Профсоюз представил Общероссийскому народному фронту свою позицию по проблемам зарплаты и нагрузки учителя
Сегодня на площадке Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию"" состоялся круглый стол "Зарплата и нагрузка учителя". В нём приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, Общественной палаты Российской Федерации, научного и педагогического сообщества, общественных организаций.
С докладами в рамках мероприятия выступили заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко и секретарь Центрального Совета Профсоюза по Центральному федеральному округу, председатель Московской городской организации Профсоюза Марина Иванова.
Открывая круглый стол, его модератор директор фонда "Национальные ресурсы образования", член рабочей группы Центрального штаба ОНФ "Образование и культура как основы национальной идентичности" Татьяна Половкова напомнила о том, что президент России Владимир Путин в новом майском указе 2018 года поставил задачу вывести российскую школу в десятку лучших в мире.
Модератор напомнила, что напрямую в указе об увеличении заработных плат учителю не говорится, но эта задача прозвучала в послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации на 2018 год. Понятно, что если она не будет решена, то о попадании в мировой ТОП-10 российского общего образования речи быть не может.
- Учитель для того, чтобы лучше работать должен быть свободен от непрофильных видов деятельности, у него должны быть силы на отдых, самообразование, семью и творчество, - отметила Татьяна Половкова.
По результатам мониторинга ОНФ, завершённого в мае этого года, в котором участвовало более трёх тысяч педагогов из 82 регионов, каждый пятый педагог готов уйти из школы, так как заработная плата недостаточно высока по сравнению с тем уровнем нагрузки, которая у него есть. Урочная или аудиторная нагрузка по регионам составляет не менее 24 часов, при чём, пиковая цифра зашкаливает за 50 часов урочной аудиторной) нагрузки в неделю. Понятно, что только аудиторной нагрузкой деятельность учителя не ограничивается, поэтому для исчисления рабочего времени эту цифру нужно умножать минимум вдвое. Поэтому реальная нагрузка учителя по результатам опроса составляет 70 часов при учёте всех видов деятельности.
Кадровое самочувствие школы на сегодня также оставляет желать лучшего: не хватает учителей по математике, иностранному языку, русскому языку и литературе. Только 52% респондентов отметили, что в школе, где они работают, есть педагоги по всем предметам, вследствие чего некоторые предметы не ведутся или ведутся педагогами, не обладающими соответствующей квалификацией. Особенно ощутима нехватка учителей математики, что в век цифровой экономики чувствительно для развития страны в целом.
Позицию Общероссийского Профсоюза образования по заявленному вопросу представил заместитель председателя Профсоюза Михаил Авдеенко.
Отметив, что вопросы совершенствования оплаты труда и повышения заработной платы учителей постоянно находятся в центре внимания Профсоюза и его региональных (межрегиональных) организаций, Михаил Авдеенко обозначил при этом следующие ключевые проблемы:
- низкий уровень реальной заработной платы большинства учителей;
- достижение целевых показателей по заработной плате учителей за счёт роста их учебной (преподавательской) нагрузки и интенсификации труда;
- отсутствие единых подходов к оплате труда учителей, обусловленное фактически самостоятельным установлением систем оплаты труда на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и образовательных организаций;
- отказ правительства Российской Федерации от установления базовых ставок и окладов по различным профессиональным квалификационным группам (в частности, для педагогических работников);
- невыполнение в большинстве субъектов Российской Федерации Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно утверждаемых Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
- подготовка правительством Российской Федерации законопроекта, предусматривающего фактическое отодвижение на 5-8 лет сроков назначения досрочной страховой пенсии по старости, являющейся весомой частью материального благополучия учителей, и предоставления им льгот, предусмотренных званием "Ветеран труда";
- использование неадекватных механизмов начисления заработной платы учителям (включение в минимальный размер оплаты труда районных коэффициентов и северных надбавок и т.д.).
Секретарь Центрального Совета Профсоюза по Центральному федеральному округу, председатель Московской городской организации Профсоюза Марина Иванова обозначила также целесообразность изменения структуры МРОТ, подходов к специальной оценке условий труда учителей, требований к их учебной (преподавательской) нагрузке, а также учёта при оплате труда не только ставок, но и фактического количества работающих физических лиц.
Замечания и предложения участников круглого стола будут учтены рабочей группой Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию"" при выработке единой позиции по решению обозначенной проблемы.
Завершая работу круглого стола, его модератор отметила, что наболевшие вопросы зарплат и нагрузки учителя невозможно решить в результате одной встречи. Прошедший круглый стол был стартовым для ОНФ в освещении этой проблематики, определения принципиальных позиций заинтересованных сторон, но далеко не последним. Планируется проведение обсуждения на общероссийском уровне этих наболевших вопросов. Масштабная задача, поставленная президентом страны не позволяет оставить заявленные проблемы без внимания.
Справочно:
В апреле - мае 2018 года Общероссийский Профсоюз образования провёл интернет-опрос, участие в котором приняли 13894 учителя из 78 (91,76 %) субъектов Российской Федерации. 43 % респондентов ответили, что наибольшее косвенное влияние на повышение их профессионального уровня уже в течение ближайшего года смогло бы оказать реальное устранение избыточной отчётности и, как следствие, увеличение временных затрат на подготовку к урокам. Примерно столько же участников опроса (42,5 %) уверены, что аналогичную роль смог бы сыграть рост зарплаты и соответственно возможность снижения учебной нагрузки и сосредоточения на самообразовании.