Факел педагогической династии продолжает гореть
Учитель…Такое знакомое, родное, близкое слово для каждого человека. Для дошколят учитель – это тайна, которую хочется поскорее раскрыть; для учеников учитель – это знание, которое необходимо усвоить. Профессия учителя – особая миссия, особый склад души и ума, это – ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.
Педагогической династии Жиленковых уже более 160 лет.
Родоначальницей династии является Мария Ильинична Жиленкова, 1920 года рождения. После окончания 10 классов поступила учиться в педагогическое училище и работала учителем начальных классов в селе Нижняя Омка, затем в селе Кабурлы. В 1946 году Мария Ильинична вышла замуж за офицера Красной армии и уехала на место службы мужа в Забайкалье. В 1953 году после комиссования мужа по состоянию здоровья семья вернулась в Калачинск Омской области. 40 лет Мария Ильинична отдала обучению и воспитанию учеников начальных классов. Имеет звание «Отличник народного образования», Ветеран труда.
Федор Иванович Жиленков – кадровый военный, участник Великой Отечественной войны. В 17 лет после окончания школы поступил учиться в военное училище.
Как и многим ребятам в то время, хотелось на фронт.
Преподаватели пояснили: «На фронт в первую очередь отправлять будем отличников». Вот и старался Фёдор со своим другом изо всех сил. Но в конце учёбы оказалось, что на фронт отправили тех, кто постарше, в том числе и мужчин из числа преподавателей. А отличников оставили в училище обучать молодежь. И только в 1944 году его отправили на линию фронта. Победу он встретил на Дальнем Востоке в войне с Японией. После окончания войны служил в Забайкальском военном округе, учился в военной Академии.
Годы войны, лишения и боль не прошли даром. Фёдор Иванович был комиссован по состоянию здоровья. Майор по званию, он освоил профессию преподавателя начальной военной подготовки, затем был назначен заместителем директора по производственному обучению. Это было время, когда, начиная со школьной скамьи, готовились кадры для успешно развивающейся промышленности. Стаж его работы в образовании 11 лет. Как человек военный, Федор Иванович был строг со своими учениками, но в то же время, очень добр и внимателен.
Продолжить дело своих родителей Александр Фёдорович Жиленков решился не сразу. Работе в школе предшествовали годы труда на «Калачинском механическом заводе» столяром, электросварщиком, слесарем, мастером. Опыт, приобретённый на предприятии, во многом ему помог и на сегодняшний день является неотъемлемой частью его профессии – преподавателя столярного дела, которому он посвятил 40 лет своей жизни. Много душевного тепла, мастерства, заботы и любви отдано ребятам разных возрастов и характеров.
С самого первого дня работы в «Калачинской общеобразовательной коррекционной школе-интернате восьмого вида» Александр Фёдорович постоянно находится в творческом поиске. Благодаря его умелым рукам школьная столярная мастерская неоднократно занимала призовые места в районных и областных смотрах-конкурсах учебных кабинетов. Александр Фёдорович щедро делится богатым опытом работы с педагогами города и области: проводит открытые уроки и мастер-классы.
На его уроках дети приобретают желание и умение трудиться, видеть и ценить красоту, стремиться самим ее создавать. Доказательство тому – экспонаты выставки в Калачинском краеведческом музее, которая состоялась в апреле 2015 года.
Александр Фёдорович стал одним из инициаторов плодотворного многолетнего сотрудничества «Центра занятости населения Калачинского района», «Калачинской коррекционной общеобразовательной школы-интерната восьмого вида» и учебного центра «Горизонт» города Омска по подготовке специалистов по профессии «столяр-плотник». Некоторые выпускники этих групп, обучившихся наиболее успешно, трудоустроились и работают на предприятиях города и района.
Плодотворная работа учителя первой категории Александра Фёдоровича Жиленкова не раз отмечалась Благодарственными письмами и Почётными грамотами Калачинского комитета по образованию, Министерства образования Омской области.
Добрые начинания супруга на протяжении 44 лет совместной жизни поддерживает жена –Валентина Евгеньевна Жиленкова. В 1970 году она окончила «Омский педагогический институт им. Горького». 40 лет отдано ею педагогической работе в Калачинске. «Быть светлым лучом для других и самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть» – эти слова можно в полной мере отнести к Валентине Евгеньевне. С 1979 года она работала в Калачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате восьмого вида воспитателем, учителем, возглавляла коллектив школы. У Валентины Евгеньевны сложился свой педагогический почерк. Накоплен огромный опыт, которым она делилась на страницах научно-методического журнала «Дефектология», сборника «Инновационные процессы в педагогической практике», в материалах второй «Международной научной интернет-конференции талантливых педагогов». Среди многочисленных поощрений Валентины Евгеньевны самое весомое – грант Президента Российской Федерации победителю Всероссийского конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений, которым она награждена в 2006 году.
В семье учителей и быть не могло иначе: педагогом стала их дочь –Елена Александровна Жиленкова. Уже 29 лет работает она в школе № 152 города Омска, из них 9 лет – заместителем директора и вот уже 12 лет возглавляет коллектив родной школы.
В современном мире нескончаемых реформ Российского образования только опытный руководитель способен вести за собой учительский и ученический коллективы. Есть у Елены Александровны главный талант – способность сохранять в душе творческий огонёк, который помогает постоянно находиться в поиске нового, успешно реализовывать творческий потенциал педагогов школы и их воспитанников. За это она награждена Почётными грамотами Министерства образования Омской области, Министерства образования и науки Российской Федерации.
Безусловно, этим людям – продолжателям династии всегда есть, что сказать друг другу, встречаясь тёплыми семейными вечерами. Они любят свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за мудрость, которой она наделяет с течением времени, за то, что заставляет двигаться вперед. Следуя мудрости Плутарха, они понимают: ребёнок, действительно, не «пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, нужно самому педагогу гореть. И факел этой педагогической династии, зажжённый еще в XX веке, горит до сих пор. Кто знает, может он останется ярким еще на многие годы…
Наталья Шульга,
Калачинской муниципальный район.