Приморская краевая организация
Главная / Деятельность / Информационная работа

По страницам газеты "Солидарность". О системе оплаты труда в отрасли.

Пресс-служба Профсоюза. 13.02.2018 Печать

Татьяна Куприянова, заместитель председателя Профсоюза работников образования и науки РФ:
- Еще в 2005 году в ст. 144 ТК РФ был уточнен пункт о том, что правительство может устанавливать базовые ставки и базовые должностные оклады для работников государственных и муниципальных учреждений по профессиональным квалификационным группам должностей. Также был принят указ президента России о том, что эта проблема должна быть решена в 2015 году. Но до сего момента базовые ставки и оклады не установлены. В сфере образования работают около 90 тысяч образовательных учреждений. А трудовое законодательство позволяет каждому учреждению самостоятельно устанавливать систему оплаты труда.

В итоге - большая дифференциация в уровнях зарплаты между регионами по каждой категории работников бюджетной сферы. И по педагогическим работникам, и по медицинским, и по работникам культуры. Все зависит от наполнения бюджетов соответствующих уровней и применяемых систем оплаты труда, которые устанавливаются в каждом регионе, а то и в каждой организации. Дифференциация в уровнях зарплаты, например, учителей и воспитателей составляет по разным регионам четыре-пять раз. Колоссальная разница!
Конечно, было бы правильнее, если бы базовые ставки и оклады как минимальные государственные гарантии по оплате труда, устанавливаемые на федеральном уровне, ввели, когда выделялись деньги на поэтапное повышение зарплаты в соответствии с указами президента от 2012 года. Однако это требовало бы еще больших средств. Все деньги были брошены на поэтапное достижение целевых показателей повышения средней зарплаты по каждой категории работников, поименованной в указах. Но привязаны эти целевые показатели были к средней зарплате по экономике конкретного региона, а между регионами дифференциация зарплат тоже отличается в разы.

Ежегодно Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утверждает “Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений”. С 2015 года этот документ предписывает определять долю должностных окладов или ставок заработной платы сотрудников государственных и муниципальных учреждений в структуре их заработка. Для каждого вида деятельности в бюджетной сфере - в образовании, здравоохранении, культуре, а теперь еще и в спорте - установлено разное процентное соотношение гарантированной части (в виде должностных окладов и ставок заработной платы) и зарплаты в целом. Для сферы образования, например, сначала предлагалось установить 60%, а в 2018 году - 70%.

К сожалению, добиться выполнения этой рекомендации удается с большим трудом. В федеральных учреждениях делаются конкретные шаги по достижению такого соотношения. А в региональных и муниципальных - процесс движется крайне медленно. Похвастаться особо нечем. Когда полномочия устанавливать системы и уровень оплаты труда в бюджетном секторе были переданы регионам, образовалась большая разница в оплате труда. Как результат, сегодня нужно одновременно и выполнять майские указы президента, и унифицировать системы оплаты труда для поэтапного снижения дифференциации, и вести подготовительные мероприятия для введения базовых ставок и окладов. Денег на все это нужно немало. Учитывая, что во многих регионах бюджеты выполняются со значительным дефицитом и накопились значительные суммы государственного долга, решить эти задачи без больших вливаний со стороны федерального бюджета невозможно.

В Генеральном соглашении, заключенном на днях между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2018 - 2020 годы, есть обязательство сторон социального партнерства разработать нормативный правовой акт для работников бюджетной сферы, предусматривающий введение базовых ставок и окладов как минимальных государственных гарантий по оплате труда. Но там же есть условие, что приниматься этот документ должен на основе практики введения базовых ставок и окладов в отдельных регионах. А такой практики почти что и нет. Сейчас нужно определить порядок решения этого вопроса. И данная задача - первоочередная, поскольку при такой разнице в оплате труда тяжело говорить о сохранении единого образовательного пространства.

Дело в том, что федеральные государственные образовательные стандарты приняты, профессиональные стандарты по видам деятельности утверждаются, а вот стандартов оплаты труда до сих пор нет ни в образовании, ни в здравоохранении, ни в культуре. И выполнение указов президента от 2012 года в части поэтапного повышения зарплаты в бюджетной сфере, к сожалению, привело не к повышению оплаты труда за выполнение должностных обязанностей, а к увеличению зарплаты, в основном, за возросшую интенсивность труда. Как показала практика, чтобы надеяться на повышение качества работы по основной должности, нужно действительно увеличивать должностные оклады либо ставки зарплаты. А в образовании, например, сейчас ставки или оклады педагогических работников составляют не более 25 - 30% в структуре зарплаты.

При этом общероссийские профсоюзы работников образования, здравоохранения и культуры - членские организации Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы настаивают на том, что минимальные ставки и оклады, применяемые при оплате труда работников с минимальным уровнем квалификации, не могут быть ниже МРОТ. Причем, конечно же, без включения в его состав компенсационных и стимулирующих выплат. Отрадно, что сейчас Конституционный суд положил конец спорам по этому вопросу, как мы надеемся.

Сейчас надо всерьез браться за мониторинг ситуации - возможно, запускать какие-то пилотные проекты. Но все опять упрется в наполнение бюджетов, в намерения властей. Ну, и от настойчивости профсоюзов многое, безусловно, зависит. А мы готовы работать над решением этой задачи системно, последовательно и настойчиво.

 Полная версия статьи: https://www.solidarnost.org/articles/Stavka_oklad_zero.html

 

690078, г. Владивосток, ул. Комсомольская, 3

423 245-97-38