Главная / Мероприятия / Мероприятия с участием Профсоюза

Заместитель председателя Профсоюза Михаил Авдеенко выступил на заседании Генерального совета ФНПР

Пресс-служба Профсоюза. 27.10.2016
Печать

26 октября в Москве под председательством Михаила Шмакова состоялось заседание Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России.

Обсуждались вопросы: "О задачах профсоюзов в текущих социально-экономических условиях", "О состоянии информационной работы в ФНПР, её членских организациях и задачах на предстоящий период в свете решений IX съезда ФНПР" и ряд других.

В заседании приняли участие представители объединений работодателей, депутаты Госдумы России. Общероссийский Профсоюз образования на совете представляли члены Генсовета ФНПР, заместители председателя Профсоюза Вадим Дудин и Михаил Авдеенко, а также член контрольно-ревизионной комиссии ФНПР Наталья Лебедева.

В докладе Председателя ФНПР Михаила Шмакова и выступлениях членов Генсовета ФНПР дана оценка антикризисной политике финансово-экономического блока Правительства Российской Федерации.

Заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко выступил с докладом, посвящённом актуальным вопросам системы образования.

Тезисы к выступлению
заместителя председателя Общероссийского Профсоюза образования
Михаила Авдеенко
на Генеральном Совете ФНПР
(Москва, 26 октября 2016 года)

Уважаемый Михаил Викторович!

Уважаемые участники заседания Генерального Совета!

В своём сообщении хотелось бы остановиться на нескольких вопросах, которые с позиции Общероссийского Профсоюза образования являются наиболее актуальными для пяти миллионов работников сферы образования.

I. Оплата труда (итоги мониторинга)

Реализация Указа Президента РФ № 597

Негативные тенденции на конец 2015 – начало 2016 года:

а) сокращение заработной платы произошло по разным категориям работников в 18 субъектах РФ:

б) задержки выплаты заработной платы произошли в 12 субъектах РФ.

в) наблюдался резкий рост потребительских цен в 2015 году на 13% (Росстат).

По итогам 1 полугодия 2016 года по отношению к 1 полугодию 2015 года, в целом по Российской Федерации отмечена положительная динамика средней заработной платы по всем категориям педагогических работников, вошедших в «майские» указы Президента, в диапазоне от 3,0% до 8,6% или от 907 до 4291 рубля.

В частности, по педагогическим работникам общеобразовательных организаций - на 3,0% (1083 рубля), педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций – на 3,7% (1007 рублей), педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – на 3,1% (907 рублей), преподавателям и мастерам производственного обучения организаций профессионального образования – на 4,3% (1373 рубля), преподавателям организаций высшего образования – на 8,6% (4291 рубль).

Казалось бы, что по итогам 1 полугодия 2016 года прирост средней заработной платы по всем анализируемым категориям педагогических работников значительно превышает рост потребительских цен за аналогичный период.

Однако если рассматривать данные за последние 12 месяцев, то только по преподавателям организаций высшего образования прирост средней заработной платы превышает рост потребительских цен за данный период. По остальным категориям педагогических работников прирост средней заработной платы практически в два раза ниже роста потребительских цен.

Что касается педагогических работников дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, целевые значения показателей, установленные Программой на 2016 год, в целом по Российской Федерации не достигнуты, отклонение от целевого показателя превышает 5% (88,8% и 82,3% соответственно).

Целевые показатели не достигнуты в большинстве субъектов РФ, в частности,
в 77 субъектах РФ по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, из которых в 63 субъектах РФ отклонение от целевого значения показателя превышает 5%, и в 75 субъектах РФ по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей, из которых в 61 субъекте РФ отклонение от целевого значения показателя превышает 5%.

Оценивая ситуацию с выполнением Указов Президента РФ от 2012 года в 2016 году, важно учитывать, что оценка их выполнения осуществляется
в условиях изменения методики расчета средней заработной платы (среднего дохода от трудовой деятельности), приведшей к техническому (искусственному) занижению целевых показателей, используемых в качестве ориентиров при повышении заработной платы педагогических работников.

Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что и в 2017 году не предполагается (уже третий год подряд) проведение индексации расходов на оплату труда работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и, следовательно, не предполагается индексация аналогичных расходов, финансируемых из бюджетов других уровней.

Предполагаемое увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 5,2 %,
по нашему мнению, практически не скажется на увеличении заработной платы работников образования из числа инженерно-технического, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в связи с ростом потребительских цен на товары, услуги и приведет к дальнейшему понижению уровня покупательной способности их заработной платы, вызовет отток кадров, обеспечивающих сопровождение учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, послужит реальным препятствием выполнению задачи повышения качества образования. 

II. Говорить о проблемах заработной платы в отрыве от анализа финансового состояния бюджетов субъектов РФ, особенно учитывая их долговую нагрузку, сегоднявряд ли возможно. Тем более финансирование системы образования в РФ производится в пропорции 20% на 80%, из которых 20% финансируется из федерального бюджета (Вузы), а 80% – из консолидированных бюджетов субъектов РФ.  

По результатам проведенного анализа состояния региональных бюджетов в 2016 году, осуществленного на основе официальных источников, можно сделать вывод о том, что положительный баланс консолидированного бюджета регионов в январе-июле 2016 года сформируется в основном за счет нескольких регионов, получающих столичную или природную ренты. К этим регионам относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, ХМАО, Тюменская область, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан.

Одновременно, несмотря на ограничительную политику в области расходов, 41 регион (48 % от общего количества регионов) в январе-июле 2016 года не смог свести бюджет с профицитом, в прошлом году таких регионов было 39.

Межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) на 2016 год по плану составляют только 62 % от трансфертов 2015 года.

По данным об исполнении региональных бюджетов за восемь месяцев 2016 года, объем государственного долга субъектов РФ составил 2267 млрд. рублей, за тот же период 2015 года – 2212 млрд. рублей.

Темп роста долговой нагрузки регионов за 8 месяцев 2016 года к соответствующему периоду 2015 года составил 131 %.

Всего же объем государственного долга субъектов РФ за последние  шесть лет увеличился по всем региональным бюджетам в два раза, а без учета города Москвы и Московской области – в 3,2 раза.

Расходы консолидированных региональных бюджетов на образование за первые 7 месяцев 2016 года сократились на 6%, при этом в 8 субъектах РФ расходы на образование составляют более трети расходов бюджета – от 34 до 40%.

Учитывая сложившееся финансовое положение региональных бюджетов, непонятны положения, содержащиеся в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, предусматривающие поэтапное снижение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, начиная с 2017 года,

(в частности: 2016 год – 1475,3 млрд .рублей, 2017 год – 1459,6 млрд. рублей, 2018 год – 1446,7 млрд. рублей и 2019 год – 1405,4 млрд. рублей.)

Складывается впечатление, что финансовые власти готовят необычный социальный эксперимент – сокращение федеральных расходов на образование, чтобы выяснить, как справятся с ним регионы.

Уже сегодня можно ответить, что далеко не все регионы справятся с этой задачей. 

Профсоюз и наши региональные организации вынуждены перманентно реагировать на возникающие проблемы с выплатой заработной платы на муниципальном и, что очень нас беспокоит, на уровне самих образовательных учреждений.

Какие это проблемы – блокировка счетов образовательных учреждений из-за долгов самих образовательных учреждений и невозможность платить заработную плату работникам этих учреждений (Забайкальский край, Республика Марий Эл, Республика Калмыкия).

По данным профсоюзного мониторинга, в ряде субъектов Российской Федерации и сегодня имеются трудности с обеспечением своевременной и
в полном объеме выплаты заработной платы работникам общеобразовательных организаций, организаций дошкольного и дополнительного образования детей.

В связи с вышеизложенным, представляется необходимым в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в Государственной Думе предусмотреть дополнительные меры по поддержке бюджетов субъектов Российской Федерации в целях безусловного выполнения Указов Президента РФ от 2012 года с учетом проведения реального тщательного анализа финансового положения субъектов Российской Федерации (прогнозных оценок их собственных доходов, объема государственного долга, в том числе кредитным организациям и др.).

Со своей стороны Профсоюз обратился к Председателю Правительства РФ Д.М. Медведеву по возникшей проблеме, а также обсудил сложившуюся ситуацию на рабочей группе РТК. Мы будем и дальше держать ситуацию с выплатами заработных плат под пристальным контролем.

Но уже сегодня становится понятным, что в дальнейшем, вероятно, нужно будет вносить коррективы и в трансфертную политику федерального центра, а также в правовой механизм, регулирующий доведение финансовых средств до государственных и муниципальных учреждений с бюджетных счетов.

III. За последние десять лет в образовании активно проводятся преобразования, связанные с правовыми, организационно-управленческими, финансовыми и кадровыми условиями деятельности образовательных учреждений.

Однако в условиях децентрализации управления отраслью, в том числе в вопросах оплаты труда, такие шаги как отмена ЕТС, внедрение модельных методик, эффективного контракта, с нашей точки зрения, пока не привели к существенным позитивным результатам.

Этот вывод подтвердила и проведенная Профсоюзом в марте 2016 года общепрофсоюзная тематическая проверка «Соблюдение трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров
с работниками образовательных организаций», в ходе которой во всех субъектах Российской Федерации была проверено 11881 образовательных организаций, 173203 трудовых договора, выявлено 98491 нарушений трудового законодательства, из них 53081 устранены непосредственно в ходе проверки.

Количество работников, с которыми не заключены (не оформлены) трудовые договоры в письменной форме, включая совместителей, составляет 2252 чел.!

Изучение на основе трудовых договоров практики применения новых условий оплаты труда показало, что в большинстве случаев показатели и критерии эффективности деятельности работников недостаточно проработаны, а их применение часто носит формальный характер, поскольку из содержания подавляющего большинства трудовых договоров невозможно выявить не только конкретное соотношение постоянной и переменной частей заработной платы, но и в целом определить конкретный размер заработной платы работника.

В результате сохраняется неудовлетворенность общества доступностью и качеством образования, с одной стороны, и негативное отношение работников образования к результатам проводимых реформ –
с другой (не прозрачность механизма формирования заработной платы, рост учебной и бюрократической нагрузки, а также числа обучающихся на одного педагогического работника и др.)

На наш взгляд, возникает необходимость разработки на федеральном уровне механизмов централизованного управления и координации деятельности по вопросам повышения уровня социально-экономической защищенности работников образования, включая регулирования вопросов оплаты труда.

Эти проблемы обсуждались в августе текущего года на Всероссийском педагогическом совещании с участием Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. По результатам этого обсуждения, было дано поручение к августу 2017 года разработать предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и провести широкое общественное обсуждение с участием профсоюзов.

IV. Сегодня много говорится о необходимости повышения профессионального статуса педагогических работников, принимаются профессиональные стандарты. В сфере образования принято четыре профессиональных стандарта.

Но для Профсоюза особую важность и значимость, несомненно, представляет вопрос профессионального стандарта "Педагог" (затронет около 2 млн. педагогических работников). Мы неоднократно отмечали, что процесс подготовки и апробации указанного профстандарта выявил ряд серьезных издержек в его структуре и содержании, а поспешное его внедрение может привести к неоправданным социальным рискам.

Актуальная задача, стоящая сейчас на повестке дня, – это сопряжения профстандарта «Педагог» с обновляемыми требованиями ФГОСов общего и высшего образования, а также с построением национальной системы учительского роста, а уже потом – обязательное применение этого документа во всех образовательных организациях, но не ранее 1 сентября 2019 года.

Мы надеемся, что эта позиция Профсоюза будет учтена и поддержана Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Другие публикации по темам:

Образование общее

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо