Заседание Совета Федерации профсоюзов Оренбургской области
14 марта 2018 года состоялось заседание Совета Федерации профсоюзов Оренбургской области, в котором принял участие председатель горкома Профсоюзов образования Александр Вячеславович Рыжинский.
Основное выступление председателя Федерации профсоюзов Оренбуржья Ярослава Анатольевича Чиркова было по теме: «Вызовы. Победы. Задачи 2015-2020». В докладе были подчеркнуты основные направления деятельности, которые были приняты Федерацией профсоюзов Оренбуржья в ноябре 2015 года. Они представляют программу действий профсоюзов до 2020 года в области защиты социально-трудовых прав работников, охраны труда, укрепления профсоюзного движения, информационно-пропагандистской работы и других блоков.
В заседании принял участие председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков. Он приветствовал собравшихся и ответил на вопросы. Главное достижение за все последние годы - это решение об уравнивании минимального размера оплаты труда с уровнем прожиточного минимума, - заявил Шмаков. Он также призвал коллег не останавливаться на достигнутом и на основании этого решения добиваться общего повышения зарплат во всех отраслях экономики и в бюджетной сфере. Глава профсоюзов России обратил внимание на то, что Профсоюз будет добиваться изменения законодательства о порядке присвоения звания «Ветеран труда» с расширением количества поощрений в министерствах для учета присвоения данного звания. Как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Владимировича Путина, Михаил Викторович собрал предложения и обращения от профсоюзных активистов Оренбуржья, которые требуют решения на государственном уровне. Горкомом Профсоюза было передано обращение от педагогов города Оренбурга.
Текст обращения:
Кандидатам в Президенты Российской Федерации!
Обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть предложения и наболевшие вопросы, которые неоднократно поступали в горком Профсоюза. Данные предложения требуют решения на государственном уровне. Профсоюзы, к сожалению, правом законодательной инициативы не обладают.
1. Одна из основных проблем работников образования – это жилье. В настоящее время некоторые педагоги со своими семьями вынуждены снимать квартиры (комнаты), так как ипотечный кредит из-за недостаточной заработной платы банки не одобряют и ряд других причин. Острой проблемой остается жилье молодым специалистам, которые живут уже самостоятельно. Есть программа жилья для молодых семей. Там тоже длинные очереди, но есть вероятность все-таки получить жилье на льготных условиях. И таких счастливчиков не мало. Но как быть, если молодой специалист еще не в браке? Заработная плата самая маленькая, жилья нет и т.д. и т. п.
При горкоме Профсоюза функционирует Совет молодых педагогов, который выступил с инициативой организовать строительство в каждом регионе Домов Молодежи. Это общежития для молодых специалистов, у которых нет жилья, молодых семей. Такие Дома решили бы проблему с жильем на первых порах.
2. Очень важный вопрос - льготная пенсия за выслугу лет в системе дополнительного образования детей. Речь идет о 16 годах и 8 месяцах на момент 1 января 2001 года и, одновременно, факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000. Эти условия выдвигает закон. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665, вступившее в силу с 1 января 2015 года ситуацию не изменило. Те, кто имели требуемый стаж на 01.01.2001 года, пенсию уже оформили, а новое поколение такого стажа не могут иметь в принципе. Необходимо законодательно гарантировать педагогическим работникам системы право на досрочную пенсию по выслуге лет, необходимо снять существующие ограничения.
По факту педагогов раздели на 2 группы: тех, кто вошел в пункт 1 Списка профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию и тех, кого включили в пункт 2 этого Списка, тем самым лишив этого права: «…право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиолоическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности)». Вопрос напрашивается сам собой: чем же тогда занимаются педагоги дополнительного образования? Кто решает: труд какого педагога сопряжен с повышенными психофизиологическими нагрузками, а какого – нет?
Как заманить молодых квалифицированных специалистов, выпускников средних специальных и высших учебных заведений в систему дополнительного образования, которые по получению образования ищут высокооплачиваемые рабочие места совсем не по профессии. Как привлечь их к работе, если заработная плата низкая, если досрочной пенсии нет, нет многих льгот, которыми пользуются коллеги учителя.
Необходимо принять меры по повышению социального статуса педагогических работников дополнительного образования и уравнять их с педагогами общеобразовательных школ. Ведь они и сегодня продолжают работать в организациях дополнительного образования, учат и воспитывают детей, и обязанностей у них ничуть не меньше, чем у учителей в общеобразовательных школах.
3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для концертмейстеров детских школ искусств и других образовательных организаций.
По приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения педагогической нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», норма часов учебной преподавательской работы и у младших и у старших классов сравнялась и стала 18 часов в неделю за ставку заработной платы у преподавателей. В приказе Министерства образования и науки РФ в пункте 2.4 четко прописано, что нормой часов педагогической работы концертмейстера является 24 часа в неделю, т.е. норма часов работы за ставку концертмейстера осталась без изменений.
Получается, что концертмейстер, имея одинаковое количество уроков с преподавателем, 6 из них работает бесплатно. Концертмейстер и преподаватель на уроках работают в тесном союзе. В обязанности концертмейстера входит не только знание партий, профессиональная игра на инструменте, выступление на концертах и конкурсах с обучающимися, но и методика преподавания предмета и воспитательной работы, а также полноценная замена преподавателя на уроках по производственной необходимости. Работа концертмейстера – это очень ответственный труд, но, к сожалению, низкооплачиваемый. Концертмейстер вместе с педагогом принимает самое непосредственное участие в обучении и воспитании детей и несет ответственность наравне с преподавателем за специальную подготовку обучающихся по направлению и профилю своей работы.
4. Строя новые образовательные здания, которые очень необходимы сегодня, нельзя забывать и о тех зданиях (строениях), которые с течением ряда обстоятельств стали никому не нужными, в народе прозванными - «долгостроями». В настоящее время стройки этих зданий «заморожены» или переоборудуются для торговых площадей. Предлагаем проект - «Долгострой – детям», чтобы дать вторую жизнь этим строениям. Предложение поступило от юных художников, которые в своих работах показали, как эти здания могут выглядеть в будущем. Конечно не все «долгострои» будут соответствовать современным условиям и стандартам, но некоторые можно было бы отдать детям. И таких сооружений в городах множество. Сейчас некоторые перестраиваются в торговые центры, которых и так очень много в городах. По всей России в восстановленных обновленных зданиях юные граждане смогли бы получать качественное предпрофессиональное образование. В городах появились бы настоящие «Детские технопарки», «Дворцы спорта», «Станции юных техников», «Храмы детского искусства», которые бы оставили юному поколению старшие сподвижники.