Главная / Деятельность / Информационная работа

Цветущий и солнечный Приморский край в ожидании снижения районного коэффициента

Пресс-служба Профсоюза. 24.09.2019
Печать

Немного истории.

Начиная с 60х годов власть, тогда ещё Госкомтруд СССР, Секретариат ВЦСПС, принимали меры к сохранению целостности государства и предотвращению оттока населения в районах с тяжелыми климатическими условиями, особенно в тех регионах, которые имели стратегическое значение и граничили с иностранными государствами. Одной из действенных мер сохранения населения стало повышение в таких местностях заработной платы за счёт установления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с п. 18 Постановления Совета Министров СССР от 08.12.1977 N 1067-347 "О мерах по дальнейшему развитию экономики пограничных районов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей", для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках пограничной 30-километровой зоны установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 26.07.1978 N 243-сс утвержден Перечень поселковых и сельских Советов народных депутатов приграничной зоны Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей.

В 1983 году Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера были отнесены районы Приморского края: Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский; рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района.

Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 установил на территории Российской Федерации государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые предоставляются как лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так и лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в частности, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем. Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Предусмотренные настоящим Законом гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются к лицам, работающим у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". (преамбула, статья 1).

Закон Приморского края от 14.04.2006 N 350-КЗ на краевом уровне закрепил положения о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета, и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета.
То есть, целями установления указанных гарантий и компенсаций является возмещение негативного воздействия на здоровье лиц, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятных природно-климатических факторов.

Немного фактов.

На «Севера» люди едут зарабатывать деньги, зачастую подставляя под удар собственное здоровье. Но и эти меры уже не в силах сдерживать отток населения из климатически неблагоприятных регионов.

Если анализировать численность населения Приморского края по открытым данным, становится очевидным, что с 1993 года она стабильно падает и в 2019 году жителей в крае меньше, чем в 1976. И если дополнительные гарантии хоть как-то сдерживают это падение, то снижение районного коэффициента – первый шаг к ускорению падения.

Пресс-служба краевой администрации сообщает людям о том, что изменение районного коэффициента к зарплате позволит направить в социальную сферу региона дополнительно 1,5 млрд рублей. Снижение размера районного коэффициента подразумевает увеличение окладов на 10% за счет федеральных средств работникам в системе ОМС, а также по переданным с федерального уровня полномочиям - в области лесного хозяйства, охраны животного мира, работников военкоматов, ЗАГС, присяжных заседателей и другим. Ссылаясь на отдельный пункт документа, гарантирует, что снижения заработной платы не будет.

Немного размышлений

Давайте вместе разберём Постановление Администрации Приморского края от 02.09.2019 N 565-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 8 мая 2013 года N 168-па "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края".

«1. Внести в разъяснения о порядке установления компенсационных выплат в государственных учреждениях Приморского края, утвержденные постановлением Администрации Приморского края от 8 мая 2013 года N 168-па "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края" (в редакции постановлений Администрации Приморского края от 8 октября 2014 года N 406-па, от 6 августа 2019 года N 508-па), изменения, изложив абзацы второй, третий пункта 4 в следующей редакции:
"К заработной плате работников учреждений в соответствии с правовыми актами органов государственной власти бывшего Союза ССР и краевым законодательством начисляются:
районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3 - за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны; в размере 1,2 - на остальной территории Приморского края;"»

Из пункта видно, что коэффициент 1,3 сохраняется для работников местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в Приморском крае это Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский; рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района (Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12).

А что мы относим к категории сельских населенных пунктах и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны?

В соответствии с п. 18 Постановления Совета Министров СССР от 08.12.1977 N 1067-347 "О мерах по дальнейшему развитию экономики пограничных районов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей", для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках пограничной 30-километровой зоны установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 26.07.1978 N 243-сс утвержден Перечень поселковых и сельских Советов народных депутатов приграничной зоны Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей.

Всё бы ничего, только эти два постановления обычные люди не найдут в общем доступе, как и перечень организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках пограничной 30-километровой зоны. Видимо документы засекречены.

Получается, что если человек не имеет объективной информации о местонахождении своего рабочего места в 30-километровой зоне, установить или опровергнуть данный факт он сможет только вооружившись измерительным прибором и храбростью и на свой страх и риск провести замеры. А потом, преодолевая лимиты бюджетных обязательств, доказывать свои права всеми законными мерами и средствами.

Непрозрачность положений документов ещё никогда не шла на пользу рабочему классу. Может стоит либо указать конкретные территории, либо задуматься над формулировкой?

«2. Ввести в действие изменения в отраслевые системы оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, с 1 января 2020 года.»
Здесь мы видим привязку к началу финансового года, что соответствует бюджетному законодательству.

«3. Установить, что заработная плата (оплата труда) работников учреждений (без учета стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с изменениями системы оплаты труда, предусмотренными настоящим постановлением, не может быть меньше заработной платы (оплаты труда) (без учета стимулирующих выплат), выплачиваемой до изменения системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.»

Давайте остановимся на этом пункте. Я предлагаю каждому посмотреть на свою расчётку, остановить взгляд на общей сумме заработной платы, взглянуть на размер стимулирующих выплат и вычесть их из начисления до применения районного коэффициента и дальневосточной надбавки. Это гарантированная сумма. Да, и вам, с грустью смотрящим на оклад в районе пяти-шести тысяч рублей, и понимающим, что именно стимулирующими выплатами вам «догоняли» заработную плату до МРОТ, потому что меньше нельзя.
Нет, если ваш оклад больше, и существенно больше МРОТ, и доля стимулирующих выплат несущественна, вы пока в плюсе.

«4. Отраслевым органам исполнительной власти Приморского края, осуществляющим функции учредителей государственных учреждений Приморского края (далее - учреждения), разработать и утвердить изменения в примерные положения об оплате труда работников учреждений, подведомственных органам исполнительной власти Приморского края, по видам экономической деятельности (далее - Примерные положения) в соответствии с настоящим постановлением и довести указанные изменения до руководителей учреждений до 1 октября 2019 года.»

Все мы понимаем, что эти примерные положения практически без изменений перекочуют в конкретные положения. За исключением местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. И сельских населенных пунктов и рабочих поселков приграничной 30-километровой зоны, если люди владеют такой информацией.

«5. Руководителям учреждений:
увеличить размеры окладов работникам учреждений на 10 процентов при изменении размера районного коэффициента к заработной плате в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;

разработать и утвердить изменения в положения об оплате труда работников учреждений, соответствующие требованиям настоящего постановления и Примерных положений, до 1 ноября 2019 года;

провести организационно-штатные мероприятия, связанные с изменениями, внесенными в положения об оплате труда работников учреждений.»

Повторимся, заработная плата увеличится при повышении оклада на 10 % и уменьшении районного коэффициента до 1.2 только если ваш оклад выше МРОТ. И чем выше, тем лучше.

По оргштатным мероприятиям, потребуется внести изменения, касающиеся размеров составных частей заработной платы в штатное расписание, тарификационный список. А потом, просчитав бюджет, сократить работников или штатные единицы, если не хватит денег, и выворачиваться, когда не хватит людей.

«6. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.

7. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.»

Вот и всё Постановление.

Профсоюзы давали свои расчёты, показывали реальные расчётные листки работников, пытались объяснить, что доплата до МРОТ не может быть больше, чем МРОТ за минусом начислений. Приводили множество других доводов, которые подтверждаются живыми людьми, которым платят заработную плату в реальных, а не в идеальных условиях.

Все мы понимаем, что краевой бюджет не бесконечен, стихийные бедствия каждый год наносят всё больший ущерб экономике края и имуществу людей, разрушая жилища и смывая посадки и скот, климат в Приморском крае год от года становится всё более непредсказуемым, болезни животных уносят тысячи голов. И компенсирует эти потери пострадавшим краевой бюджет. Пусть суммы компенсации на одного пострадавшего очень скромны, но в масштабах края они сливаются в существенное расходное обязательство.

И в свете всех бедствий, произошедших на территории Приморского края за прошедшие хотя бы пару лет, не является ли несвоевременным решение о снижении для бюджетников и пролетариата районного коэффициента?

Есть понимание, что детские сады, школы, дворы, дороги действительно выиграют, если на приведение их в надлежащее состояние найдётся 1,5 млрд рублей. Но может посмотреть на другие источники экономии этой суммы? Может другие статьи расходов можно ликвидировать без вреда для общества и экономики края?

Давайте вспомним, какие расходы бюджета превышали 1,5 млрд рублей, и, с точки зрения обычного человека, не являлись жизненно необходимыми ни для жителей, ни для экономики края. Предлагаю каждому подумать и почтить эти суммы минутой молчания. Нам, например, вспоминаются расходы по многострадальным гостиничным комплексам "Хаятт"…

И вишенка на торте.

Постановлением администрации Лазовского муниципального района Приморского края от 26.08.2019 № 379 районный коэффициент к заработной плате на территории Лазовского муниципального района установлен в размере 1.2 с 1 января 2020 года. Про увеличение оклада в постановлении не сказано.
Ряд муниципальных образований находятся в стадии обсуждения и принятия документов аналогичного содержания.
Занавес.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо