделать дополнительные шаги в развитии этого тренда. С нашей точки зрения, среди тех шагов, которые могли бы последовать в дальнейшем, должна быть реформа всей отраслевой системы оплаты труда, аналогичная той, которая сейчас производится в отношении медицинских работников.

Надбавки за классное руководство существовали и раньше, но это была компетенция субъектов страны, и в каждом субъекте эти надбавки были разными. В Москве это свыше 20 тысяч рублей, но вместе с тем есть регионы, где надбавка составляет всего 500 или 300 рублей. Разница очень большая. Согласно инициативе президента России доплаты, которые уже существуют, должны быть сохранены, а дополнительная материальная поддержка должна быть включена в зарплату вместе с ними, а не вместо.

Классное руководство занимает очень много времени и сил, при этом доплата, если не брать Москву, была смешной, хотя работа очень серьёзная и ответственная - это не только воспитание, но и работа с родителями, внеклассные мероприятия, число которых увеличивается.

Недавно, во время встречи с общественностью в Липецкой области и затем в образовательном центре "Сириус", президент страны развил тезисы своего Послания Федеральному Собранию Российской Федерации. На сегодня в каждом регионе, больше того, в каждом муниципалитете и даже в каждой школе своя система оплаты труда. Это привело к тому, что иногда уровень зарплаты в различных регионах отличается в 5‑6 раз. Если в Дагестане, других финансово не обеспеченных регионах средняя зарплата 20 тысяч, то в Москве, Ханты-Мансийском автономном округе, на Ямале - сто тысяч и выше. Хотя учителя выполняют единый федеральный государственный стандарт, трудозатраты у педагогов абсолютно одинаковые в любом субъекте Российской Федерации. С таким очевидным неравенством доходов педагогических работников надо что-то делать. Мы уже давно призываем и правительство страны, и Минтруд России начинать решать эту проблему. И вот сейчас президент России сказал, что надо формировать единые подходы к системе оплаты труда в бюджетной сфере, в том числе сфере образования. У Профсоюза есть свои предложения, как это сделать. Подчеркну, что эта работа будет очень непростой.

Первое, что начнёт выправлять ситуацию, - федеральные надбавки за классное руководство. Но дальше надо будет определяться с самой структурой зарплаты, а именно с соотношением базовой части и стимулирующих, компенсационных выплат. Ежегодно Российская трёхсторонняя комиссия готовит рекомендации по зарплате. В последних документах мы рекомендуем регионам формировать таким образом структуру заработной платы педагогических работников, чтобы 70 % в ней составляла гарантированная часть, оклад. Стимулирующие, компенсационные выплаты должны составлять 30 %. Но пока лишь в считанных регионах это соотношение выдерживается. Во всех остальных бывает даже зеркально наоборот: 30 % - оклад, а оставшиеся 70 % - стимулирующие, компенсационные выплаты. Первый шаг - упорядочить в масштабах всей страны эту структуру. А дальше необходимо избавляться от дифференциации в доходах.

Почему сейчас наведение порядка в оплате труда в сфере образования всё более актуальная задача? Нас подгоняет демографический вопрос. Первоклассников становится больше в связи с нарастающей демографической волной. А значит, потребность в новых школах будет расти. Для них будут необходимы педагогические кадры. Даже в нынешних условиях их не хватает. Нагрузка у педагогов - 1,7‑1,8. А это значит, что учителя из-за маленьких зарплат вынуждены брать больше часов. Но для того, чтобы молодые учителя в школу пришли, их надо чем-то мотивировать. Нужно думать о том, как повышать материальный уровень педагогов.

К примеру, с нашей точки зрения, необходимый шаг - повышение индикатора средней заработной платы учителей со 100 процентов от средней зарплаты по региону до 150 процентов.

Вопрос не только в зарплате. Педагоги нуждаются в жилье, в ипотеке на особых условиях. Сейчас существует программа "Земский учитель", но условия участия в ней не очень комфортные. Учреждение образования, в котором должен работать земский учитель, по условиям проекта находится за 200 километров от постоянного места жительства педагога. Да, он получает миллион рублей, но это не гарантирует ему нормальной жизни на новом месте. Написано "на усмотрение муниципалитета". Есть у муниципалитетов возможность обеспечить земского учителя жильём и современной инфраструктурой? Не уверен, что миллион - достаточная сумма в обмен на отсутствие достаточно комфортных, современных условий жизни. К проекту "Земский учитель" много вопросов.

Радует, что глава государства поставил перед новым правительством конкретные задачи. Это переформатирование действующего национального проекта "Образование", чтобы он стал выполняться, а не пробуксовывать. Это поиски конкретных механизмов решения проблем педагогов - улучшения их материального и психологического самочувствия".

Источник: "Учительская газета"

Другие публикации по теме:

Татьяна Куприянова: поддержка учителей, так же как и врачей, должна быть первоочередной задачей / 3 августа 2020
Актуально о классном руководстве к первому сентября 2020 года / 1 июня 2020
Классное руководство в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы (сборник) / 29 мая 2020
Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции в вузах / 12 августа 2020
ТАТЬЯНА КУПРИЯНОВА: ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ, ТАК ЖЕ КАК И ВРАЧЕЙ, ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ЗАДАЧЕЙ / 5 августа 2020
Участие Профсоюза в приёмке образовательных учреждений к новому учебному году на примере Алтайского края / 2 августа 2020
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ не согласен с проектом изменений в статье 144 Трудового кодекса РФ / 9 июля 2020
Всё, что педагог должен знать об участии в ЕГЭ, но зачастую не знает / 2 июля 2020
Перспективы педагогического образования обсудили онлайн / 20 июня 2020
СКС Профсоюза предложил продлить срок выплаты государственной социальной стипендии / 17 июня 2020

Новые публикации раздела

3 авгТатьяна Куприянова: поддержка учителей, так же как и врачей, должна быть первоочередной задачей
29 маяКлассное руководство в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы (сборник)
17 маяИзменение уровней средней заработной платы педагогических работников, поименованных в указах президента России от 2012 года, в субъектах РФ за 2019 год по сравнению с 2018 годом и 9 месяцами 2019 года
17 маяИзменение средней заработной платы в общеобразовательных организациях, в том числе учителей за 2019 год
17 маяИзменение средней заработной платы педагогических работников, поименованных в указах президента России от 2012 года, за январь-март 2020 года по сравнению с 2019 годом и с аналогичным периодом 2019 года
27 февПредложения Профсоюза по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ в части наделения правительства РФ полномочиями по установлению требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
20 февКомитет Государственной думы по образованию и науке: рекомендации парламентских слушаний правительством РФ не выполнены

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

+7 495 134-33-30