Главная / Деятельность / Информационная работа

О введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должности учителей – «учитель-методист» и «учитель-наставник».

Пресс-служба Профсоюза. 16.12.2020
Печать

В рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста (Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 240, от 21 июля 2020 года № 474, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3276-р) Министерством просвещения Российской Федерации проводится профессионально-общественное обсуждение материалов «Предложения о введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должности учителей: «учитель-методист» и «учитель-наставник» на Портале поддержки Федеральных систем в сфере образования http://fedproekt.ru.

Обсуждение проводится с 10 по 18 декабря 2020 года.

Для того, чтобы принять участие в обсуждении Предложений необходимо:

  1. Зайти на Портал поддержки Федеральных систем в сфере образования http://fedproekt.ru и зарегистрироваться.
  2. После активации учетной записи модератором, зайти
    в раздел «Документация», далее – «Предложение о введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должности учителей: «учитель-методист» и «учитель-наставник».
  3. Ознакомиться с предложениями и оставить в разделе «Комментарий» свои предложения и замечания.

 

 

Материалы для общественно-профессионального обсуждения

 

В рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста (Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 240, от 21 июля 2020 года № 474, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3276-р) Министерством просвещения Российской Федерации выносится на профессиональное обсуждение предложение о введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должности учителей – «учитель-методист» и «учитель-наставник».

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, формирование национальной системы учительского роста должно быть направлено, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации.

В настоящее время, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276, предусматриваются две квалификационные категории: первая квалификационная категория, высшая квалификационная категория.

Первая квалификационная категория устанавливается на основе:

-       стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

-       стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662;

-       выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

-       личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций.

Высшая квалификационная категория устанавливается на основе:

-       достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

-       достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662;

-       выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

-       личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

-       активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Образовательные результаты обучающихся, обусловленные требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, состоят из трёх групп:

-       предметные результаты;

-       метапредметные результаты;

-       личностные результаты.

При этом достижение метапредметных и личностных результатов обучающихся является предметом и результатом профессиональной деятельности не одного конкретного учителя, а группы учителей-предметников образовательной организации.

Образовательные результаты обучающихся по конкретному учебному предмету являются результатом работы не одного учителя, а совокупным результатом деятельности всех учителей и иных педагогических работников, обеспечивающих реализацию образовательной программы у обучающихся данного класса, в том числе педагогического работника, осуществляющего в нем классное руководство, педагогических работников, организующих внеурочную деятельность обучающихся, педагогов дополнительного образования, а также, педагога-психолога, социального педагога и других педагогических работников, сопровождающих образовательный процесс.

Это обуславливает необходимость целенаправленного профессионального взаимодействия учителей-предметников и иных педагогических работников в достижении запланированных образовательных результатов.

Таким образом, проявляется новая профессиональная способность (и готовность) учителя в части эффективного управления достижением обучающимися высоких образовательных результатов, что обеспечивается не только посредством его профессиональной деятельности, но и целенаправленным профессиональным взаимодействием с другими педагогическими работниками, вовлечёнными в совместное развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся класса.

Эта новая педагогическая позиция учителя по отношению к своим коллегам определяет необходимость описания совершенно иных черт и характеристик его профессиональной деятельности, необходимость мотивации их формирования и развития, а также определения и фиксации показателей достижения учителем данного уровня профессионального мастерства.

Достижение таких целевых показателей, установленных в рамках национальных целей, как вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования, создание условий для воспитания гармонично развитой и социальной ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, помимо прочего, подразумевает необходимость повышения эффективности деятельности, направленной на непрерывный профессионально-личностный рост педагогических работников, в первую очередь, учителей. Достижение указанных показателей подразумевает, помимо прочего, как совершенствование подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации педагогических работников (учителей) непосредственно, так и необходимость совершенствования методической и иной работы по организационно-педагогическому сопровождению реализации общеобразовательных программ и деятельности педагогических работников (учителей) в процессе осуществления педагогической деятельности. В этой связи необходимо решение задачи по стимулированию соответствующего процесса, целенаправленного и непрерывного, для чего Министерством просвещения Российской Федерации предлагается внесение изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276), путем включения двух дополнительных (к имеющимся первой и высшей), квалификационных категорий: квалификационная категория «учитель-методист», квалификационная категория «учитель-наставник», аттестация для установления которых также проводится по желанию педагогических работников (учителей), однако, помимо прочего, требующая выражения мнения педагогического совета (иного коллегиального органа управления, определенного уставом) соответствующей образовательной организации.

Квалификационная категория «учитель-методист» устанавливается на основе личного вклада в совершенствование технологий, методов, средств обучения и воспитания, за организацию методического сопровождения профессиональной деятельности в педагогических коллективах и сообществах в соответствии с предметной областью (профилем), педагогической технологией или иной профессиональной педагогической проблематикой с целю совершенствования предметных, методических, психолого-педагогических и (или) коммуникативных компетенций педагогических работников посредством трансляции современных эффективных, научно обоснованных методов, педагогических разработок и технологий, обеспечивающих достижение высоких результатов обучения и воспитания*, что может включать:

-       разработку, апробацию и адаптацию новых педагогических технологий, содержания образования, учебных пособий, методических рекомендаций и разработок, диагностических и контрольных материалов, как лично, так и в составе коллектива;

-       руководство или участие в работе методических объединений различных уровней;

-       участие в обсуждении проектов нормативных документов, регулирующих процессы развития систем образования различных уровней;

-       участие в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) педагогических работников по соответствующей предметной области (профилю), педагогической технологией или иной профессиональной педагогической проблематикой;

 

-       проведение открытых мероприятий (семинаров, мастер-классов, учебных занятий и др.) на различных уровнях;

-       участие в экспертных процедурах в рамках проведения конкурсов педагогического мастерства, аттестационных процедурах педагогических работников;

-       руководство педагогической практикой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования укрупненной группы «Образование и педагогические науки»;

-       методическое сопровождение по отношению к учителям, в том числе молодым специалистам, имеющим диагностированные компетентностные дефициты соответствующей области;

-       трансляцию своих достижений и разработок среди педагогической и родительской общественности через публикации, ведение собственного сайта с интерактивной обратной связью, на сайтах региональных организаций дополнительного профессионального образования, профессиональных ассоциаций и др., выступления на научно-практических конференциях.

К претендентам на установление квалификационной категории «учитель-методист» также предъявляются следующие требования:

1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 5 лет;

2) наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель»;

3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по методическому сопровождению реализации общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

Квалификационная категория «учитель-наставник» устанавливается на основе личного вклада в организацию и координацию сопровождения профессионального роста педагогических работников, в том числе молодых специалистов, посредством содействия формирования их предметных, методических, психолого-педагогических и (или) коммуникативных компетенций, а также иных личностно-профессиональных качеств (в условиях осуществления  супервизии), обеспечивающих достижение высоких результатов обучения и воспитания*, что может включать:

-       выявление конкретных профессиональных (компетентностных) дефицитов и потребностей наставляемого, включение его в планирование, организацию, контроль и оценку процесса и результатов своего профессионального роста;

-       передачу собственного опыта через освоение наставляемым в действии новых методик, способов, технологий профессиональной педагогической деятельности;

-       анализ педагогических действий наставляемого, обсуждение рисков, ограничений, различных способов их минимизации (преодоления);

-       использование гибких моделей, форм, методов, техник сопровождения наставляемого, четко не регламентируемых нормативными документами и обусловленных особенностями задач, условий и ситуаций деятельности субъектов наставничества;

-       обеспечение конструктивного взаимодействия с наставляемым, систематической и оперативной обратной связи с ним, обеспечивающей эффективность наставничества;

-       адаптацию, приобщение новых педагогов к традициям, культуре, правилам общения и пр. особенностям функционирования образовательной организации;

-       мотивирование наставляемого, содействие формированию у него знаний и умений, которые в данный момент для него не актуальны, но приобретут ценность в недалекой перспективе, когда новая ситуация этого потребует.

К претендентам на установление квалификационной категории «учитель-наставник» также предъявляются следующие требования:

1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 7 лет;

2) наличие действующей высшей квалификационной категории по должности «учитель»;

3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников (учителей), полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

 

Предлагаемое решение, в отличие от ранее рассматриваемых введения должностей «учитель-методист» и «учитель-наставник», введения квалификационных званий «учитель-методист» и «учитель наставник», является более предпочтительным:

1) в отличие от введения должностей «учитель-методист» и «учитель-наставник», присвоение учителям квалификационных категорий с аналогичными названиями будет осуществляться независимо от:

– работодателя;

– наличия (отсутствия) соответствующих должностей в штатных расписаниях, а также вакансий в конкретных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) в отличие от установления квалификационных званий, это:

– не потребует внесения изменений федеральные законы (в настоящее время понятие «квалификационное звание» законодательством Российской Федерации не предусмотрено);

– гарантирует обеспечение дифференциации размеров оплаты труда учителей-методистов и учителей-наставников на основании пункта 3 Порядка аттестации (приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276) – подразумевается, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист», надбавки должны быть назначены за обе квалификационные категории), что станет фактором мотивации непрерывного профессионального развития учителей.

*. В целях подтверждения личного вклада претендентом могут быть представляться следующие материалы:

-       об авторской методике учебного предмета, курса и (или) курса внеурочной деятельности, опыт реализации которого обобщен и распространен для использования другими учителями (иными педагогическими работниками);

-       об участии в работе методических объединений;

-       о сопровождении профессионального роста учителей (иных педагогических работников), направленном, в том числе, на изучение актуальных проблем государственной образовательной политики, образовательной науки и практики, на освоение эффективных технологий, методик, приемов и средств обучения и воспитания;

-       об участии (победитель, призер) во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;

-       об участии в научных, научно-практических, научно-методических и т.п. конференциях (с докладом), о проведенных мастер-классах, открытых уроках и т.п.;

-       о публикациях в методических, профильных изданиях, также в периодических изданиях, индексируемых в РИНЦ, Scopus и (или) Web of Science;

-       об изданных учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, монографиях;

-       о государственных, ведомственных и иных наградах и поощрениях за заслуги в сфере образования;

-       другие подтверждающие материалы.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо