Приморская краевая организация
Главная / Деятельность / Информационная работа

О действиях Профсоюза по рассмотрению актуальных вопросов защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования в рамках РТК по регулированию социально-трудовых отношений

Пресс-служба Профсоюза. 27.08.2020 Печать

О действиях Профсоюза по рассмотрению актуальных вопросов защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования в рамках Российской трёхсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений

 

Текущая деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) осуществляется в соответствии с Единым планом первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Единый план).

Единый план разрабатывается на основании предложений сторон социального партнёрства на срок полгода и утверждается заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координатором РТК Т.А.Голиковой соответственно в начале 1-го и 2-го полугодий.

Профсоюз инициировал включение в Единый план на 2-е полугодие 2020 года ряда вопросов, являющихся актуальными для работников сферы образования и науки:

1. Нормирование труда работников бюджетной сферы.

Профсоюз считает необходимым, чтобы Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минтруда России приступили к осуществлению практических действий по реализации гарантированного статьей 159 ТК РФ «государственного содействия системной организации нормирования труда».

В настоящее время вышеупомянутые министерства предпочитают занимать позицию неприятия проблемы нормирования труда работников в сфере образования, указывая на то, что она не существует. В качестве обоснований в РТК предоставляются официальные материалы, где якобы описывается деятельность Минпросвещения России и Минобрнауки России в данной области регулирования трудовых отношений. При этом понятие «нормирование труда» и связанные с ним необходимые действия по разработке типовых (отраслевых и межотраслевых) норм труда по однородным видам работ (норм численности, норм обслуживания, норм по выполнении различных видов работ) подменяются уже проведенными мероприятиями по регулированию вопросов оплаты труда, учебной нагрузки и продолжительности рабочего времени педагогических работников. Подобная тактика уже неоднократно проявлялась в письмах официальных должностных лиц, отправляемых в адрес РТК, соответствующего содержания.

По мнению Профсоюза, продолжая отказываться от проведения работ
по нормированию труда работников учреждений сферы образования, необходимого для расчета численности и состава персонала для выполнения конкретного объема работ по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по учреждению (организации), их структурным подразделениям, федеральные органы нарушают права работников, не содействуют совершенствованию финансового обеспечения образовательных организаций.

В последнее время вопрос о нормировании труда в сфере образования
по инициативе Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ рассматривался на заседаниях рабочей группы РТК по заработной плате, доходам и уровню жизни населения (сопредседатель рабочей группы от профсоюзной стороны РТК – Г.И.Меркулова, председатель Профсоюза) дважды: 26.11.2019 г. и 31.07.2020 г.

Решением рабочей группы от 31.07.2020 г. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предложено принять конкретные меры, связанные с организацией работы по разработке по однородным видам работ типовых, отраслевых и межотраслевых норм труда (норм численности, норм обслуживания, норм по выполнении различных видов работ), учитывая позицию стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, о фактическом невыполнении этими федеральными органами исполнительной власти Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, в части нормирования труда.

Вопрос о нормировании труда работников образования остаётся в текущей повестке дня работы Профсоюза.

2. Создание условий для получения достоверной информации о размерах применяемых минимальных окладов, минимальных должностных окладов, минимальных ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников учреждений бюджетной сферы, их доли в структуре заработной платы.

Осуществление эффективной государственной политики в сфере оплаты труда в бюджетной сфере, включая образование, невозможно при отсутствии нормально работающей системы информационного обеспечения данной функции управления. Проведённый в 2019 году мониторинг и последующие доклады о его результатах на рабочей группе РТК 25.09.2019 г. выявили общую для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ),осуществляющих государственное управление в соответствующих видах деятельности в бюджетной сфере, проблему – отсутствие единых для всей бюджетной сферы унифицированных инструментов по получению полной и достоверной информации по предмету мониторинга как на уровне регионов, так и муниципальных образований. Каждый ФОИВ, осуществляющий государственное управление в своей сфере деятельности, проводит мониторинг, исходя из собственных представлений о способах его проведения и интерпретации полученных результатов.

С точки зрения Профсоюза, полученная таким образом информация не может в полной мере использоваться федеральными органами исполнительной власти в целях выработки и осуществления последующих обоснованных регулятивных действий, в том числе направленных на реализацию на всех уровнях единых принципов, предусмотренных Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

По инициативе Профсоюза и по согласованию с профсоюзами, членами Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, в Единый план включён для рассмотрения вопрос «О разработке форм для проведения ежегодного мониторинга размеров применяемых минимальных окладов, минимальных должностных окладов, минимальных ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников учреждений бюджетной сферы, их доли в структуре заработной платы».

3. Обеспечение получения официальной информации от федеральных органов исполнительной власти по уровням заработной платы в бюджетном секторе экономики:

1) по вопросу сохранения в 2019 году достигнутых в 2018 году соотношений уровней заработной платы, установленных для отдельных категорий работников бюджетной сферы указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012-2017 годы», от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах
по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

2) по динамике реальной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы за 2012-2019 годы;

Статистику по укрупненным показателям можно получить на сайте Росстата, но без каких-либо комментариев по значениям и динамике показателей заработной платы отдельных категорий работников. Только федеральные органы исполнительной власти формируют официальную точку зрения, в том числе о причинах не достижения установленных указами соотношений заработных плат по тем или иным отдельным категориям работников как по виду профессиональной деятельности, так и по регионам.

Экспертами аппарата Профсоюза была проанализирована динамика реальной заработной платы работников сферы образования. Анализ показал, что в период 2014-2019 гг. эта динамика имела разнонаправленный характер для различных категорий педагогических работников сферы образования: у педагогических работников организаций дополнительного образования детей, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций профессионального образования, преподавателей образовательных организаций высшего образования, научных сотрудников в той или иной степени наблюдался рост, а у педагогических работников общеобразовательных организаций и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – снижение реальной заработной платы. При этом необходимо отметить, что при анализе использовались статистические данные в среднем по Российской Федерации, а это означает, что от региона к региону ситуация с реальной заработной платой могла отличаться.

Получение официальной информации по достигнутым в 2019 году соотношениям уровней заработной платы, установленным для отдельных категорий работников, а также официальной оценки динамики реальной заработной платы за период 2012-2019 гг. предоставит Профсоюзу дополнительные возможности по формированию рабочей повестки в рамках дальнейшего взаимодействия с социальными партнёрами в лице Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минтруда России.

В этой связи в Единый план мероприятий на 2-е полугодие 2020 года
по инициативе Профсоюза включён вопрос «О мониторинге соотношений уровней заработной платы, установленных для отдельных категорий работников бюджетной сферы указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2019 году.
О динамике реальной заработной платы этих категорий работников за 2012-2019 годы».

4. Совершенствование методики расчета среднемесячного дохода
от трудовой деятельности, используемого в качестве целевого показателя повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года.

В начале 2020 года экспертами аппарата Профсоюза было исследовано соотношение темпов роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике страны иотдельных категорий работников бюджетной сферы. Для отдельных категорий работников, начиная с 2015 года, в целях оценки достижения целевых показателей уровня средней заработной платы используется показатель «среднемесячный доход от трудовой деятельности» (рассчитывается по методике, утверждённой Приказом Росстата от 13 апреля 2017 г. № 239). Результаты исследования дают основание утверждать, что в целом по Российской Федерации в период 2015-2019 гг. темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников
по полному кругу организаций в целом по экономике существенно превышают темпы роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности, рассчитываемого Росстатом на основании указанной методики. Выявленная тенденция свидетельствует о том, что применение среднемесячного дохода от трудовой деятельности в качестве целевого показателя повышения заработной платы в бюджетной сфере будет служить инструментом сдерживания роста зарплаты в бюджетном секторе. Исходя из изложенного, есть основания полагать, что применяемая Росстатом методика нуждается в существенной корректировке, а процедуры её использования и порядок интерпретации результатов её применения должны иметь для профсоюзов, представляющих интересы работников бюджетной сферы, открытый характер. 

В связи с вышеизложенным в Единый план на 2-е полугодие 2020 года по предложению Профсоюза был предложен вопрос «О практике применения Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.04.2016 г. № 188 и предложениях по её совершенствованию».

5.Не все включаемые по инициативе Профсоюза в Единый план вопросы рассматриваются в определённые планом сроки. Так, на конец 2019 года был запланирован, но не рассмотрен вопрос о ходе реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в части создания условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Причиной не рассмотрения вопроса стала не готовность Минпросвещения России к его предметному обсуждению в указанный срок.

Профсоюз повторно инициировал включение вопроса «О ходе реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в части создания условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» в Единый план мероприятий РТК на 2-е полугодие 2020 года.

6. Разработка и утверждение Единых рекомендаций по установлению
на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на очередной календарный год
традиционно является плановым вопросом РТК.

В 2020 году по итогам работы соответствующей межведомственной рабочей группы проект Единых рекомендаций на 2021 год последовательно будет рассмотрен на заседаниях рабочей группы РТК по заработной плате, доходам и уровню жизни населения и в конце года на заседании РТК – с целью их утверждения.

 

Источник: Информационно-аналитические материалы (к августовским педагогическим совещаниям 2020 года), подготовленные
Центральным советом Общероссийского Профсоюза образования

690078, г. Владивосток, ул. Комсомольская, 3

423 245-97-38