Главная / Важные документы / На профсоюзный стенд

Профсоюз спрашивает - Рособрнадзор отвечает

Пресс-служба Профсоюза. 20.01.2020
Печать

Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования - не прихоть чиновников. От неё зависит обеспечение гарантированных Конституцией прав граждан на общедоступное бесплатное общее образование и целый ряд других важнейших для человека прав, а также законность повседневной деятельности образовательных организаций. В то же время, как и любая проверка - проверка Рособрнадзора - это часто стресс и напряжение, причём не только для руководства образовательного учреждения, но и для педагогов.

Вот почему для Общероссийского Профсоюза образования партнёрство с Рособрнадзором имеет большое значение. Защищая права работников отрасли и представляя их интересы, наш Профсоюз стремится сделать всё, чтобы все стороны - и проверяющие, и проверяемые - решали свои задачи в нормальной рабочей обстановке, обеспечивая порядок и законность с одной стороны, и социальный мир и психологический комфорт в коллективах с другой.

За прошедший год комитетом Алтайской краевой организации Профсоюза проведен целый ряд консультаций с контрольно-надзорными структурами в сфере образовагия региона, логической вершиной которых стало участие начальника отдела государственного контроля и надзора в области образования Министерства образования и науки Алтайского края ОЛЬГИ СОРОКИНОЙ. Ольга Владимировна рассказала о совместной работе с профсоюзными организациями, ответила на многочисленные вопросы членов президиума и профсоюзного актива.

Сорокина О.В.-1

Приводим официальные ответы представителя Рособрнадзора в Алтайском крае на все поступившие вопросы.

* * *

Вопрос 1: Должны ли учителя приобретать учебно-методические комплексы по преподаваемым предметам (УМК) за свой счет? Вправе ли администрация образовательной организации требовать с учителя приобретать УМК на свои средства?

- В пп. 7 и 8, ч. 3, ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что педагогические работники имеют право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, образовательными, методическими и научными услугами организации.

Финансирование на учебные расходы осуществляется за счет средств краевого бюджета. В 2019 году эта сумма составила 1400 рублей на ученика. Ошибочно суждение некоторых руководителей образовательных организаций, что эти деньги надо направлять только на обеспечение учащихся. Это деньги общие. За их счет приобретаются и учебники, и учебно-методические пособия для учителей. Поэтому педагогические работники не должны приобретать УМК за свой счет.

 * * * 

Вопрос 2: Новая редакция авторской программы вышла малым тиражом, в магазине её не купить. Где приобрести бумажную версию программы? Как быть в этом случае?

- Образовательная организация имеет право закупать УМК в электронном виде. Если у учителя есть УМК в электронном виде, он может по нему работать и во время проверки предъявлять его. Единственно на что надо обратить внимание: это не должны быть какие-то «куски и обрывки» УМК.

 * * *

Вопрос 3: Возможно ли использование методических и оценочных материалов, входящих в учебно-методический комплекс, в электронном виде?

Содержание образования по общеобразовательным учебным предметам в образовательной организации определяют аккредитованные основные образовательные программы, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основные образовательные программы должны содержать оценочные и методические материалы (учебно-методический комплекс).

Образовательной организацией учебные пособия могут использоваться в виде печатного издания издательства, электронной формы учебного пособия, копии печатного издания издательства, заверенного руководителем в соответствии с требованиями делопроизводства.

 * * *

Вопрос 4: Что из методического сопровождения обязательно иметь учителю, а что можно не приобретать? Если приобретать все наименования УМК, то его стоимость около 12000 рублей.

В п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образовательная программа –  это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Разрабатывая программу, автор преследует цель: обеспечить качество образования в соответствии со своей программой, которая включает в себя и диктанты, и пособия, и рабочие тетради. Поэтому УМК в школе должен быть в полном объеме.  

 * * *

Вопрос 5: Возможно ли использование методических пособий, не входящих в учебно-методический комплекс?

Учебно-методический комплекс (далее – УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов общего образования по учебным предметам. Этонормативная и учебно-методическая документация, средства обучения и контроля, необходимые и достаточные для качественной реализации основных образовательных программ, согласно учебному плану образовательной организации.

УМК по учебным предметам включают учебники из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253, авторские программы, методические пособия (книги для учителя), контрольно-оценочные материалы (сборники диктантов, контрольных, проверочных работ), рабочие тетради на печатной основе, аудиовизуальные пособия. 

УМК создаются тем же авторским коллективом, который подготовил программу и учебники, издаются одним издательством, что гарантирует концептуальное, методическое и научное единство всей созданной совокупности учебных средств.

Учебные пособия других издательств, не входящих в реализуемые УМК, включенные в основные образовательные программы образовательной организации, могут использоваться в дополнение к реализуемому авторскому УМК, прежде всего для индивидуальной работы с учащимися. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699.

 * * *

Вопрос 6: Каковы официальные требования по наличию УМК в образовательной организации? Один проверяющий требует наличие УМК на параллель, другой – на каждого учителя.

Если параллель работает по одному УМК, то соответственно требуется один УМК на образовательную организацию. Если в школе реализуются две-три образовательные линии, то и спрашивают соответствие учебно-методического обеспечения каждому УМК.

На сайт Министерства образования и науки Алтайского края в разделе «Контроль и надзор в сфере образования» размещены методики проверок, которые проводят специалисты, где данный вопрос упорядочен.

 * * *

Вопрос 7: Право формировать конкретный набор учебников остается за школой, но этот набор должен соответствовать перечню учебников, утвержденному Министерством просвещения. Учителя сталкиваются с проблемой: как сохранить преемственность преподавания при переходе от основного общего образования к среднему общему?

Приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28 декабря 2018 г. установил на 2019-2020 учебный год федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в учебных заведениях России.

Данный перечень учебников не имеет каких-либо кардинальных отличий от списка прошлого учебного года, а это значит, что для большинства школ не возникнет проблемы дозаказа необходимой литературы на 2019-2020 год. Важно то, что учителя обязаны разрабатывать образовательные траектории на 2019-2020 учебный год с опорой на литературу, которую рекомендует федеральный перечень учебников.

Последний раз существенные изменения в ФПУ были внесены в 2016 году, что вызвало некоторые затруднения в обеспечении новыми учебниками школ. Во избежание подобных ситуаций, кардинальных модернизаций больше не производили, лишь дополняя уже имеющийся список достойными внимания учебниками, прошедшими государственную аккредитацию. Ранее говорилось, что пересмотр литературы будут производить каждые 3 года, но предложенный  новый перечень учебников на 2019-2020 годы не претерпел существенных изменений. Учителя найдут в нем как хорошо знакомые всем учебники, с которыми уже привыкли работать и на которые ориентировали свои поурочные планы в 2018-2019 учебном году, а также ряд новых книг, достойных внимания.

Расширение ассортимента не означает обязательного перехода на более новый учебник. Право выбора, как и раньше, остается за учителем, который делает свой выбор, учитывая: доступность изложения теоретического материала; наполненность интересными для детей заданиями; возможность комплектации печатными тетрадями и аудиовизуальными материалами (особенно для младшей школы); дизайн учебника; предлагаемые методы работы и готовность педагога к их реализации; обеспеченность конкретной школы.

При необходимости замены учебников надо учитывать следующий факт: учебниками из старого перечня можно пользоваться ещё в течение 3-х лет. Поэтому не надо «наскоком» менять сразу все учебники – это дорого для школы. Уместно в такой ситуации составить план закупок и замену учебников растянуть на три года.  

 * * *

Вопрос 8: Почему за неукомплектованность учебниками наказывают директора?

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются соответствующими ФГОС.

В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы.

Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 24.01.2018 № 169 «Об утверждении размеров нормативов бюджетного финансирования реализации образовательных программ в общеобразовательных организациях Алтайского края на 2018 год» на 2018 год утверждены расходы из краевого бюджета, непосредственно связанные с обеспечением учебного процесса – 1000 рублей на одного обучающегося в год, на 2019 год приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 07.12.2018 № 70-П запланированы расходы в объеме 1400 руб. Расходы на приобретение учебников и учебных пособий устанавливаются в размере не менее 65% от установленного норматива при обеспеченности учебниками менее 100%.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 24.01.2014 № 22 (ред. от 01.12.2017) расходы из краевого бюджета, непосредственно связанные с обеспечением учебного процесса, могут расходоваться на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, учебного и компьютерного оборудования, ученической мебели (школьные парты, ученические стулья, классные доски, в том числе интерактивные), канцелярских товаров, периодических изданий для школьных библиотек, расходных материалов, на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, расходы на оплату пользования Интернетом и на хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В 2018 году фактов привлечения руководителей муниципальных образовательных организаций к административной ответственности за неукомплектованность учебниками не было.

 * * *

Вопрос 9: Обучение в школах ведется в соответствии с утвержденным перечнем учебников, издательства которых - только «Дрофа» или «Просвещение». Не все предложенные этими издательствами учебники отвечают потребностям учителя. Почему нельзя пользоваться учебниками других издательств, например «Учитель», «Экзамен» и т.д. Почему нельзя работать с учебником-навигатором?

Образовательная организация вправе выбрать УМК того или иного издательства. Для обеспечения преемственности в обучении используются методические пособия, входящие в выбранный УМК. Единственное условие – учебники должны быть в федеральном перечне! Если учителю нравится другое пособие, его можно использовать дополнительно. Точно также можно использовать и учебник-навигатор.

 * * *

Вопрос 10: Руководителя образовательной организации на основании предписания Роспотребнадзора штрафуют в связи с несоответствием площади в кв. метрах на одного обучащегося. Данное нарушение невозможно устранить без строительства нового здания школы. Как быть?

Закон есть закон, ведь за ним стоят здоровье детей и нормальные условия обучения. Выход один – освобождать учебную площадь от различных кладовок, раздевалок и в соответствии с ней проводить комплектование классов.

 * * *

Вопрос 11: Почему за несоответствие температурного режима в образовательной организации наказывают директора?

Требования к температуре воздуха в различных помещениях общеобразовательных организаций установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данные требования не подлежат проверке Министерства. Вопросы соблюдения общеобразовательными организациями санитарных правил и норм контролирует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.

 * * *

Вопрос 12: Почему во время проверки у учителя, работающего в 4-ом классе, требуют наличие всех методичек с 1-го по 4-й классы?

Давайте правильно расставим акценты – требуют не с учителя, а со школы (мы проверяем юридическое лицо, то есть образовательную организацию). Во время проверки идет оценка содержания обучения требованиям ФГОС с 1-го по 4-й классы, поэтому и необходимо наличие всех методразработок за этот период обучения. В наличии должен быть один комплект УМК, а дальше им пользуются все учителя.

 * * *

Вопрос 13: Как часто проходят проверки Рособрнадзора?

Мы проверяем один раз в 4 года. Если школа показывает необъективные результаты, можем проверить один раз в три года.

 * * *

Вопрос 14: Существуют ли нормативно-правовые документы, предписывающие школам хранить тетради для контрольных и лабораторных работ, развитию речи по окончанию учебного года?

Сроки хранения регламентируются локальным актом образовательной организации. В данной ситуации проблема не в сроках хранения. При проведении проверки мы требуем наличие данных тетрадей, чтобы убедиться, что учителем проводилась практическая часть обучения.

 * * *

Вопрос 15: Имеет ли право учитель выставлять ученику оценки на одном уроке за разную выполненную работу?

Да, имеет.

 * * *

Вопрос 16: В связи с чем изменились требования и подходы к содержательному разделу основной образовательной программы?

В связи с тем, что внесены изменения в стандарты. Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего (полного) общего образования и включать программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

- программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- программы отдельных учебных предметов, курсов;

- программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

- программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

 * * *

Вопрос 17: На что опираться разработчикам при создании основной образовательной программы по платным дополнительным услугам?

Прежде всего, на постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Исполнитель обязан обеспечить заказчику (в нашем случае родителям) оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. Заказчик вправе обладать следующей информацией: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы; сроки освоения образовательной программы.

 * * *

Вопрос 18: Нужно ли воспитателю детского сада, имеющему специальность «учитель начальных классов, организатор детского коллектива» проходить переподготовку по специальности «воспитатель»?

Нет, не нужно.

 * * *

Вопрос 19: Упростили структуру рабочей программы. Не стало календарно-тематического планирования. А как без него?

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомендации, разрабатываемые для каждого предмета вариативной и инвариантной составляющей учебного процесса. Данный документ за последнее время трансформировался из огромного многостраничного документа, в который почти полностью требовали переписать ФГОС по соответствующему предмету, до кратких таблиц с небольшой конкретной пояснительной запиской.

Нужно помнить, что разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и реализуется ею самостоятельно. Каждое образовательное учреждение положением о рабочих программах устанавливает свои требования в вопросах содержания и оформления. Если будет прописано календарно-тематическое планирование, то и используйте его.

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов: использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки; взять за основу одну из существующих авторских программ; работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения; написать свою авторскую программу.

Сравнительно недавно учитель практически не имел права вносить какие-либо изменения в строго установленный план изучения предмета, ведь в рекомендуемых программах был расписан практически каждый урок. Новые рабочие программы, предложенные учителям в 2018-2019 учебном году, предполагают большую свободу учителя при составлении календарного планирования и разработке уроков.

Если в примерной  программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету  (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся.

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы. При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют: нормы ФГОС; основную образовательную программу и учебный план школы; примерную программу (авторскую или рекомендованную Минпросвещения РФ); рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части: титульный лист с указанием основных реквизитов (данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.), задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты, элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников, примерное календарное планирование с рекомендациями и методы оценивания знаний.

Вопрос 20. На какие моменты следует обратить внимание при разработке рабочих программ?

Первое. ФГОС предполагает использование соответствующих учебников, включенных в перечень рекомендованных и допущенных к использованию в текущем учебном году.

Второе. Нет жестких требований к тому, как будет расписан в пояснительной записке курс учебной дисциплины: на один учебный год или на весь образовательный период 5-9 или 10-11 классы. Оба варианта имеют место быть.

Третье. Требования к предметным результатам указаны в Примерной основной образовательной программе основного общего образования (по тематическим раздела или классам) Скачать данный документ можно на сайте http://fgosreestr.ru/.

Если используется УМК, соответствующий требованиям ФГОС, раздел «Содержание» можно взять из авторской программы к данному учебнику. В случае использования старых учебников необходимо ориентироваться на Примерную образовательную программу ФГОС.

Краевая организация Профсоюза благодарит Ольгу Владимировну Сорокину и всех специалистов отдела  государственного контроля и надзора в области образования Министерства образования и науки Алатйского края и продолжит в 2020 году работу по взаимодействию с контрольно-надзорными  структурами края в интересах развития отрасли образования и совершенствования деятельности её специалистов.

Елена Ивановская,

служба информации комитета Алтайской краевой организации Профсоюза

Сорокина О.В.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо