Главная / Деятельность / Социальное партнерство

На пути к профессиональному стандарту

Пресс-служба Профсоюза. 02.03.2017
Печать

Проблема повышения квалификации и профессионального уровня педагогических работников актуальна во все времена и при всех общественно-политических формациях. Государство хочет, чтобы подрастающее поколение получало качественные и необходимые для жизни знания, воспитывалось в духе патриотизма и было готово отдать все силы на благо Родины. Ровно того же самого хотят и педагоги, но порой в слаженном механизме российской образовательной системы возникают сбои, связанные с вопросами компетенции педагогов, которые приходится регулировать в ручном режиме. Вот одним из таких «регулировщиков» и является начальник отдела педагогических кадров департамента образования и науки Приморского края Ольга Лейбольт.

Она считает своим долгом использовать любую возможность для разъяснения политики государства в сфере образования, охотно встречается с педагогическими работниками и в ходе встреч дает грамотные, компетентные и исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы.
7 февраля 2017 года Ольгу Лейбольт пригласили выступить на Пленуме Владивостоксой городской организации Профсоюза образования. О том, как прошла встреча, мы попросили ее рассказать в этом интервью.

- Ольга Анатольевна, все помнят уровень напряженности в педагогической среде в конце прошедшего года, когда с 1 января ожидалось чуть ли не массовое увольнение опытных педагогов, чье образование не соответствовало профстандарту. Угроза миновала?

- Позвольте мне начать ответ несколько издалека, тем более что речь идет не об угрозе педагогам, а о приведении их профессиональной квалификации в соответствие современным требованиям. Повышение эффективности образования, а также его конкурентоспособность напрямую зависят от профессионального уровня педагогических работников. Это значит, что все требования, выдвигаемые работодателем в рамках закона, должны неукоснительно исполняться. Согласно ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Так вот, в профессиональном стандарте «Педагог (воспитатель, учитель)», который вступил в силу с 1 января 2017 года прописано, что педагог, осуществляющий образовательную деятельность, должен иметь профильное педагогическое образование или образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Против этого срока, считая его преждевременным, выступала педагогическая общественность и, в том числе, Профсоюз образования. Вроде бы их услышали: в последних числах декабря 2016 года Минтруда России подготовило приказ о переносе даты вступления в силу  профстандарта с 1 января 2017 года на 1 сентября 2019 года. Однако документ, подготовленный в самое неудобное, с точки зрения его продвижения, время, не прошел регистрацию в Минюсте. А это значит, что с 1 января 2017 года профстандарт начал действовать, независимо от того, нравится нам это, или нет. То есть, географию в школе должен преподавать не геолог, не картограф, не геодезист, а именно педагог, окончивший педагогическое учебное заведение по данной специальности. А у нас нередки случаи, когда уроки ведет, причем, хорошо ведет, творческий человек без должного профильного образования. Вот это-то несоответствие и предстояло исправить в свете профстандарта.

- А сколько профессиональных стандартов уже принято в образовании?

- Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются Минтрудом России в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05. 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В настоящее время в сфере образования утверждены 5 профессиональных стандартов:

- «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014 № 1115н, от 05.08.2016 № 422н);
- «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н);
- «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н);
- «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);
- «Специалист в области воспитания» (приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н).
После вступления данных стандартов в силу для указанных в них должностях Единый квалификационный справочник должностей (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н) уже не применим. Это требование в полной мере коснулось такой должности, как педагог-психолог. Теперь все педагоги-психологи должны иметь только высшее образование по профильным направлениям.

- А что делать с педагогами, которые были приняты на работу до вступления в силу профессионального стандарта и Единого квалификационного справочника должностей?

- Для таких работников в образовательном учреждении должен быть создан план устранения несоответствия квалификационным требованиям до 2020 года. Так прописано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584. Единственная оговорка здесь делается для тех работников, которые окончили одногодичные педагогические классы. Для осуществления педагогической деятельности им недостаточно пройти профессиональную переподготовку по направлению деятельности в образовательном учреждении, так как их образование нельзя приравнивать к среднему профессиональному.

- Означает ли это, что работодатель вправе уволить работника, который «не вписывается» в требования профстандарта?

- Трудовым кодексом РФ не предусмотрено увольнение работников в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов. Однако работник не должен расслабляться, потому что в ст. 77 ТК РФ, в свою очередь, перечислены основания прекращения трудового договора. В п. 11 данной статьи дается ссылка на ст. 84 ТК РФ, в которой говорится о прекращении трудового договора вследствие нарушения правил его заключения. Одним из оснований такого прекращения является отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, в том случае, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иными нормативными правовыми актами. А в п. 4 этого документа дается ссылка на ст. 81 ТК РФ, в которой сказано, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

- Можно ли говорить, что Единый квалификационный справочник должностей, тот самый знаменитый ЕКС, верой и правдой служивший работникам образования, уходит в прошлое и ему на смену приходит профстандарт?

- Понятие профессионального стандарта установлено ст. 195.1 ТК РФ. С 1 июля 2016 года вступила в силу ст. 195.3 ТК РФ о порядке применения профстандартов, в которой сказано «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателем». В профстандарты включены общие сведения, описание и характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних - требования к образованию и обучению, к опыту работы, необходимые умения и знания. ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу. В перспективе Минтруда России планирует полностью заменить ЕКС профессиональными стандартами, но такая замена будет происходить в течение длительного периода. Сегодня работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

- Одним из требований профстандартов является наличие у педагогов дополнительного профессионального образования. А кто определяет необходимость получения работником данного образования?

- Право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года определено ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ и ст. 197 ТК РФ. Рекомендация обучения есть и в профессиональном стандарте, а также в ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ говорится об обязанности педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции руководителя образовательной организации. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель на условиях и в порядке, которые предусмотрены коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. К сожалению, к нам часто поступают сигналы с мест, в том числе и от Профсоюза образования, о том, что работодатель обязывает педагогов проходить обучение по программам профессиональной переподготовки за счет их собственных средств, что, безусловно, является нарушением действующего законодательства.

- Как реализуется дополнительное профессиональное образование в нашем крае?

- Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, а также лица их получающие.
Здесь следует четко разграничивать понятия «повышение квалификации» и «профессиональная переподготовка». В первом случае речь идет о повышении профессионального уровня педагога в рамках уже имеющейся у него квалификации. А во втором – приобретение новой квалификации в избранном направлении деятельности.
В образовательных организациях Приморья, таких как Приморской краевой институт развития образования, Школа педагогики ДВФУ, ВГУЭС реализуют различные по объему и тематике дополнительные профессиональные программы. Есть программы повышения квалификации, рассчитанные на учебные курсы от 16 часов и выше (с выдачей удостоверения), которые направлены на совершенствование компетенций педагога, необходимых для его успешной профессиональной деятельности. А есть программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Такие программы рассчитаны не менее чем на 250 часов с выдачей диплома о профессиональной переподготовке. Педагогические работники образовательных организаций края, не имеющие профильного образования, могут получить дополнительные компетенции или квалификацию, обучаясь в любом учреждении России, оказывающем услуги по дополнительному профессиональному образованию в соответствии с лицензированными программами.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо