Главная / Направления деятельности / Правозащитная деятельность

Вниманию работодателей! Утверждены Временные правила представления работодателями информации о занятости через Общероссийскую базу вакансий.

Пресс-служба Профсоюза. 16.04.2020
Печать
 

Правительство утвердило Временные правила представления работодателями информации о занятости через Общероссийскую базу вакансий "Работа в России". Документ вступил в силу 13 апреля и действует по 31 декабря 2020 года.

Согласно Временным правилам работодатели должны размещать на портале "Работа в России":

- информацию о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП;

- информацию о сокращении численности или штата работников;

- информацию о возможном расторжении трудовых договоров;

- иные сведения о занятости.

Конкретный перечень сведений поручено в 10-дневный срок утвердить Минтруду России.

Для выполнения этих требований работодателям надлежит зарегистрироваться на портале, разместить необходимую информацию в подсистеме "Личный кабинет работодателя" и в дальнейшем актуализировать ее не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения сведений.

На портале "Работа в России" размещена инструкция по работе с сервисом сбора информации о численности сотрудников для работодателей.

О переходе на передачу сведений о занятости через Общероссийскую базу вакансий Минтруд России писал еще в конце марта. Однако если судить по использованным ведомством формулировкам, речь тогда шла о той информации, которую работодатель и так должен был передавать в органы службы занятости в соответствии с Законом о занятости населения. А это сведения:

- о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров;

- о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.

Согласно Закону о занятости населения передавать эти данные нужно заранее, до момента увольнения работников или введения режима неполного рабочего времени. Сроки передачи работодателями сведений в службу занятости можно представить в виде такой таблицы:

Работодатель

Ликвидация или сокращение

Введение режима неполного рабочего времени или приостановка производства

Планируется массовое увольнение

Не планируется массовое увольнение

Организация

не позднее чем за два месяца до начала увольнений

не позднее чем за три месяца до начала увольнений

в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий

Индивидуальный предприниматель

не позднее чем за две недели до начала увольнений

 

 

Причем сообщение о сокращении или ликвидации подается в службу занятости с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника.

Состав передаваемой информации по форме "Сведения об изменении численности, а также неполной занятости работников в связи с распространением коронавирусной инфекции", которую работодателям теперь предписано заполнять на портале "Работа в России", иной.

Работодатели обязаны отчитаться:

- об общей численности работников;

- численности работников, трудящихся неполный день;

- численности работников, находящихся в простое;

- численности работников, находящихся "на временной удаленной работе";

- численности работников, уволенных "с начала высвобождения";

- численности работников, предполагаемых к увольнению.

То есть, кроме последнего пункта, речь в каждом случае идет о тех работниках, в отношении которых указанные кадровые действия уже были проведены, а вовсе не о планируемых событиях.

Отчитываться, очевидно, предлагается не только об увольняемых в связи с сокращением или ликвидацией или переводимых на неполное рабочее время, все соответствующие графы в форме помечены как обязательные для заполнения.

Иными словами, новая форма предусматривает иные случаи передачи сведений, иной состав этих сведений и иные сроки передачи по сравнению с тем, что предусмотрено Законом о занятости населения.

Имеются и другие вопросы к форме, содержащейся в личном кабинете работодателя. Так, например, в отношении уволенных работников предлагается уточнять, какая часть из них была уволена "в связи с карантином":

 

 

 

 

 

Что это за новое основание увольнения, в форме не уточняется.

Еще одно основание, число увольнений по которому необходимо отдельно отразить в форме, - "в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств":

Такое основание действительно прописано в Кодексе. Согласно п. 7 части первой ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению независимо от воли сторон в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства). Однако это возможно только в том случае, если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. В то же время на сегодняшний день документов, которые признавали бы сложившуюся эпидемиологическую ситуацию чрезвычайным обстоятельством, препятствующим продолжению трудовых отношений, нет. Специалисты Роструда также указывают на невозможность увольнения работников по данному основанию в настоящее время.

И эта проблема касается не только увольнений. Так, например, в форме необходимо указывать количество работников, отправленных в отпуск без сохранения заработной платы "в связи с введением карантина". Хотя по закону такой отпуск может предоставляться только по инициативе самого работника (ст. 128 ТК РФ), но никак не в связи с карантином:

Еще одним нововведением можно считать направление в отпуск без сохранения заработной платы "в связи с введением санкций". Количество таких работников также надо отразить в форме. О каких санкциях идет речь в форме не объясняется.

В качестве причины для введения "режима неполной занятости" система позволяет выбрать только один из двух пунктов: "заболевание работников" и "отсутствие поставок/сбыта продукции". А ведь в силу ст. 74 ТК РФ режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей может вводиться по инициативе работодателя только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, к которым ни болезнь работников, ни проблемы со сбытом и поставками продукции не относятся.

Даже позиции, заполнение которых с первого взгляда кажется понятным, авторы формы сопроводили комментариями, вызывающими вопросы. Так, например, в ячейке "численность работников" предлагается указывать "среднесписочную численность работников (без учета совместителей) в организации на момент принятия решения о высвобождении работников". Вместе с тем среднесписочная численность определяется не "на момент", а за определенный период. И неясно, что за "момент принятия решения о высвобождении работников" имеется в виду, учитывая тот факт, что форму вроде как надо заполнять постоянно при наличии каких-либо изменений в указываемых в ней данных.

Отметим, что отчетность по занятости для работодателей может не ограничиваться размещением указанных сведений в Общероссийской базе вакансий и исполнением требований Закона о занятости населения. Некоторые регионы ввели еще и собственную отчетность, об отмене которой пока не заявлялось.

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 486
"Об утверждении Временных правил представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России"

В целях обеспечения гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Временные правила представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России".

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в 10-дневный срок утвердить перечень информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости.

3. Федеральной службе по труду и занятости в 10-дневный срок утвердить форматы данных информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России".

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2020 г. N 486

Временные правила
представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России"

1. Настоящие Временные правила устанавливают порядок представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости (далее - информация о высвобождении) в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - система).

2. Работодатели в целях получения доступа к системе проходят процедуру регистрации.

3. Информация о высвобождении размещается работодателями в подсистеме "Личный кабинет работодателя" системы в соответствии с перечнем информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

4. Информация о высвобождении размещается работодателями в подсистеме "Личный кабинет работодателя" системы безвозмездно в соответствии с устанавливаемыми Федеральной службой по труду и занятости форматами данных информации о высвобождении.

5. Информация о высвобождении размещается работодателями в подсистеме "Личный кабинет работодателя" системы не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, включенных в такую информацию.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо